Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Порой человеку приходится лицом к лицу сталкиваться с внезапно обрушивающимися на него трудностями, для преодоления которых ему необходимо собрать воедино весь свой потенциал и вооружиться накопленным опытом. Дабы не утратить дальнейшего взвешенного и обдуманного поведения. Такие экзамены более точно выявляют истинную сущность людей и указывают, чего они на самом деле стоят, нежели те, к которым есть время подготовиться. Мусульмане, намеревавшиеся совершить простую задачу, оказались перед тяжелым испытанием. Они осознанно оценили свои обязанности перед происходящим и значимость конечного результата. Их утвердившаяся убежденность и непоколебимость пробудили в них надлежащий для человека верующего настрой.
Посланник Аллаха ﷺ обратился за советом к людям. Первым встал Абу Бакр ас-Сыддик и изложил свою непоколебимую позицию. После встал ‘Умар ибн аль-Хаттаб и также подтвердил настрой. Затем встал аль-Микдад ибн ‘Амр[1] и произнес: «О посланник Аллаха, следуй за тем, что повелел тебе Аллах. Мы с тобой и не скажем то, что сказали сыны Исраиля Моисею: «Иди ты и твой Господь, сражайся, а мы пока здесь подождем». Мы скажем: «Иди ты и твой Господь, сражайтесь, воистину, мы с вами». Клянусь Тем, Кто ниспослал тебя с истиной, если бы ты выдвинулся с нами в местность Баркуль-гимад[2], то мы сражались бы с тобой, пока не достигли бы места назначения».
Посланник Аллаха ﷺ в ответ прочитал за него молитву, но затем вновь воззвал: «Подскажите мне, о люди!» В этом призыве он имел в виду ансаров, ведь их было большинство. Присягая Посланнику еще при ‘Акабе, они сказали: «О посланник Аллаха, мы не несем ответственности за тебя, пока не достигнешь наших селений, но после мы будем защищать тебя от того же, от чего защищаем наших жен с детьми».
Пророк ﷺ опасался, что ансары готовы были защищать его только лишь в Медине. Тогда Са‘д ибн Му‘аз[3] поднялся и сказал: «Клянусь Аллахом, о посланник Божий, никак ты имеешь в виду нас?» Пророк ответил: «Да». Са‘д продолжил: «Мы уверовали в тебя и подтвердили твою правдивость. Засвидетельствовали истинность того, с чем ты пришел! Мы дали тебе наши обеты слушаться и подчиняться тебе. Следуй тому, что знаешь, мы вместе с тобой. Клянусь, если бы ты вошел в море, то мы последовали бы за тобой, никто бы из нас не отступил. Мы не испытываем нежелания встретиться завтра с нашим врагом. Мы терпеливы в войне, правдивы при встрече. Возможно, Аллах явит касательно нас то, что обрадует тебя. Следуй же, иди, с благословения Аллаха!»
Посланник Аллаха ﷺ обрадовался услышанному, на его лице засияла улыбка: «Благая весть вам, Аллах обещал мне одну из двух групп. Будто бы я смотрю туда, где будет сражен народ». Он указал на места и назвал имена тех, кто там будет повержен. Как посланник Аллаха ﷺ показал, так оно и произошло[4].
Не перестаешь удивляться той убежденности, которой были пронизаны верные сподвижники нашего Пророка ﷺ, который сказал: «Придерживайтесь правдивости! Воистину, правдивость вместе с праведностью. И они обе — в Раю. Остерегайтесь лжи! Воистину, ложь вместе с порочностью, они же — в Аду. Просите у Аллаха непоколебимости, убежденности, а затем просите здоровья, всестороннего благополучия. Воистину, никому не было дано большего блага после убежденности, чем здоровье и благополучие. Не завидуйте друг другу, не испытывайте неприязнь, не порывайте отношения, не поворачивайтесь друг к другу спиной. Будьте, о рабы Аллаха, братьями, подобно тому, как повелел вам Господь»[5].
Убежденность….
Убежденность и непоколебимость в своей вере.
Убежденность в истинности переданного посланником Всевышнего.
