аль-Мухйи (الْمُحْيِي) — имя Аллаха, которое означает Оживляющий [Дающий жизнь].
аль-Мумиит (اَلْمُمِيتُ) — имя Аллаха, которое означает Умерщвляющий.
Многие люди боятся смерти. Они рассматривают ее как конец пути, после которого – пустота, небытие. А когда умирает кто-то из их близких, это воспринимается разлукой навечно. Большая ошибка. Неверное понимание основополагающих вещей. И это отравляет жизнь, а также может лишить светлых перспектив в вечности. Жизнь и смерть – чудесные творения Господа.
В Коране сказано:
У жизни и смерти есть своя цель: активны ли мы в жизни, которая нам дана? Работаем ли над тем, чтобы оставить хорошее после смерти? Считаю очень уместным в контексте этих двух прекрасных имен Всевышнего процитировать достоверный хадис.
«Когда человек умирает, дела его прерываются [книга земных дел и поступков закрывается], за исключением[1] трех вещей [к которым он имел ранее прямое или, возможно, даже косвенное отношение; трудом своим реализовал их в жизни земной]: (1) «движущаяся» [постоянная, продолжающая приносить пользу] милостыня [то или иное благодеяние, на которое он потратил свои средства, силы, возможности, время и которое продолжает приносить пользу людям даже после его смерти], (2) полезные [для других людей, для будущих поколений] знания [касающиеся самых разных сфер жизнедеятельности, просвещающие людей и облегчающие им жизнь; приближающие к Творцу, отстраняющие от греха], (3) благонравный ребенок (сын или дочь) [потомок], молящийся за него [за этого, уже покинувшего сию земную обитель человека. Упомянутые три направления, в которые он, ранее живой и активный, а ныне покойный, вложил при жизни средства, силы, время и, наконец, душу, будут наполнять чашу его благодеяний до тех пор, пока не перестанут приносить пользу другим, пока останутся реализуемыми другими]»[2].
Все смертны, даже Божьи пророки и посланники.
В Коране сказано:
Также нам напоминается в Коране о важности поклонения Богу до самой смерти:
Познать суть имени Бога аль-Мумиит (Умерщвляющий) — значит не горевать и не возмущаться по поводу якобы преждевременной смерти близкого человека. В Коране сказано:
И в этом же имени кроется понимание последующего после смерти возвращения к жизни и воссоединения с близкими после Судного дня.
Аль-Мухйи (Оживляющий) также несет смысл оживления наших сердец. В Коране сказано:
Как использовать имена аль-Мухйи и аль-Мумиит в повседневной жизни
Когда умирает человек, мусульмане говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (поистине, мы принадлежим Аллаху, и мы к Нему вернемся)! (см. Св. Коран, 2:156). Выскажите соболезнования, помолитесь за умершего, сделайте от его имени что-то хорошее, а после – отпустите его, не мучайте его своим страданиями и истязаниями[3].
Пример использования имен аль-Мухйи и аль-Мумиит в дуа
Яль-Мухйи аль-Мумиит, Ты неспроста дал мне жизнь, благослови прожить ее счастливо и полно; благослови покинуть этот мир именно тогда, когда будешь доволен мною.
Для размышления над этими именами
После глубокого понимания и осознания, что жизнь дарована вам Богом не случайно и лишь единожды, второго шанса не будет, что вы почувствуете, о чем задумаетесь?
После прочтения этого материала что изменилось в вашем понимании смерти? Мысль о том, что Бог дает жизнь и на каком-то этапе забирает ее, поможет ли вам не бояться смерти, а подготовиться к ней?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Замечу, что в других достоверных хадисах упоминается еще ряд исключений, например, выплата долгов за умершего, исполнение данного им обета, совершение от его имени паломничества, причем даже тем человеком, который не приходится ему родственником. См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 100–102.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 669, хадис № 14–(1631); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 84, хадис № 14–(1631); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 326, хадис № 2880, «сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 1. С. 285, хадис № 203; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 191, хадис № 8 (1384).
[3] Пророк Мухаммад сказал: «Остерегайтесь сатанинских криков [то есть пронзительных воплей, истошных криков, сопровождающих плач по покойному]! [И знайте] то, что из глаз и сердца [слезы и печаль утраты] — от Бога, [оно есть] проявление милости (милосердия) [это естественное состояние для человека в период несчастий, беды]. Что же касается рук и языка [когда начинают рвать на себе волосы, одежду, исступленно кричать], то это — от Сатаны». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама Ахмада. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 129, 130, хадис № 94; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 106, хадис № 1497. Также см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 111, хадисы № 1503–1508.
Крайне нежелательным (макрух тахриман), даже запретным (харам), доставляющим покойному мучения, является тот плач, который сопровождается криками, хлещущими через край эмоциями и т. п.