Он и она (женские вопросы)

Некоторые утверждают, что женщина ниже по положению, чем мужчина. Объясните почему.

Пред Богом равны и мужчина, и женщина, просто каждый наделен своими обязанностями. Женщине определено то, с чем, например, не справится мужчина. И наоборот.

«Поистине, покорные Богу мужчины и женщины [делающие первые и последующие шаги в практике наставлений и предписаний], уверовавшие мужчины и женщины [когда вера из формальности стала сутью человека, проявляется в его воспитанности и нравственности в повседневных делах и заботах]; те мужчины и женщины, которые стали покорны Богу постоянно [для них это естественно и неотъемлемо], правдивые [в словах и делах] мужчины и женщины, терпеливые [выполняющие обязательное и сторонящиеся запретного] мужчины и женщины, трепетные [скромные; спокойные, уравновешенные] пред Богом мужчины и женщины, дающие милостыню мужчины и женщины[1], соблюдающие пост [в первую очередь в месяц Рамадан] мужчины и женщины, оберегающие свою плоть [от прелюбодеяния] мужчины и женщины, часто упоминающие Бога мужчины и женщины… Господь уготовил им прощение[2] и огромное [в масштабах вечности] воздаяние» (Св. Коран, 33:35).

*

«А те, которые совершают благие дела, будь то мужчины или женщины, являясь при этом верующими, они войдут в Рай и ни в чем не будут ущемлены (притеснены, обделены). [Для них там будет все, и у каждого свое.]» (Св. Коран, 4:124).

В одном из интервью вы сказали, что с точки зрения Ислама, мужчины и женщины равны перед Богом, но у женщин свой путь.

Слышала, что человек будет подниматься по степеням Рая в соответствии со своими знаниями (сур Корана). Нам, женщинам (не всем, конечно, бывают исключения), порой очень сложно получить религиозные знания, особенно когда есть дети и столько забот по дому, что порой валишься с ног от усталости. В чем заключается отличительный путь женщины? Необходимы ли ей глубокие религиозные познания, чтобы обрести лучшее место в будущей жизни?

Если брать в пример жизнь сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), то они делали акцент не столько на количестве заученных аятов и хадисов, сколько на практике их смыслов, применении этих прекрасных смыслов в повседневной жизни.

То, что человек валится с ног, говорит в том числе о его неумелом подходе к жизни. Большую роль играет не то, сколько мы делаем, а то, как мы это делаем, а также как относимся к происходящему. Много работы и внимания требует мир наших мыслей, строгость к себе в вопросе самодисциплины, важность здорового сна и здорового питания. Все это должно происходить в определенной взаимосвязи между собой, и для того, чтобы научиться этому, а тем более учить своих детей, нужно поработать как с теорией, так и с практикой. Помощником в этом явятся мой «Священный Коран. Смыслы», который хорошо читать хотя бы по нескольку страниц в день, а также моя книга «Хадисы. Высказывания пророка Мухаммада». Ежедневное чтение двух страниц будет заряжать вас дополнительной энергией, житейской мудростью и живительным позитивом.

Я мусульманка, мне нравится моя религия, нравятся ее ценности, которые призывают к доброте, милосердию и состраданию. Но читая некоторые хадисы об ущербности женщин, о недостатке ума у девочек, меня охватывает сильное смятение: как такая религия может быть истинной, разве Всевышний не соразмерил все по справедливости? Я всегда жила по велению Божьих законов, стараясь, к примеру, избегать сплетен, злословия в адрес других людей, делая упор на учебу и становление своей личности. Всегда была убеждена в том, что перед Богом мальчик и девочка рождаются с равными правами, что интеллект не зависит от половой принадлежности. Но если религия, которой следую, утверждает, что я неполноценное существо по сравнению с мужчиной, то стоит ли исповедовать эту религию? Я не хочу отрекаться от веры, не хочу становиться агностиком, хочу лишь понять этот момент. Алина.

