Непоколебимая убежденность (Сира 14/186)

Ислам встретил суровое противостояние от господствующего язычества. Оно все не испускало свой дух в битвах, буквально сражаясь за каждую пядь земли. И казалось, что язычество кануло в историю, когда Пророк исполнил свою миссию и присоединился к наивысшему сообществу пророков и праведников. Однако Аравийский полуостров вновь содрогнулся от вспыхнувших смут во время правления Абу Бакра. Мусульмане того периода словно оказались окруженными бушующим потопом из слепого отрешения и вероотступничества. Они сражались с язычниками и сломили их мощь, понеся потери большие, чем в период жизни Пророка.

Люди, которые проявили верность истине после ухода Пророка, — подлинные мусульмане. Ислам есть прочная связь с принципами, а не с людьми. Аллах обучил Пророка, а через него мусульман, чтобы они держались познанной истины, даже если подвергнутся притеснению.

Мирская жизнь полна причин, совращающих с прямого пути, чтобы не осталось веры на земле. Если вера и сможет в какой-то момент победить после продолжительных усилий, то мирская жизнь будет изощряться, дабы она хоть в чем-то уступила. Если ей удастся ослабить веру, то рано или поздно мирское может одержать верх над ней. Поэтому приказы Аллаха в Его Книге решительны. Они утверждают, что вера как единое неразделимое целое и сражение с безбожниками за эту истину не должно угасать. Необходимо придерживаться взаимосвязанных между собой Божьих принципов: любовь и неприязнь, заключение перемирия и война должны соответствовать им. Значение чувств в служении своим убеждениям не меньше значения разума. Приказы касательно данных аспектов обращены ко всем мусульманам, хотя ниспосланы в форме обращения к самому Пророку.

«Пророк, бойся Аллаха (Бога) [будь постоянен в этом, укрепляя набожность] и не становись покорным безбожникам и лицемерам [в том, что греховно пред Ним, Творцом]! Поистине, Аллах (Бог, Господь) обо всем знает и безгранично Мудр [в том числе и в предоставлении свободы взглядов, мнений и убеждений. Это — не без Его воли и мудрости. Людям остается выбирать, следовать выбранному, изучать разное и стремиться к лучшему].

Следуй тому, что внушаемо тебе Откровением от Господа. Поистине, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен обо всем, что вы делаете. Положись на Бога [делая все от тебя зависящее; покорись Его воле, особенно когда от тебя уже ничего не зависит]. Тебе достаточно Его в качестве защитника (покровителя). [И пусть последователи твои, Мухаммад, следуют тебе, прививая себе упомянутые качества, характеристики.]» (Св. Коран, 33:1–3).

Невозможно представить, чтобы Пророк покорился неверующим и лицемерам или чтобы его необходимо было от этого предостеречь. Однако именно мы подразумеваемся под этим увещеванием.

«Пусть не отстраняют (не отвращают) они (безбожники) тебя от Божьих знамений, после низведения их (знамений) тебе. Призывай [людей] к Богу [напоминая о Его единственности и непостижимости человеческим разумом]. И ни в коем случае не становись язычником (одним из них)! Наряду с [Одним и Единственным] Богом [никогда] не моли иного бога. Бог — Один (нет бога, кроме Него). Все смертно [даже мир ангелов, включая тех из них, кто забирает души людские; все умрут до всеобщего Воскрешения], кроме Него [Творца]. Он управляет всем [и во всех мирах]. Вы будете к Нему возвращены [в День Суда для ответа за прожитую вами земную жизнь и для получения заслуженного итога, сопряженного с вечным, бесконечным]» (Св. Коран, 28:87, 88).

*

«Ни в коем случае не смотри (не обращай внимания) на те мирские блага, что Мы дали некоторым людям (некоторым семьям, родам) из их числа [числа безбожников]; не печалься из-за них [что они не веруют] и опусти свои крылья пред верующими [будь с ними особо обходителен, мягок, уважителен, сдержан, терпелив]» (Св. Коран, 15:88).

