Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, у Аллаха (Бога, Господа) есть люди, которые избраны Им для помощи другим в разрешении их проблем. К ним обращаются, когда есть потребность (необходимость, нужда). Эти [стремящиеся всегда в трудную минуту помочь другим] люди [если на протяжении многих лет и десятилетий будут нести свою миссию пред Богом, ведомые верой в Него, реализуя при этом ее в меру сил и возможностей] защищены от Божьего наказания»[1].
Полагаю, в реалиях современности здесь в первую очередь подразумеваются врачи, учителя, социальные работники, деятели культуры и науки, государственные служащие, работники государственных служб безопасности, которые постоянно работают с людьми (к тому же не всегда благодарными и воспитанными), получая зарплату, на которую не разбогатеешь.
Именно верующие в Бога и старающиеся быть бескорыстными в помощи другим делают большое дело, заслуживая из года в год все большую степень защиты от Божьего наказания. Также здесь подразумеваются все те, кто, несмотря на занятость собственными делами и хлопотами, всегда готов помочь другому, даже если это мелочь, не ожидая ничего взамен.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин является братом мусульманину: не притесняет его и не бросает [в беде][2]. Кто помогает брату своему[3] в решении проблемы [поддерживает в меру сил в случае острой необходимости и нужды], проблемы того разрешит сам Аллах (Бог, Господь) [нерешаемое начнет решаться, непреодолимое – преодолеваться; на горизонте появится выход из безвыходной ситуации[4]]. Кто облегчит (избавит) мусульманина [как и любого хорошего человека] от тоски (печали), тот получит облегчение (избавление) от одной из печалей Судного Дня! Кто прикроет мусульманина [не преступника и злодея[5], а оступившегося человека, который навредил не кому-то, а лишь самому себе и не хотел бы, чтобы об этом узнали другие], того «прикроет» Аллах (Бог, Господь) в Судный День [то есть при всей публичности и открытости Судного Дня его личные грехи останутся сокрытыми от других, а возможно, и прощенными]»[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 141, хадис № 2350, «хасан». Также см.: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 223, хадис № 769.
[2] Это не говорит о том, что можно притеснять и бросать в беде немусульманина. Данный хадис акцентирует внимание на отношениях между мусульманами. Что касается отношений с представителями иных религий или верований, то положения остаются такими же, только здесь уже присутствует общечеловеческое братство, о котором не раз говорится в Священном Писании и предании Пророка. Например, в Коране сказано: «Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания], кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений и выгоняет вас из домов ваших. [Будьте же справедливы!] Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит справедливых. Он [Господь миров] запрещает вам иметь близкие дружеские отношения именно с теми, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений или выгоняет вас из домов ваших, а также с теми, кто помогает им в этом. Кто с такими [притеснителями, деспотами, преступниками] будет иметь близкие дружеские отношения, тот грешен [рано или поздно сам становится таковым, уподобляясь им; именно «близкие, дружеские отношения», просто дружеские, дипломатические, а тем более отношения в форме диалога даже в такой ситуации могут сохраняться и должны быть развиваемы для продолжения мирного сосуществования]» (Св. Коран, 60:8, 9). Подробный богословский перевод этих двух аятов читайте в моем переводе смыслов Корана. Также пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Муслим [покорный Господу и канонам Его, мусульманин] — это [по жизни] тот, от [вреда] языка и руки которого защищены другие мусульмане. А вот му’мин [тот, чья вера заметна не только во внешних проявлениях покорности Богу, например, в соблюдении молитвы-намаза, но и проникла в сердце проявляет такую степень порядочности и благонравия, что] люди [вне зависимости от того, к какой культуре или религии они относятся] как касательно самих себя, так и относительно своего имущества чувствуют себя в безопасности [находясь рядом с ним. То есть он всей своей сутью, не говоря уже о поступках, излучает надежность и порядочность]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакима и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 743, хадис № 2632, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9207, «сахих».
[3] В первую очередь подразумевается кровное братство, а после уже религиозное и общечеловеческое.
[4] В Коране сказано: «Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом) [следует нормам нравственности, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Творцом в этом мироздании], тому Он [Господь миров] непременно предоставит спасение (выход) [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и обязательно наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно» (см. Св. Коран, 65:2, 3).
[5] Дабы избежать неверного истолкования, важно напомнить коранический аят: «[Вы, мусульмане (покорные Богу), должны помнить Его наказ:] помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности! И не помогайте друг другу в грехе и вражде! Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не грешите; не посягайте на честь, имущество и жизнь других; с трепетом пред Богом держите себя от греха подальше]. [Не стоит забывать, что] Его наказание сурово!» (см. Св. Коран, 5:2).
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 732, хадис № 2442; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1040, хадис № 58–(2580).