Хадис относительно ума женщины и ее религиозности существует лишь один. И он не об уровне интеллекта, а о предрасположенности, которую следует принимать во внимание. Хадис звучит следующим образом: «В день Курбан-байрама или Уразы-байрама пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) отправился к месту молитвы [месту совершения коллективной праздничной молитвы. Сначала он обратился с проповедью ко всем]. Проходя мимо [собрания] женщин, он сказал [обращаясь именно к ним]: «Женщины, давайте милостыню [очищающую вас в итоге от грехов]! Мне было показано, что большинством в Аду будут именно женщины». Присутствовавшие спросили: «Почему?» Он ответил: «Вы часто проклинаете [на эмоциях слова проклятия сходят с ваших уст, что пагубно и грешно], а также [часто] неблагодарны по отношению к тому, кто рядом с вами [опекает вас, помогает вам; неблагодарны мужу]. Я не видел, чтобы с недостатком ума и недостатком религиозности так легко сводили с ума (доводили до безумия) благоразумного мужчину, как одна из вас»[3]. Они уточнили: «А в чем недостаток нашего ума и нашей религиозности, о посланник Божий?» Он ответил: «А разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины[4] [так как она занята домашними хлопотами и заботами, ей не до судебных разбирательств; к тому же женщины эмоциональны, а в спорах и разбирательствах нужен спокойный и холодный ум]?» Женщины ответили: «Да, есть такое». — «Это — недостача ума. [Теперь о религиозности.] Разве нет такого, что, когда у нее месячные, она не молится и не постится?»[5]. Женщины ответили: «Да, есть такое». — «Это и есть недостача религиозности»[6].

Упомянутое не подразумевает унижение или оскорбление в адрес женщин, не говорит об их интеллектуальном отставании от мужчин. Некоторые женщины могут быть намного умнее, эрудированнее и образованнее некоторых мужчин, но здесь говорится об общих тенденциях, касающихся людей вообще. Хадис призывает женщин быть внимательными в речи и помнящими о хорошем, исходящем от других, особенно близких, а также не заниматься «выносом мозга», особенно когда это ее муж. Тем самым они закроют перед собою врата Ада и откроют возможность оказаться в Раю.

Освобождение от религиозной практики в определенные периоды и приравнивание женского свидетельства к половине свидетельства мужчины даны им в облегчение.

Муж сказал, что, получая образование, женщина заблуждается. Как его переубедить?

Неужели он хочет, чтобы у его детей была глупая, необразованная мама, которая не в состоянии научить их чему-то полезному, не имеет хорошего кругозора, не знает иностранных языков?!

Как переубедить? Переубеждает обычно опыт, прожитые годы, эрудированность и общение с более умудренными людьми[7], на деле доказавшими свою личностную состоятельность (воспитанные ими, целеустремленные дети, их стремительная карьера и т. д.).

Женщина в Исламе беззащитна или все же…?

«Или все же». Ее защищают отец, братья, муж, государство, наконец. Поэтому вряд ли ее можно назвать беззащитной.

Раньше при встрече со своим двоюродным братом мы приветствовали друг друга, обнимаясь, теперь он говорит, что на самом деле это грех. Объясните, пожалуйста, это на самом деле так? Я замужем, и он женат. У каждого из нас дети. Гульнара.

В общем-то, он прав, так как вы (теоретически!) входите в круг представительниц прекрасного пола, на которых он может жениться.

Не стоит из этого делать проблему. Ваши родственные отношения как были близкими, так и остаются.

Когда я была в отъезде, меня и моего знакомого поселили в гостинице в один номер на одну ночь. Ничего плохого (грешного) не было. Считается ли, что я потеряла свою честь из-за того, что находилась наедине целую ночь в одной комнате с мужчиной?

Неправильно сделали, что поселили в одном номере. Если между вами ничего не было, тогда вы ничего не потеряли.