Убежденность в том, что превыше всего на этой земле вера и любовь к Всевышнему Создателю и Его заключительному посланнику, пророку Мухаммаду ﷺ.
Убежденность, что лучшим примером для подражания и идеалом для следования ему является пророк Мухаммад, который был ниспослан как милость для миров. Ведь Коран гласит:
«Тебе, воистину, присущ великий нрав» (Св. Коран, 68:4).
Убежденность на всех уровнях сознания, что каждый понесет ответ за прожитую жизнь, за каждый поступок, за каждое произнесенное слово. Все, даже на вес пылинки, будет положено на чашу весов наших деяний в вечности. Ничто не останется незамеченным, не затеряется из личного дела кого-либо из людей или джиннов. Коран гласит:
«И кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) добра (блага) [хотя бы чуть-чуть], непременно увидит это. А кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) зла [хотя бы немножко, чуточку] обязательно увидит это» (Св. Коран, 99:6–8).
Причем ответ перед самим Создателем, могущество и величие Которого мы даже не в состоянии представить. Ничего из совершенного нами от Него не укрыть.
«В Судный День Господь установит весы Справедливости. Ни одна душа даже в малом не будет ущемлена. Незначительнейший поступок (с малюсенькое зернышко) — и тот будет учтен (представлен). В качестве выносящего решение Нас [говорит Господь миров] будет достаточно» (Св. Коран, 21:47).
Убежденность, что мы созданы для вечности, но там будет лишь два пути: вечный Рай или вечный Ад. Пророк изрек: «Клянусь Всевышним, вы умрете подобно тому, как засыпаете, и вы будете воскрешены подобно тому, как просыпаетесь. И, воистину, будет лишь два: либо Рай, либо Ад»[6].
Убежденность в том, что пока душа в нашем теле, мы многое можем изменить, в первую очередь внутри и вокруг себя. Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем представлении себя, в своем отношении к происходящему и в поступках, человек вызывает Божью милость и благословение. А начиная духовно загнивать и опускаться, творя преступления, бесчестие и различного рода грехи, человек накликает на себя пусть даже не скорое, но неотвратимое наказание. Коран гласит:
«Поистине, Аллах (Бог) не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя» (Св. Коран, 13:11).
Убежденность в том, что нет невозможного на этой Земле, если на то есть воля Всевышнего Аллаха.
«Аллаху (Богу, Господу) принадлежит вся власть на небесах и на земле. Его возможности ничем не ограничены» (Св. Коран, 3:189).
Убежденность в том, что Аллах по отношению к нам таков, каким мы Его представляем. В хадисе-кудси сказано: «Я у хорошего мнения раба Моего обо Мне»[7].
Убежденность… порой нам не хватает этого состояния и настроя. Пусть Аллах вселит в нас убежденность подобную той, что была присуща ‘Али ибн Абу Талибу ─, который сказал: «Если бы открылась завеса (скрывающая неведомое), то моя убежденность не приумножилась бы»[8].
Продолжение повествования о битве при Бадре читайте в следующем материале (Сира 104/186).
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Аль-Микдад ибн ‘Амр аль-Бахрани (37 г. д. х.–33 г. п. х.) (586–654 гг. по григор.) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Совершил переселение вначале в Эфиопию, а затем — в Медину. Принимал участие во всех походах посланника Аллаха, также в освобождении территорий Шама и Египта.
[2] Отдаленная местность, от Мекки на расстоянии 500 км.
[3] Са‘д ибн Му‘аз — один из сподвижников пророка Мухаммада. Принадлежал роду ‘Абдуль-ашхаль. Принял Ислам за год до хиджры (в 621 г. по григор.) после первой присяги при ‘Акабе.
[4] См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 18. С. 409.
[5] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 342, хадис № 5535, «сахих».
[6]См.: Ибн Асир. Аль-камиль фи ат-тарих. Т. 1. С. 659.
[7] См.: аль-Байхакы (384–458 по хиджре). Шу‘аб аль-иман. Т. 11. С. 439, хадис № 8799.
[8] См.: Абу Захра М. Захрат ат-тафасир [Цветок толкований Корана]. В 10 т. [б. м]: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г]. Т. 3. С. 1512.