Как Дьявол сводит с верного пути? Наиболее распространенной формой влияния его на людей является внушение слабости и безволия перед очевидным грехом (спиртное, сквернословие, сплетни, воровство, прелюбодеяние и т. п.), а также побуждение человека игнорировать взятые на себя обязательства перед людьми (например, после подписания сторонами договорных отношений) или пренебрегать обязательностью пред Богом.
Стремясь заполучить то или иное земное благо (денежную премию, должность, выгодный контракт), человек, вроде как верующий, под разными предлогами не брезгует совершить аморальное либо преступное (обман, воровство, информационное уничтожение конкурента, интриги и т. п.). То есть ради мирского он жертвует вечным, совершая очевидное, «оправданное» злодеяние. Кстати, списать всю вину на Дьявола таким людям не удастся. Дьявол лишь нашептывает, соблазняет, но не принуждает, у человека всегда есть свобода выбора. Он может следовать сатанинскому влиянию и нашептываниям, удаляясь тем самым от Всевышнего и Его безграничной милости, но смысл в том, чтобы не отвлекаться на это, не реализовывать предлагаемую форму зла, а знать свое дело, видеть свои цели и позитивно, созидательно двигаться дальше по жизни. О запрете бесправного присвоения чужого имущества говорится в нескольких аятах Священного Корана, а также в достоверной Сунне заключительного Божьего посланника. В Коране Господь миров говорит:
*
Наказание за воровство по Корану
Наиболее адекватной данная форма наказания является в случаях с воровством в особо крупных размерах, финансовыми аферами и махинациями, казнокрадством с отягчающими последствиями. Сунна поясняет нам, что если до передачи дела в суд тот, у кого украли, простит вора, наказание (ампутация кисти правой руки) аннулируется [3].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Не прелюбодействует прелюбодей, оставаясь верующим; не употребляет спиртное пьющий, сохраняя при этом веру; не ворует вор, оставаясь верующим; не грабит или не похищает грабитель, сохраняя веру свою. [То есть вера в процессе совершения столь страшных преступлений покидает человека]. Однако возможность покаяния у них [у таких людей] есть» [4]. «Аллах (Бог, Господь) проклял вора, который лишается кисти [руки] за то, что украл яйцо или веревку» [5]. «В Судный День вы обязательно восстановите [нарушенные вами] права людей [вернете обратно то, что вам не принадлежало, но только уже расплачиваясь своими благодеяниями либо беря на себя чужие грехи]. [И не только вы] даже рогатому барану воздастся равным за [боль, нанесенную] безрогой [овце]» [6]. «В День Воскрешения [в знак очевидности, тяжести и пагубности греха] вокруг шеи того, кто несправедливо присвоил [живя в земной обители, даже] пядь [7] [чужой] земли, обовьют [объем почвы этого куска на глубину] семи земель [8] [то есть до самого центра Земли; и он, изнемогая, будет вынужден тащить это за собою на площадь Суда]»[9]. «Передается, что один человек по имени Киркира [10] переносил для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) тяжелые вещи [когда в этом возникала необходимость]. После его смерти Пророк сказал: «Он [окажется] в Аду! [11]». Люди отправились посмотреть и обнаружили [в его доме] плащ [12], который он [когда-то] украл» [13]. «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть находясь рядом с ним, являясь, например, его соседом или имея торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]» [14].
Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) спросил у сподвижников: «Кто, по-вашему, банкрот?» Те ответили: «По сложившемуся у нас мнению, это тот, кто не имеет ни денег, ни товара». [Посланник Божий уточнил:] «Банкрот в среде моих последователей — это тот, кто придет в Судный День с выполненными им ранее обязательными молитвами-намазами, [соблюденным обязательным] постом, выплаченной [обязательной] милостыней-закятом, но вместе с этим окажется, что он кого-то оскорбил (обругал), кого-то оклеветал (публично опорочил), кого-то обманул в денежных делах (присвоил себе чужое), пролил чью-то кровь, ударил кого-то [и т. п.]. [Сядет он и] начнет все это возмещать, расплачиваясь своими [мирскими] благодеяниями [накопленными кропотливым трудом] и всем тем обязательным, что он совершал пред Богом. И если вдруг его духовное богатство (хасанат) полностью растратится до того, как сможет со всеми расплатиться, тогда на его счет начнут переводиться грехи обиженных, оскорбленных или обманутых им [вне зависимости от того, кем они были по вере или нации]. По завершении этого процесса человек будет брошен в Ад [попав на тот уровень, который окажется соответствующим количеству набранных им грехов. И если в его сердце было хоть на вес пылинки веры, тогда рано или поздно он выберется из Преисподней]» [15]. Даже если кто-то и уйдет от правосудия или, наоборот, будет безвинно наказан, истинное воздаяние и беспристрастный вердикт человек получит у Бога. Справедливости хватит на всех.
«О люди! [Поймите, помните и не забывайте] ваши преступления (проступки и грехи) против вас же самих [рано или поздно вы за это ответите своей кровью, плотью, спокойствием, достатком; будете расплачиваться мирским и вечным благополучием]. [Вы хотите преступными способами (обманом, аферами, воровством, казнокрадством и т. п.) приумножить] земной достаток (мирские наслаждения)?! [16] [Не забывайте] вы к Нам вернетесь [в естественном для вас состоянии], и Мы [говорит Творец всего и вся] вам объявим о том, что вы делали [вынеся в итоге решение по вечности, вашей вечности]» (см. Св. Коран, 10:23).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Рецидивист — человек, уже имеющий судимость и совершающий преступление повторно.
[2] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 529.
[3] Напомню, что самосуд в Исламе категорически запрещен. Решения о наказании могут выноситься лишь местными судебными органами и в соответствии с законодательством.
[4] См.: аз-Захаби Ш. Китаб аль-кябаир. С. 78, хадис № 94; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 743, хадис № 2475; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 55, хадис № 104–(57); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 743, хадис № 2630.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1294, хадис № 6783; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2117, хадис № 6783; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 700, хадис № 7–(1687).
[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 1040, хадис № 60–(2582).
[7] Пядь — мера длины, равная 22,5 см.
[8] В Коране говорится про семь земель, созданных наряду с семью небесами. Например: «Аллах (Бог, Господь) — тот, Кто сотворил семь небес и землю по их подобию [то есть в ней также имеются семь слоев]. Между ними [через эти бескрайние для человека космические простоты] спускаются повеления [Божьи, низводимые ангелами]. [Из раза в раз напоминается вам об этом для того] чтобы знали вы [поняли, наконец], что Господь может абсолютно все [Его сила и мощь ничем не ограничены, и дабы поняли], что все [без исключения] охвачено Его знанием» (Св. Коран, 65:12). В приведенном хадисе образно показана невыносимая тяжесть греха в результате присвоения себе даже пяди чужой земли и, как следствие, — неподъемность наказания в Судный День. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 130–132.
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 614, хадис № 3198; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 735, хадис № 2452; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 656, хадис № 138–(1610).
[10] Есть несколько мнений относительно того, как читается это имя. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 231.
[11] Окажется в Аду в искупление столь серьезного проступка. И это в том случае, если он, этот большой грех, не будет прощен Богом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 231.
[12] Если быть более точным, то в хадисе упоминается аба’, а это название шерстяной одежды в виде плаща.
[13] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 588, хадис № 3074; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 945, хадис № 3074.
[14] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».
[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1040, хадис № 59–(2581); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 692, хадис № 2423, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 250, хадис № 1713, «сахих».
[16] Или: «[При таком неблаговидном и неблагодарном подходе максимум, чего вы сможете достичь, — это] земной достаток!»