Я запуталась, помогите найти правильный путь. Я общаюсь через Интернет с одним парнем. Все началось с игры, но потом поняли, что мы нужны друг другу. Проблема же в том, что я замужем, у меня дети. Я не могу понять: грех ли то, что я делаю, ведь это просто общение? Я ему не лгу, он знает о муже, но говорит, что не будет рушить нашу семью, просит не оставлять его, а просто общаться по Интернету. Мы пытались порвать с этим, но не получается.

Мой вопрос таков: может ли мусульманка полюбить, будучи замужем, ведь мужчины могут? И могу ли я продолжать эти отношения, если не наношу никому вреда, а наоборот, он говорит, что если я уйду, то он пустится во все тяжкие? Мы никогда не увидимся, просто наши души тянутся к общению. Lada, 30 лет.

Для вас это оказалось затянувшимся увлечением. Именно увлечением, так как перспектив от такого общения — нет. Не думаю, что тот парень относится к происходящему серьезно, для него это такое же увлечение, приятное времяпровождение. Поэтому он и говорит, чтобы вы не разрушали семью. Вам стоит приостановиться и задуматься, чего же вы все-таки хотите от жизни? А когда увидите свой целевой объект, то не станете тратить время на подобные разговоры, даже с понравившимися людьми.

«Может ли мусульманка полюбить, будучи замужем, ведь мужчины могут?» Конечно же, может, но вопрос в том, есть ли будущее у этих чувств. Вы можете попробовать разрушить свою семью из-за них (этих «чувств»), но сможете ли построить новую с тем, кого толком не знаете (вы лишь составили себе воображаемый образ)? К сожалению, мы, люди, часто не ценим то, что имеем, а осознаем всю ценность лишь тогда, когда потеряем. Произошедшее с вами говорит о том, что вы либо забыли очень важную истину для сохранения семейного счастья и развития гармонии, либо еще не познакомились с ней: «Любовь нуждается в заботе». Забывая об этом, мы со временем отдаляемся друг от друга, начинаем искать собеседников на работе либо в сети. В отношениях с мужем (женой) образуется пустота. Для получения красивых и сочных плодов грядки следует постоянно удобрять, орошать и пропалывать.

«И могу ли я продолжать эти отношения?» Мой ответ — нет, не можете. Лучше начните работу по гармонизации отношений с мужем, семьей, параллельно гармонизируя происходящее в вашей душе, теле и интеллекте.

А то, во что ваш собеседник впоследствии пустится, это уже его дело, а не ваше.

Имейте в виду, у вас избыток свободного времени и энергии, которые следовало бы тратить на выстраивание хороших взаимоотношений с мужем. Ваш семейный сад не цветет, не благоухает и не плодоносит. И вы сами в этом виноваты.

Мы с моим парнем встречаемся 4 года. Сейчас он начал читать намаз. Можем ли мы с ним встречаться и дальше? Мы не совершаем никаких грешных действий, но может ли он ко мне прикасаться? И вообще, не запретно ли ему любить? А.

Если у вас нет планов для создания семьи, рождения детей, то встречаться с ним вам нельзя. Прикасаться к вам до никяха (бракосочетания) ему недозволительно.

Любовь не запрещена, например к родителям, к супруге (супругу), детям, к родине.

Если человек дал обещание родителям девушки жениться и не выполнил своего обещания перед Аллахом и родителями невесты, то что в этом случае делать? Как он будет отвечать за это пред Богом?

С одной стороны, мусульманин должен выполнять свои обещания и исполнять те обязательства, которые он взял на себя. Об этом многократно говорится в Священном Коране и хадисах. Что касается вопроса помолвки, то женитьба или замужество после нее не являются категорически обязательными. Стороны могут передумать. Именно поэтому после помолвки и до женитьбы предполагаемые муж и жена не имеют права ходить под ручку, тем более в общественных местах, обниматься, целоваться, не говоря уже о чем-то большем. Все это допускается только после бракосочетания, когда утвердилось намерение быть мужем и женой на протяжении оставшейся жизни, когда произнесено перед людьми обоюдное согласие сторон, когда имеется благословение родителей и присутствуют свидетели.