*

«Будь терпелив (снисходителен) к тем, кто молит Господа ранним утром и вечером, не ожидая при этом чего-либо взамен (а лишь стремясь к Его милости и прощению). [Вне зависимости от того, богаты они или бедны, влиятельны или беспомощны] не оставляй их без внимания ради чего-либо мирского (в погоне за красотой этой жизни).

Не проявляй покорности перед теми, чьи сердца беспечны, равнодушны к упоминанию Господа, кто следует своим страстям (легкомысленным увлечениям, настроениям) и не знает меры (излишествует).

Скажи: «Истина дается вам Господом [она не придумана мною]. Кто хочет, верует, а кто не желает, может и не веровать…» (Св. Коран, 18:28, 29).

*

«Если ты [Мухаммад] сомневаешься в том, что Мы низводим тебе, тогда спроси у тех, кто читает Писание, что было ранее [спроси у знатоков Торы и Евангелия]. Несомненно, к тебе пришла истина от твоего Господа, а потому ни в коем случае не будь из числа сомневающихся» (Св. Коран, 10:94, 95).

По мнению толкователей, здесь содержится обращение ко всей умме через пророка Мухаммада ﷺ подобно тому, как через главнокомандующего отдаются приказы солдатам.

Можно предположить, что обращение к Пророку призвано закрепить в нем непоколебимое рвение быть решительным и не ослабевать. Подобно тому, как человеку смелому говорят «не ослабевай» или человеку размышляющему «не отвлекайся». Не по причине, что их может коснуться слабость или беспечность, а лишь как призыв быть стойким на своем выбранном пути.

Независимо от того, что подразумевалось, Пророк ﷺ является образцом для подражания, его образ жизни — наилучший пример. Ему было приказано, а вслед и нам, остерегаться заблудших, их нравов и дел, остерегаться их надменности.

Бывают периоды, когда истина ослабевает и за нее сложно держаться. Позиции же лжи и обольщения укрепляются, подталкивая примириться с нею. Однако нашей обязанностью является стойкость убеждений и отвержение всего, что может их поколеблить. Приказы Аллаха полны решительности:

«[Господь напоминает Своему заключительному посланнику:] Внушено тебе [Мухаммад] Откровением, а также [внушено было ранее] тем [пророкам и посланникам Божьим], кто был до тебя: «Если вознесешь на уровень Творца что-либо [иное, помимо Него], тогда дела твои однозначно закончатся неудачей и ты непременно станешь одним из проигравших [погубивших себя, потерявших какую-либо надежду на благополучие в вечности].

Нет же, поклоняйся Богу [Одному и Единственному Творцу всего и вся] и будь из числа благодарных [в ком это качество присутствует не формально, а естественно для него и постоянно]» (Св. Коран, 39:65, 66).

Ислам с интеллектуальной точки зрения — это познание истины, с эмоциональной — любовь к истине и ее возвеличивание, а также неприязнь ко лжи. Некоторым людям присуща холодность чувств, когда вопрос касается какого-либо мнения или аргумента, противоположного их мнению. Подобное можно допустить в незначительных вопросах, но только не в том, что касается вопросов веры и неверия, благочестия и порочности.

Аллах научил Пророка Писанию и вере. Признание Пророком Божественной милости проявляется в том, что он отдавал должное вере и был преисполнен сознанием величия Корана. Он жил ими и во имя них: вступал ли в спор, заключал ли договор. Часто враги желали, чтобы он хоть немного сблизился с ними, но это было невозможно.

«Они [безбожники, язычники] хотят (страстно желают), чтобы ты [Мухаммад] льстил (потворствовал) [подстраивался под них, теряя стержень веры, обязательность пред Богом и людьми], и они станут льстить (потворствовать) [выстраивая отношения на угодничестве, а не на чем-то серьезном, когда человек берет на себя ответственность за свои слова, поступки и выбранный им путь]» (Св. Коран, 68:9).

Умма, заслуживающая того, чтобы иметь к своему Пророку отношение, — это та, которая живет во имя истины и не допускает, чтобы она была умалена или ущемлена. Из особенностей этой уммы — мысли и стратегии. Материальная и культурная суть ее построена на том, что она расходует на этом пути из усилий и какие результаты дает.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1