Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Приказ «Скажи» обратил на себя внимание ученых, так как является методом обучения Посланника Аллахом и мотивирует самого Пророка ﷺ обучать людей. После приказа приводятся Слова Аллаха, вбирающие в себя множество назиданий и мудрых коранических положений. Когда многобожники по обыкновению пожелали найти поле для спора, перейти от сути религии к личности Пророка ﷺ и его последователей, были ниспосланы аяты:
Священный Коран призывает поразмыслить: Какая польза вам от унижения Пророка ﷺ и его окружения? Подумайте о себе, как же вас могли погубить и сбить с прямого пути ложные суждения? Пророк ﷺ и его сподвижники не заботились о своем уделе, они были лишь призывающими к Всемилостивому. Они уверовали и положились на Него. Если кто желает, то путь к Всемилостивому легок.
Не обязательно озвучивать вопрос, чтобы за ним последовал Божественный ответ, начинающийся со слова «Скажи». Возможно, при приведении основ призыва и его постулатов контекст изначально выстроен таким образом. Целью является объяснение Ислама и миссии его Пророка — убедительное и полноценное, искореняющее сомнения прежде их появления.
«Скажи: «Меня Господь наставил на верный путь в виде прямой религии (без крайностей), этому же пути следовал, сторонясь заблуждений, Ибрахим (Авраам). Он не был язычником [как осмеливаются утверждать некоторые, а поклонялся Одному и Единственному Богу, Единому для всех и вся]».
Скажи: «Моя молитва, мое поклонение (набожность, благочестие), мои жизнь и смерть принадлежат Аллаху (Богу), Господу миров. Нет равных Ему. Именно это велено мне, и я [среди вас] первый, кто покорился Ему».
Скажи: «Как я могу избрать для себя иного покровителя помимо Аллаха (Бога, Господа)?! Ведь Он является Хозяином (Покровителем) всего!»
Если какая-либо душа совершает зло [пусть даже нанося ущерб, вред другим], то — лишь против самой себя. И ни одна душа не ответит за грехи другой (не понесет бремени грехов другой). После все вы вернетесь к Господу, и Он объявит вам обо всем том, в чем вы разногласили» (Св. Коран, 6:161–164).
Здесь обращение к Пророку ﷺ содержит приказ ко всем жившим в его период или живущим после призадуматься и по совести вынести решение касательно уровня достоверности и искренности ниспосланного ему. Если в результате размышлений в сердце и разуме утвердится вера в Господа, то, значит, миссия Пророка исполнена и для тебя разъяснен прямой путь. С этого момента каждый человек несет личную ответственность за совершение блага или зла. Пророк не является посредником, приносящим блага, как не является и жертвой, которая понесет заслуженное тобой, о человек, наказание. Каждая душа действует в своих интересах или против себя, никто не понесет ношу грехов за другого.
В этом разница между христианами и мусульманами. В Исламе человеку воздается в полной мере за возвышенность либо низменность его души. В христианстве человек не имеет прямой связи с Господом миров, поскольку человек нуждается в посреднике, принимающем его жертву и покаяние. Если человек совершает грех, то он не несет за содеянное наказание, так как ранее была принесена жертва. И ему нужно это признать, если он желает спасения.
Что касается Ислама, Аллах обращается к Своему пророку со словами, открывающими глаза и разум:
Следующие друг за другом вопросы, словно плети, ударяют ложное и заставляют спящего пробудиться ото сна, подталкивая его принять истину и вознестись посредством нее — это то, что объявляет Посланник Ислама ﷺ.