А потому, если не срослось, поймите для себя и примите, что так оно лучше, то есть ведет к лучшему. Жизнь продолжается (без обид и претензий), и в ней нас ждет еще много интересного и неожиданного, главное — не стоять на месте.

Наши братья (братья по вере) считают себя правомочными делать девушке предложение, а потом бросать ее за неделю до никяха (бракосочетания), обещать позвонить и бесследно пропадать, потом при встрече либо сделать вид, что не знают девушку, либо поздороваться как ни в чем не бывало. Муж может дать беременной жене развод, даже не заботясь о внутреннем состоянии женщины. Ребята предпочитают знакомиться с девушками на дискотеках, в клубах, потому что сразу можно увидеть, как они выглядят, или могут без стеснения задавать вопросы о «принадлежности к девственности». Часто, к сожалению, наши сестры обладают большими знаниями, чем братья. Мы не задумываемся о том, какую боль можем причинить человеку, который находится рядом с нами.

Полностью согласен с вами. Живем во времена, когда «одно уже давно разрушено, а другое — не построено». Нет культуры взаимоотношений. Сухие, безжизненные (не наполненные жизненным опытом) знания, или отрывки знаний, которыми часто прикрываем свою слабость, бездеятельность или безответственность… Родительское отрицаем, а своего не имеем. Но… не вижу весомых причин для отчаяния и печали.

«Проявляй терпение и [знай, что] терпение твое только с Аллахом (Богом, Господом). [Так как именно Он может заложить в твоем сердце легкость внутреннего состояния и упорство в преодолении жизненных препятствий, когда человек, проявляя терпение, не растрачивает себя на эмоции, с трудом заглатываемые обиды, болезненные козни, а набирает из всего этого еще больше сил. Ведь если он неустанно продвигается вперед сквозь тернистые заросли препятствий, карабкается вверх к все новым и новым вершинам, то ему не становится легче, а, наоборот, требуется все больше сил и навыков].

Не печалься из-за них (не грусти), и пусть не сжимается сердце от боли, которую наносят тебе их козни (коварство, хитрость). [Ты успешно пройдешь и достигнешь, а трудности, созданные при чьем-то участии, пойдут лишь на пользу тебе, если сохранишь уверенность в себе и Божьей милости, а также не собьешься с позитивной и оптимистичной линии своего пути, делая все от тебя зависящее.]» (Св. Коран, 16:127).

Идите вперед, не думая о плохом, и вы достигнете того, о чем даже не могли себе представить.

Меня полюбила девушка, с которой мы вместе учимся. Но я не стремился завоевать ее любовь, не ухаживал. Я ее не люблю. Я несколько раз пытался ей объяснить, что не надо так часто искать встречи со мной. Думал, если буду холодно относиться, она постепенно остынет, но когда я начинаю прямо в лицо говорить ей об этом, у нее начинается истерика! Она винит меня во всем. Просто девушка очень страдает. Кстати, она никогда не пропускает намазов, очень хорошая девушка. Но мне все же не нравится. Мы слишком разные. Как мне быть в такой ситуации и виноват ли я в чем-то? Jurabek.

Самое главное — не грубите. Не стоит говорить ей обидные вещи в лицо. Все внимание концентрируйте на учебе. Не нужно ничего ей доказывать, просто идите своей дорогой, через какое-то время у нее пройдут эти чувства к вам. Важно, чтобы вы об этом в последующем не пожалели. Подумайте хорошенько и будьте вежливы, деликатны.

История началась еще в детстве. У меня есть один очень дорогой для меня человек, которого я люблю (да простит меня Аллах, если нельзя так говорить). Наши семьи дружат давно. Еще в детстве он мне очень нравился. Их семья жила в городе и лишь на выходные они приезжали в деревню погостить у дедушки. С каждым годом моя симпатия к нему возрастала, я очень скучала, страдала. И где-то в возрасте 13–14 лет я написала ему письмо, где во всем призналась (сейчас, конечно, понимаю, что это было глупостью с моей стороны). На мое письмо он не ответил. Я посчитала, что я ему безразлична.

