Ритуальная чистота – состояние физической и духовной чистоты, которое, согласно канонам Ислама, канонически обязательно для совершения молитвы-намаза.
В понятие «ритуальная чистота» касательно человеческого тела входят «малое омовение» (вуду’) и «полное омовение» (гусль). Требование наличия ритуальной чистоты распространяется не только на человека, намеревающегося помолиться, но и на его одежду, а также на место, где он собирается молиться. То есть на них не должно присутствовать явных нечистот (наджаса).
Малое омовение при отсутствии полного недействительно, не имеет канонического смысла и значения. Совершив гусль, человек автоматически приобретает и вуду’.
Ритуальная чистота
и Священное Писание – Коран
Перевод Священного Корана на любой из языков не является Писанием, это лишь перевод смыслов, который может быть кратким или подробным, верным или ошибочным, профессиональным или дилетантским. Люди, в зависимости от опыта, культуры, социума, в котором родились, образования и многого другого, думают, анализируют и излагают мысли по-разному. И в этом нет ничего противоречащего, это в норме вещей.
Тем, кто не имеет малого омовения (вуду’), а также полного (гусль) (к последним, наряду с прочими категориями «джунуб», относятся женщины в период регул и послеродового кровотечения), запрещено дотрагиваться до книги, содержащей в себе только лишь текст Священного Писания в оригинале на арабском языке.
«Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).
В этом аяте, в частности, говорится об ангелах, но в общем контексте Корана, проецируя смыслы Священного Писания на повседневную практику, а также с учетом некоторых упоминаний в Сунне, ученые-богословы прокомментировали: «На небесах до текста Священного Писания (Корана), содержащегося (наряду со всей информацией о прошлом, настоящем и будущем мира сего) в Хранимой Скрижали, могут дотрагиваться лишь чистейшие от всех форм греха и ошибок ангелы, а на Земле – те, кто имеет ритуальную чистоту»[1]. Последнее проистекает из смысла аята не столько прямым текстом, сколько косвенно[2].
О запрете на прикосновение к Писанию для тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в хадисе сказано: «Не дотрагивается до Корана [именно арабского оригинала], кроме как чистый»[3]. Но замечу: достоверность хадиса сомнительна[4].
Большинство мусульманских богословов придерживаются мнения, что когда человек держит в руках оригинал Священного Корана, необходимо наличие ритуальной чистоты. В то же время не исключено (по мнению некоторых), что человек может быть вынужден держать Коран и пользоваться им, когда не имеет ритуальной чистоты, например в случае изучения его в учебном заведении[5].
При отсутствии ритуальной чистоты к запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. В этих случаях чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется. Например, садясь в транспорт, человек читает аят: «Субхаанал-лязии саххара лянаа хааза, ва маа куннаа ляху мукриниин, ва иннаа иляя раббинаа лямункалибуун» (см. Св. Коран, 43:13); при выходе из транспорта – «Рабби анзильнии мунзалян мубааракян, ва анта хайруль-мунзилиин» (см. Св. Коран, 23:29); или когда человека постигает несчастье, он говорит: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (см. Св. Коран, 2:156). Также нет греха в непроизвольном чтении Священного Корана. Не запрещено говорить «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим», «аль-хамду лил-ляях», читать «аль-Фатиху», аят «аль-Курси», суру «аль-Ихляс» с целью поминания и восхваления Бога.
Чтение Священного Корана по памяти при отсутствии ритуальной чистоты возможно, если человек вкладывает в это смысл упоминания (зикр), а не непосредственного чтения самого Священного Писания[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 14. С. 302.
[2] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 308.
[3] См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 588, хадис № 9986, «хасан».
[4] Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 302; Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 537, 538.
[5] Подробнее по теме см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 146, 147; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 297, 302, 307.
[6]Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 537, 538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 537.