Кто устанавливает канонические запреты в Исламе
Среди главных правил в мусульманских канонах есть следующие два:
1. Основой во всем является разрешенность (халяль)[1];
2. Запрещенным (харам) может считаться лишь то, что имеет ясный (прямой, без двусмысленности) и достоверный аргумент из Корана или Сунны в пользу запрета.
В Исламе запрет может быть установлен только Аллахом (Богом, Господом). Ни богослов, ни правитель, какого бы ранга они ни достигли, не имеют права канонически запретить то или иное. В Коране сказано:
Коран о греховности выдуманных запретов
*
*
В языческие времена люди придумывали разные суеверные обычаи.
Например, бахирой у них была верблюдица, на ухе которой делался глубокий и широкий порез, когда у нее пять раз подряд рождались лишь самки. Молоко и мясо таких верблюдиц было запретно для женщин. Если же на пятый раз рождался самец, тогда ее резали на мясо, которое могли есть как мужчины, так и женщины.
Саибой была верблюдица, рожавшая десять раз только самок. Ее отпускали свободно пастись, что было исполнением обета, данного идолам. На ней ничего не носили, не перевозили. Шерсть ее также не использовали. Молоком этой верблюдицы можно было поить лишь гостей.
Васыля — овца, рожавшая пять раз по двойне самок.
Хами — самец-верблюд, давший потомство десять раз. После этого его уже никак не эксплуатировали, и он мог свободно пастись там, где пожелает[2].
Это примеры выдуманных запретов доисламского периода у арабов. Но, к сожалению, все последующие века и до сих пор люди выдумывали и выдумывают запреты, слепо им следуя.
*
*
«Скажи [о Мухаммад]: «Придите [послушайте и сравните с тем, что вы, безосновательно предполагая или придумывая, делаете для себя запретным], я расскажу о том, что [на самом деле] запретил вам Господь.
Не приписывайте Ему сотоварища (не возносите что-либо на Его Божественный уровень) [ведь Творец всего и вся Один, Он — трансцендентен]. Относитесь к родителям своим лишь благородно и уважительно. Не убивайте своих детей, боясь бедности (нищеты)! Мы накормим и вас, и их. Не приближайтесь к различным непристойным поступкам и формам разврата, как явным из них, так и завуалированным (скрытым). И не убивайте душу, которая свята пред Аллахом (пред Богом), кроме как имея на то право[4].
Все это завещает вам Он [Господь миров], возможно, вы уразумеете. [Будьте же благоразумны в своих делах и поступках, не переступайте границ запретного! И не придумывайте себе разные запреты, которые не имеют пред Богом какого-либо смысла.]» (Св. Коран, 6:151).
*
*
Если прямого запрета в Коране и Сунне нет, значит его вообще нет
В достоверном хадисе ясно сказано о том, что есть обязательное (фард) и есть запретное (харам). Они четко и однозначно сформулированы при жизни пророка Мухаммада. И далее в хадисе идут слова: «А о других вещах Он [Аллах (Бог, Господь)] умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]»[5].
Однажды у пророка Мухаммада спросили о масле, сыре и диких ослах [халяль или нет]. Он ответил: «Халяль – это то, что Аллах (Бог, Господь) разрешил в Своей Книге [в Коране]. Харам – это то, что Он запретил в ней [прямым и однозначным текстом]. А все то, о чем Он умолчал, прощено Им [не заслуживает внимания и обсуждений о каноническом запрете этого]»[6].
Как выносили фетвы ученые-богословы первых поколений
Великие мусульманские ученые всегда были убеждены в том, что канонически запретить может только Аллах (Бог, Господь). На то должен быть прямой, ясный и достоверный аргумент из Корана или Сунны. Они всегда сторонились вынесения фетв (богословских заключений) в пользу запрета всего того, что прямых аргументов на то не имеет. Сторонились разрешенное сделать запретным (тахрим) и явно запрещенное – разрешенным (тахлиль)[7].
Имам аш-Шафи‘и[8] в своей книге «Аль-Умм» передал от Абу Юсуфа слова: «Наши шейхи из числа ученых-богословов с порицанием относились к фетвам, где говорилось бы «это – халяль» или «это – харам», кроме как в том случае, если это ясно изложено в тексте Корана, понимается без пояснений (без тафсира)».