Наша семья религиозна. Мой папа никогда не отпускал меня на дискотеки и разные тусовки, за что я ему очень благодарна сейчас. А их семья просто этнические мусульмане.

После того случая, когда он не ответил на мое письмо, мы встречались с ним редко. Мне было очень стыдно показываться ему на глаза. Затем я уехала учиться в другой город, а вернувшись после окончания первого курса института, узнала, что он женится! Это было самым тяжелым ударом. Я узнала, что он женится, так как его девушка забеременела от него(!). Не знаю, любил ли он ее.

Я старалась не думать о нем, избегала встреч с ним, но не переставала молиться, чтобы он начал жить по канонам Ислама. И знаете, мои мольбы стали сбываться. Недавно его мама просила привезти книжки по исламской тематике для их семьи, при встрече они теперь всегда интересуются религией…

Поймите, невозможно жить с мыслью о том, что твой любимый человек направляется в Ад. Для меня самым главным останется то, чтобы он был счастлив в этом мире и в вечности, неважно, будет он со мной или нет.

За последние годы я познакомилась с некоторыми молодыми людьми, соблюдающими мусульманами (отец торопит с замужеством), но по разным причинам мы расходились, больше одной встречи у нас с ними не было.

Сейчас мой любимый человек развелся, жена так и не родила ему детей (был выкидыш). Моя семья по-прежнему общается с его семьей, мой папа при каждом удобном случае рассказывает им о религии. Я тесно общаюсь с его мамой и сестрой. Как-то раз его отец пришел к нам и намекнул моему отцу, что хорошо было бы поженить его сына и меня, а мой отец ответил, что пока его сын не начнет соблюдать все религиозные обязанности и речи не может быть о нас с ним.

Недавно я и этот дорогой для меня человек снова встретились, я подобрала его родителям исламскую литературу, как они просили, но при встрече он ни на что не намекнул, хотя дал понять, что развелся. Я не знаю, чего от него ждать. Все мои чувства к нему только обострились, иногда из-за наплыва эмоций кажется, что сердце не выдержит, в таких случаях мне только Коран помогает успокоиться. Поймите, это очень хороший человек, очень воспитанный, у него доброе, чуткое, благородное сердце. Как было бы замечательно, если бы он освободился от этой грязной жизни и понял истину! Но мы ничего не можем поделать, если на то нет воли Всевышнего.

На днях мой папа сказал, что я сама могу решить, за кого мне выходить (он понимает — я люблю этого человека).

1. Что вы мне посоветуете сделать сейчас?

2. Является ли он прелюбодеем и разрешается ли мне выходить замуж за него (я целомудренная мусульманка, никогда даже за руку ни с кем не держалась)?

3. Можно ли любить несоблюдающего мусульманина? Ведь он не выполняет заветов Всевышнего, а таких даже друзьями мы не можем считать, насколько я знаю.

4. Вы писали, что у человека верующего есть проницательность, умение почувствовать ситуацию наперед и что это качество пробуждается, когда человек спокоен, свободен от эмоций и уравновешен, разумен. Мне трудно оставаться спокойной, свободной от эмоций, уж очень сильны мои чувства к нему. Как принять правильное решение? Я боюсь, что мне придется выйти замуж не за него и я всю жизнь буду страдать от любви к другому.

5. Также вы писали, что есть люди, которые настолько застряли в этой грязной жизни, что их очень трудно вытащить из нее, они боятся кардинальных изменений. Мне кажется, это как раз его ситуация. Тогда как мне быть? Что и на какую тему говорить? Как вы думаете, сможет ли он ответить мне взаимностью? Я совсем запуталась во всем. Дарина, 21 год.

1. Вы по причине своей молодости еще не научились управлять чувствами. Вам следует спокойно пообщаться с этим молодым человеком, обсудив возможность создания семьи. Придерживаться той тональности, которая присутствует в вашем письме касательно религии и религиозности, я бы не советовал. Поменьше арабских терминов, задайте конкретные вопросы о возможности для вас стать мужем и женой. Если он не выскажет явного одобрения, тогда оставьте его, и это будет для вас хорошим стимулом подрасти эмоционально и окрепнуть. Вы молоды, и все еще впереди. Читайте не столько религиозные, сколько умные книги и изучите обе части моей книги «Стань самым умным и самым богатым».

