Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Где Аллах?

Согласно мусульманскому вероучению, Аллах (Бог, Господь) не ограничен ни местом, ни временем, так как сами место и время сотворены Им, Богом. В этом согласны абсолютно все мусульманские ученые-богословы — от живших со времен первого столетия после кончины пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и до современных. От них передается следующее: «Был Аллах (Бог), и не было места. Он существовал до сотворения места. Ничего не изменилось относительно Него после того, как Он сотворил место»[1]. От Джафара ас-Садыка[2] передаются следующие слова: «Кто считает, что Аллах (Бог, Господь) в чем-либо, из чего-либо или на чем-либо, тот становится безбожником (мушриком). Ведь полагая, что Аллах (Бог, Господь) в чем-либо, он ограничивает его местом, считая, что Он из чего-либо, считает Его сотворенным, а говоря, что Он на чем-либо, утверждает, что Его кто-то несет»[3].   

Что касается текстов Корана и Сунны, где есть указание на якобы «присутствие» Аллаха (Бога, Господа) где-то[4], то все они истолковывались учеными как «величие», «превосходство», «правление» и т. д., так как Бог не сравним с теми, кого Он сотворил, как об этом четко сказано в Коране: «Нет ничего, подобного Ему» (см. Св. Коран, 42:11).

Верующему человеку недопустимо размышлять над образом Бога и представлять Его себе в каком-либо обличии. Разум и воображение человека ограничены.  «Из ничего» воображение творить не может. Все представления воображения строятся на основе материала, полученного из прошлого личного опыта и сохраненного в памяти[5].  Воображение, как и психика, есть отражение мозгом окружающего мира. Все это является сотворенным Всевышним. Верующему человеку следует размышлять не над образом Бога, а над Его всемогуществом, проявленном во всем том, что окружает нас на земле и на небесах.

Хадис о признаках веры

Возвращаясь к вопросу о том, «где же все-таки Аллах», следует привести достоверный хадис. В сводах хадисов имамов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи от Му‘авии ибн аль-Хакяма ас-Сулямий повествуется: «У меня была рабыня[6], которая пасла моих овец в стороне Ухуда и аль-Джаввании. Однажды я наблюдал за нею и увидел, как волк унес одну овцу. Я, естественно, расстроился (разгневался) и ударил ее. После отправился к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), и он указал мне на то, сколь велик мой грех [сколь пагубно и низко то, что я ударил женщину]. Я воскликнул: «[Если я так сильно согрешил] может, мне освободить ее?» Пророк повелел привести ее. Я привел. Он спросил ее: «Где Аллах?». Она ответила: «В небе (на небе)». «А кто я?» — спросил Пророк. Она ответила: «Ты — посланник Божий». Обратившись ко мне, пророк Мухаммад сказал: «Даруй ей свободу, она верующая»[7].

Великий ученый-богослов шафиитского мазхаба имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Это хадис из числа тех, в которых есть «описание» (Бога). К ним (такого рода аятам и хадисам) в мусульманском богословии есть два подхода: (1) просто верить и не углубляться в смысловую нагрузку, будучи убежденным в том, что «нет ничего, подобного Ему (Богу)» (см. Св. Коран, 42:11), Ему абсолютно никак не присущи качества, характеристики и описания сотворенного Им; (2) истолковать и интерпретировать так, чтобы это соответствовало Ему, Богу. Те, кто придерживается второго подхода, прокомментировали хадис следующим образом: вопрос Пророка был проверкой для выяснения ее вероубеждения, верит ли она в то, что у всего есть управляющий всем и вся Творец, единственный Аллах (Бог, Господь); а Он Тот, к Кому, если молят о чем-то, обращают свои взоры в небо, и если поклоняются Ему (совершают молитву-намаз), то становятся в направлении Каабы. Небо — это то, куда направляют свои мольбы-ду‘а молящиеся, а Кааба — это направление, в котором обращают свой лик совершающие молитву-намаз. И оба эти направления не говорят о нахождении Бога где-либо, ведь всем известно, что Он не ограничен ни местом, ни временем. Так вот, вопрос этой женщине был задан для выяснения, верит ли она в Аллаха (Бога, Господа) или обожествляет идолов. Ответив «в небе (на небе)», она четко дала понять, что верит в Бога и не обожествляет что-либо помимо Него»[8].

От четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба передается: «Не говорят «где?» в отношении Того, Кто определил (установил) всему место. Не говорят «как?» в отношении Того, Кто придал всему форму»[9].

Кто может об этом рассуждать?

Резюмируя вышесказанное, хотел бы отметить, что данный вопрос является сугубо теологическим. Рассуждать над ним, а тем более делать какие-то выводы могут лишь те, кто обладает соответствующей квалификацией. Категорически недопустимо спорить по данному вопросу или обвинять в неверии, «выводить кого-либо из Ислама», основываясь на своих поверхностных и скудных познаниях.

В Коране есть поучительное наставление, которое требуется напомнить в контексте данного материала:

«И ни в коем случае не говорите поприветствовавшему вас миром (то есть пожелавшему вам мира в той форме, которая присуща народу данной местности): «Ты не являешься верующим». [Не отвергайте людей по внешним признакам, из-за несходства с вами, если они говорят на другом языке, носят другие одежды и являются носителями иной культуры, иного менталитета!] [Людям, особенно молодым и еще мало повидавшим в жизни, свойственно думать, что веруют только они, а остальные — заблудшие.] [Не ведите себя подобным образом, неприветливо, враждебно по отношению к другим] стремясь заполучить что-то мирское [как минимум — сладостное эгоцентричное ощущение превосходства над другими]. [Не поступайте так] ведь у Аллаха (Бога, Господа) [для благородных и доброжелательных людей] уготовано намного большее. Вы были таковыми ранее. [До того как осознанно уверовать, вы могли позволить себе оправдание (прикрытие) своих преступлений, проступков и слабостей тем, что было свято или ценно для вас на тот период.] Всевышний же помиловал вас [оживив веру в сердцах и дав вам проницательность, посредством которой вы можете оценивать правильность поступка с учетом как мирского результата, так и того, чем обернется это для вас в Судный День]. Будьте же внимательны [хорошенько подумайте, прежде чем что-то сказать или сделать]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (см. Св. Коран, 4:94).

Великий сподвижник и толкователь Корана Ибн ‘Аббас так прокомментировал слова «ты не являешься верующим» из приведенного аята: «Аллах (Бог, Господь) запретил (сделал харамом) верующим говорить «ты неверующий!» тому, кто свидетельствует, что нет бога (божества), кроме Аллаха, подобно тому, как и запретил им мертвечину!»[10] К сожалению, ни этот аят, ни эти поучительные слова Ибн ‘Аббаса не принимают к сведению сегодняшние самоучки и неучи «интернет-богословы», имеющие не специализированное знание, а фрагментарное (зная лишь отдельные аяты и хадисы) и отправляющие всех им неугодных в Ад, в собственные списки безбожников, лицемеров, язычников и заблудших. Призывая к Богу, они возомнили себя богами, вершащими судьбы людей в земной и вечном. 

Помимо такфира («выведения из Ислама» и обвинения в безбожии-куфре), о котором было упомянуто, в реалиях современного Интернета много пустых «разговоров о Боге». В этом контексте полезно вспомнить слова пророка Мухаммада: «Люди не перестанут друг друга спрашивать [задавая никчемные и бессмысленные «важные» вопросы о религии], пока не дойдут до того, что скажут: «Таков Аллах (Бог, Господь), Творец всего [но скажите], а кто сотворил [самого] Бога?»[11] Из этого же разряда вопросы «а где Он?», «а что Он?», распространенные у современного интернет-поколения. Следует вежливо дистанцироваться от подобных собеседников и отстраниться от информационных потоков, которые загрязняют и засоряют цветущие сады нашего сознания и подсознания[12].