Ученые первого и второго поколений после пророка Мухаммада, вынося фетву (богословское заключение относительно новопоявившегося), говорили либо «это нежелательно (макрух)», либо «в этом нет ничего страшного». А назвать что-то харамом (из того, что не имеет прямого и однозначного аргумента в Коране и Сунне) считалось ими недопустимым.
Ибн Таймия говорил: «Ученые первых поколений если и применяли термин «харам», то лишь к тому, что всем было известно как «харам» (запретное), с наличием непоколебимых доказательств (прямых, а не двусмысленных, и однозначно достоверных)».
Когда у имама Ахмада ибн Ханбаля[9] о чем-то спрашивали, он использовал выражения: «Я это порицаю (считаю макрухом, нежелательным)», или «мне это не нравится», или «я это не люблю», или «не считаю это хорошим». Подобное передается и от других великих ученых, например, таких, как имам Малик[10] и Абу Ханифа[11].
Выдуманные запреты и жизнь верующего
Придумывание запретов считается крайне греховным, так как усложняет верующим жизнь, хотя религия призвана ее облегчать[12]. Пророк Мухаммад четко и ясно предупредил: «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически; физически] те, кто щепетилен (чрезмерно строг). [Опасайтесь перфекционизма, в том числе и в вопросах веры, религиозной практики, иначе – погибните! Нет смысла становиться чопорно[13]-набожными и педантично[14]-религиозными. Упрощайте, а не усложняйте]». Он (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды[15].
В хадисе-кудси[16] пророк Мухаммад передает следующие слова Господа миров: «Поистине, Я [говорит Господь] сотворил всех людей предрасположенными к вере [в Меня, Бога]. Но дьяволы[17] [своими соблазнительными нашептываниями и ухищрениями побуждающие людей к греху] пришли к ним (людям) и увели [в сторону] от религии[18]. Запретили им (людям) то, что Я разрешил [то есть начали уводить в сторону различного рода экзотических верований и практик с выдуманными ограничениями]. Они побудили их поклоняться тому, что не имеет власти [убедили обожествлять то, что по сути не является Богом, а есть плод их фантазии и воображения]»[19].
Запрещение (тахрим) того, что разрешено, по степени греха идет параллельно с язычеством, приравнивается к нему[20].
В заключение
В мединский период некоторые сподвижники начали усложнять себе жизнь «религиозной» строгостью: (1) принимать важный «набожный» вид и (2) требовать от себя и окружающих предельной точности в ритуальных действиях и следовании религиозным правилам. После этого Творцом были ниспосланы два аята:
Во времена пророка Мухаммада один мужчина получил ранение в голову. Спустя какое-то время ему понадобилось восстановить состояние ритуальной чистоты для совершения очередной молитвы-намаза. Окружающие велели ему вымыться (совершить гусль, полное омовение). Что он и сделал, а в итоге — умер. Когда это дошло до пророка Мухаммада, он сказал: «Они убили его! [Как же это безответственно!] И пусть получат наказание от Бога. Разве нельзя было спросить?!»[21]. Также упомянуты слова: «Ему нужно было омыть тело, но не мыть голову, не мыть рану»[22]. В своде хадисов имама Абу Дауда четко упоминается о том, что нужно было омыть водой все тело, кроме места ранения. Его достаточно было протереть влажной рукой поверх повязки[23].
Часто люди, начиная религиозную практику, превращают ее в какое-то мучение для себя и окружающих. В итоге такая новоявленная рьяная «набожность» быстро остывает и сходит на нет. Вместо того чтобы вкушать сладость веры, люди глотают колючки выдуманных усложнений, запретов, вплоть до того, что под видом набожности подвергают себя и других опасности, как в истории упомянутого достоверного хадиса.
В Исламе строго с выдумыванием запретов, это – большой грех. Но многим в прошлом, а тем более в наше время Интернета очень нравится выдумывать запреты: имеющее лишь косвенную аргументацию переводить с уровня их личного мнения о нежелательности (макрух) в категорию канонического запрета (харам). Зачем им это? Этим они самоутверждаются, получают признание. Толпе нравятся запреты и «религиозная» строгость. Но следование толпе всегда опасно, а в контексте нашей темы – крайне греховно. Сторонитесь нововведений в религии, они ведут в ад земной и Ад вечный![24]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107.