2. Разрешается, если он раскаялся.

3. Прочитайте материал «С кем дружить» в моей книге «Как увидеть Рай?» или на нашем сайте.

Несоблюдающего мусульманина можно любить, если вы собираетесь выходить за него замуж. Практика соблюдения канонических норм приобретается человеком постепенно на протяжении его жизни, причем многое зависит от того, с кем он общается. Постепенно, набирая жизненный опыт и ближе узнавая людей, вы поймете, что далеко не всегда наличие отдельных религиозных норм в практике верующего говорит о его набожности и праведности. Религиозность, воспитанность и нравственность приобретаются человеком на протяжении всей жизни, причем временами человек не только приобретает, но и теряет, а порой вообще может лишиться упомянутого. Очень важно, чтобы ваш жених и вы смотрели на жизнь одинаково, имели единящие духовные ценности.

4. Чувство любви преходяще, ориентироваться на него не стоит. В вопросе создания семьи следует обращать внимание на много большее, в том числе на то, как этот человек подходит вам по натуре, по характеру, мировоззрению. Семейный союз — это на всю жизнь. А потому побыстрее взрослейте и оставьте позади себя эмоционального подростка.

5. Как я уже ранее сказал, не стоит говорить с ним на религиозные темы, так как семья — это не только религия.

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[Выплата] милостыни является обязанностью каждого мусульманина». У него спросили: «О Пророк, а если нет [денег, материальных средств]?» — «Тогда пусть делает что-то своими руками, принося пользу себе и давая из этого милостыню другим». — «А если и такой возможности нет?» — «Тогда пусть поможет нуждающемуся, оказавшемуся в беде». — «А если и такой возможности нет?» — «В таком случае пусть совершает общепризнанное благое [благостность чего понятна всякому человеку, соответствует здравому смыслу] и отстраняет (защищает) [себя или какого-то другого] от злого (вредного, грешного, преступного). И это окажется для него милостыней». Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 338, хадис № 5464, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 430, хадис № 1445; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 392, хадис № 1445, а также т. 13. С. 549, хадис № 6022.

[2] Ведь они не ангелы, и за десятилетия земной жизни могут не раз ошибиться и оступиться, главное — вовремя осознать это, раскаяться и исправиться.

[3] Имам аль-‘Аскаляни, комментируя данный хадис в своде хадисов имама аль-Бухари, отмечает, что все три упомянутых качества (проклятия, грехи языка; неблагодарность и «вынос мозга» мужа, мужчины) являются прямыми причинами того, что женщин в Аду окажется больше, чем мужчин. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 535 и 536, пояснение к хадису № 304.

[4] «И пусть будут двое свидетелей-мужчин из числа вас. Если нет двоих мужчин, тогда один мужчина и две женщины из тех, кого вы желали бы видеть свидетелями [заслуживающие доверия]. [Две женщины, потому что] если одна из них забудет, тогда вторая напомнит ей» (см. Св. Коран, 2:282).

[5] В достоверном хадисе сказано: «Когда начинаются месячные, женщина (девушка) не молится (не совершает молитву-намаз) и не постится». Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 115, хадис № 304; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 534, хадис № 304; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 300, хадис № 384; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 237, хадис № 9/134.

[6] Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 80, хадис № 304; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 115, хадис № 304.

В своде хадисов имама Муслима есть почти такой же по смыслу хадис, отличия незначительны. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 60, хадис № 132–(79); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 487, хадис № 11/1881.

[7] У восьмидесятилетнего Фазиля Искандера спросили о том, чем отличается ум от мудрости. Известный писатель, не задумываясь, ответил: умный понимает, как устроен мир, а мудрый способен не растворяться в нем, то есть жить и действовать вопреки этому пониманию.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1