Также он (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот пусть бережет голову и все, что в ней [строго следит за тем, что читает, что смотрит, что слушает и что говорит]!»[13]

Время и энергию следует инвестировать в то, что полезно в обоих мирах, имеет хорошие перспективы, а не тратить на пустые рассуждения, похваляясь своими познаниями или допытываясь о маловажном из праздного любопытства. Наполните свою жизнь смыслом и каждодневным трудом, тогда никчемные вопросы не будут возникать, а пустые темы не займут места в вашей светлой голове. Вы станете думать лишь о том, как успеть реализовать свой сценарий-шедевр, будете искать возможности для его скорейшей и наилучшей реализации!

Также рекомендуем прослушать аудиолекцию по этой теме:

 

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: http://dar-alifta.org.eg/ar/ViewResearch.aspx?sec=fatwa&ID=2311.

[2] Джафар ибн Мухаммад, более известный как ас-Садык (80–148 гг. по хиджре, 699–765 гг. по григор.), — правнук Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба. См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 3. С. 354; ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 1. С. 495.

[3] См.: http://dar-alifta.org.eg/ar/ViewResearch.aspx?sec=fatwa&ID=2311.

[4] «Он (Господь миров) сотворил для вас [о люди] все, что есть на этой земле. Затем [что не подразумевает истечение какого-либо времени] вознесся над небесами [и повелел сотворение] ровно располагающихся семи небес» (см. Св. Коран, 2:29).

«Воистину, ваш Господь — Аллах (Бог), сотворивший за шесть дней небеса и землю [из ничего, без материалов; не по образу и подобию чего-то, а лишь повелением «будь!» — и оно стало]. Затем — вознесся над Троном» (см. Св. Коран, 10:3).

С таким же смыслом см.: Св. Коран, 7:54, 13:2, 20:5, 25:59, 32:4, 41:11, 57:4. В каждом из подобных аятов в моем богословском переводе смыслов Корана дано пояснение о трансцендентности Бога, неограниченности Его ни местом, ни временем.

См. также хадис о рабыне, цитируемый далее.

[5] См.: http://seychaz.ru/voobrazhenie.html.

[6] В те времена (четырнадцать веков назад) во всем мире существовало разделение на свободных и рабов, которые имели меньшие права или не имели их вовсе. Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, призывал делать это безвозмездно, во имя Аллаха (Бога). Если это была женщина, то благим считалось освободить ее, а в последующем жениться на ней как на свободной, при ее согласии.

Ислам еще более четырнадцати веков назад начал процесс освобождения подневольных людей и оказания им помощи в обретении свободы и независимости. Отдельные «цивилизованные» деятели современности бессовестно приписывают Исламу поощрение рабства, не желая понять суть трактовок, поддерживая информационные кампании, дискредитирующие исламские и общечеловеческие ценности.

[7] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 217, хадис № 33–(537); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 119 хадис № 930, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 145, хадис № 1218, «сахих».

[8] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 9 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 2011. Т. 3. Ч. 5. С. 24. 

[9] См.: http://dar-alifta.org.eg/ar/ViewResearch.aspx?sec=fatwa&ID=2311.

[10] См.: Ибн Аби Хатим. Тафсир ибн Аби Хатим. Саудовская Аравия: Назар мустафа баз. Т. 3. С. 1040. Хадис № 5829.

[11] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2277, хадис № 7296; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 329, хадис № 7296 и пояснение к нему.

[12] Если у человека возникают подобные вопросы, тогда ему достаточно сказать «я уверовал в Аллаха (Бога, Господа)», или «я уверовал в Бога и Его посланников», или «я удаляюсь от Сатаны, прибегая к Богу». Об этом сказано в достоверных хадисах. После чего следует произвести мысленное замещение — сознательно напомнить себе о главном и важном на предстоящий день и сделать конкретные трудоемкие действия (как бы лень ни было!), приближающие к серьезным целям (физического, духовного, интеллектуального или материального характера), ограниченным сроками и приумножающим наше ощущение полноты счастья, когда ты через самодисциплину и труд вдыхаешь ароматы земного великолепия и чувствуешь ароматы вечного (с Божественного на то благословения). См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 78, хадисы № 212–(134), 213–(134), 214–(134); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 329, хадис № 7296 и пояснение к нему.

[13] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 65, хадис № 973, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2463.

Теги:

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1