[2] Подробнее см.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 4. С. 87, 88; Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 173, 237, 504; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 555.
[3] Это ужасающе звучит. Но в наше «цивилизованное» время также встречаются подобные дикие преступления. Например, в виде абортов.
[4] Например, палач, выполняющий вынесенный официальным судом вердикт о смертной казни; воин на поле битвы.
[5] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему.
[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 297, хадис № 1726, «хасан».
[7] Подробнее см., например: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. С. 26–28.
[8] Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (767–820 гг. по григор.) — выдающийся богослов и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов.
[9] Ахмад ибн Ханбаль (164–241 гг. по хиджре; 780–855 гг.) — известный богослов-мухаддис, основатель одного из суннитских мазхабов. Родился и умер в Багдаде. С раннего детства занимался богословием и изучением хадисов. В поиске знаний и собирая пророческое наследие, посетил Куфу, Басру, Мекку, Медину, Йемен, Шам и многие другие научные центры своего времени. Автор множества трудов, центральное место среди которых занимает свод хадисов «Аль-муснад». Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин. Т. 1. С. 261, № 1887.
[10] Имам Малик — богослов, правовед, основатель одного из четырех суннитских мазхабов — маликитского.
[11] Ну‘ман ибн Сабит Абу Ханифа (699–767 гг.; по хиджре 80–150 гг.) — выдающийся факых и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов.
[12] «Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78).
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например, желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.
[13] Чопорный – чрезмерно строгий в поведении; щепетильный или надменный в поведении.
[14] Педантичный — строгий в выполнении мелочных формальных требований.
[15] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1071, хадис № 7–(2670); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 398, хадис № 1/1738, «сахих».
[16] Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.
[17] Дьявол (Сатана, Иблис, Шайтан) — умнейший джинн, за свои познания вознесенный милостью Бога до уровня ангелов и вошедший в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно. Джинны — незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами, живущие в параллельном мире. Джинны несравнимы с людьми по силе, мощи, скоростям и возможностям. Они видят людей, а люди их — нет. Однако они, как и люди, рождаются, умирают и будут воскрешены для Суда пред Богом за свои деяния, после чего — Ад или Рай. Среди них есть верующие и неверующие в Единого и Единственного Творца, есть среди них также, по предположению некоторых мусульманских ученых, представители разных вероисповеданий и убеждений, представители иудейской традиции, христианской, мусульманской, языческой, а также безбожники и др. Неверующие джинны являются помощниками Сатаны, который за непокорность и гордыню был проклят Богом, после чего все свое существование посвятил тому, чтобы сводить людей с верного пути.
[18] Напомню, что у любого человека есть право выбора. С рождения он предрасположен к вере в Бога, однако внешнее воздействие и влияние может внести серьезные корректировки в то, как сложится жизнь и к чему в итоге в перспективе земной и вечной приведет человека. Различных внешних воздействий-ветров много, но они не забирают у человека право выбора, а лишь по его личной воле и решению могут вносить корректировки. В этом и есть суть земного экзамена.
[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1148, хадис № 63–(2865). Здесь приведен завершенный по смыслу фрагмент данного хадиса.
[20] См., например: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 29.
[21] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 73, хадис № 572, «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 62, хадис № 337, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 1. С. 192, хадис № 646 и пояснение к нему.
[22] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 73, хадис № 572, дополнение в конце хадиса.
Эти слова канонически верны, но не все согласились с тем, что данное дополнение было сказано самим пророком Мухаммадом.
[23] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 62, хадис № 336, «хасан».
[24] В своей последней проповеди пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Остерегайтесь новшеств [в религии]! Воистину, всякое нововведение [касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина и вступающее в явное противоречие с канонами] — это новшество (бид‘а), а всякое новшество — это схождение с правильного пути». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 504, хадис № 4607, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 1. С. 178, хадис № 5; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 755, хадис № 2681, «хасан сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 147, хадис № 158.