Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мухаммад ﷺ, как и все люди, не знал сокрытого и того, что будет завтра. Не надлежит ждать от него подобного после того, как ему снизошло веление Аллаха.
Рядом с ним могли быть скрывающие зло, но при этом напоказ проявляющие любовь. Он не ведал о них, пока обстоятельства не раскрывали их суть.
В День Воскрешения он с удивлением встретит людей, которых оставил, воспринимая их как верующих и стойких. Однако смуты раскроют их внутреннюю черноту и худший исход. Пророк ﷺ произнесет слова, что сказал ранее ‘Иса (Иисус):
Порой Аллах раскрывал ему сокровенное по Своей мудрости и по ряду причин. Подобно тому, как пришло в Откровении сообщение о том, что персы потерпят поражение от рук римлян после одержанной ранее персами победы над римлянами. Весть об этой победе разнесли странники. Язычники стали злорадствовать по причине несчастья римлян, а мусульмане, поддерживающие людей Писания, опечалились.
В одном из достоверных хадисов, переданном ‘Адийем ибн Хатимом [1], сказано: «Я находился рядом с посланником Аллаха, когда к нему пришел человек и пожаловался на нужду. Затем пришел еще один и пожаловался на разбой на дорогах. Пророк ﷺ спросил меня: «О ‘Адий, выдел ли ты Хиру?» Я ответил, что не видел, но слышал, тогда он сказал: «Если жизнь твоя будет долгой, ты увидишь странницу, которая будет путешествовать в своем паланкине из Хиры в Мекку, затем совершит обход вокруг Каабы, и при этом она не будет бояться никого, кроме Аллаха». Я подумал: «А как же разбойники местности Тайи, которые разожгли смуту повсюду?» Пророк продолжил: «Если твои дни продлятся, будут открыты сокровища Хосроя[2]«. Я спросил: «Сына Хурмуза[3]?» Он ответил утвердительно». Далее ‘Адий передает: «Я видел странницу, которая направлялась из Хиры в Мекку, совершила обход вокруг Дома, не боясь никого, кроме Аллаха. И я был среди тех, кто вошел в дворцы с сокровищами сына Хурмуза»[4].
Подобные хадисы были подтверждением обещанного Аллахом, что будущее — за Исламом, который будет править на востоке и западе.
*
«Всевышний дал обещание тем из вас, кто уверовал и совершал благие дела, что сделает их преемниками (правителями) на земле [они, стараясь и стремясь, многого достигнут], как делал таковыми тех, что были до вас. Даст им возможность следовать религии, которую Он пожелал им. Воистину, заменит Он для них страхи [ведь они — люди, и периодами им может что-то угрожать] чувством спокойствия и безопасности [к чему они через усердие и с Божественного благословения придут].
Они будут поклоняться Мне и не станут обожествлять что-либо иное. Кто же после этого [умудрится] стать безбожником [начав игнорировать Божественное, оставляя позади свою праведность и обязательность пред Богом, как почувствует уверенность через предоставленные ему материальные, физические или властные возможности, начав мнить себя вершителем истории и безупречным покорителем земных, мало для кого доступных вершин], те — закоренелые [безвозвратно забывшие истинное положение дел] грешники» (Св. Коран, 24:55).
Человек, ведающий о внутреннем мире других, может увидеть, что они несут в себе и скрывают. Мухаммад ﷺ был знатоком душ и человеческой сути, жизни и ее изменчивой природы, прежних религиозных убеждений и судеб их последователей, пытавшихся обрести право на жизнь на этой земле. Разум пророков имел чистую природу и сияющее вдохновение. Каково же положение предводителя всех пророков, окруженного Божественной опекой с момента рождения, чтобы он понес миссию, чудо которой сокрыто в ее методологии. Она, в свою очередь, строится на возвышении естественной природы человека и раскрытии разума. Лучше всего ее осуществит тот, кто обладает пониманием действительности и последующих событий.
Потому существует множество повествований Пророка ﷺ о смутах. Целью этих повествований является не просто сообщить о смутах, а — предостеречь и подготовить. Пророк рассказывал о смутах, которые коснутся людей по причине их разногласий в мыслях и несхожести характеров. Он упомянул искушения, что постигнут сердца по причине их чрезмерной устремленности к мирскому и тленному. Он предвещал смуты, что обрушатся на всю мусульманскую общину, когда неверие вернется после своего поражения, вновь обретая былую силу.
Пророк ﷺ сказал: «Будут смуты. Во время них сидящий лучше стоящего. Стоящий лучше идущего. Идущий лучше бегущего. Кто попытается вступить в эти смуты, того они поглотят и уничтожат. Кто же сможет воспользоваться прибежищем или спасением, тот пусть сделает это»[5].
Приводится также в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, что из признаков Конца Света «будут утрачены знания, распространятся невежество и прелюбодеяние, люди будут употреблять одурманивающее, численность мужчин уменьшится настолько, что на пятьдесят женщин будет приходится один кайим (уверенно стоящий и осознающий свою ответственность покровитель)»[6].
В своде имама Муслима передается: «Выйдет Антихрист из моей уммы, будет пребывать сорок, потом Аллах пошлет Иисуса, сына Марьям[7]. Он будет подобен ‘Урве ибн Мас‘уду[8], найдет Даджаля и уничтожит. Люди будут пребывать вне вражды между собой семь лет. После Аллах отправит прохладный ветер, который подует со стороны Шама — и на земле не останется никого, в чьем сердце будет хоть на вес пылинки блага и веры. И если даже один из них укроется в ущелье горы, то ветер последует за ним и заберет его душу. Останутся худшие из людей, легкомысленные, как птицы, и злые, как хищные звери. Они не будут признавать общепринятые нормы и не будут испытывать неприязнь к греховному. Перед ними предстанет шайтан и скажет: «Не ответите ли вы мне?» Они спросят: «Что ты велишь нам?» Он призовет их к поклонению идолам. На них в изобилии будет нисходить удел и жизнь их будет прекрасна, после чего протрубят в Рог. И все будут умерщвлены» [9].
‘Абдуллах ибн Мас‘уд передает: «Не наступит Час, пока не останутся худшие. Те, которые не признают благого и не испытывают неприязни к скверному. Они будут совокупляться подобно ослам, утратив чувство стыда»[10].
Пророк ﷺ предостерегал своих последователей от смут. Но самое страшное из них — это то, что учение Ислама постигнет увядание, исчезновение. Свидетельство Единобожия в сознании людей утратит свой глубинный смысл. Многие даже не будут осознавать весь смысл этих слов.
Молитва утратит свою суть — трепет, — после чего подвергнутся коррозии ее внешние проявления, превратившись в постукивание головой об землю. Джихад[11] утратит свой дух, а именно искренность, превратившись в добычу трофеев и обращение в рабство свободных людей. Пост превратится из терпения и умения себя ограничивать, а также воспитания своих инстинктов, в подготовку к большим застольям и увеличению затрат. Хадж превратится в странствие, где мирское преобладает над вечным. Правление превратится из служения обществу с его согласия к превосходству одних над другими, построенному на притеснении и тирании. После духовно и нравственно падут и правители, и поданные. Даже любовь мусульман к их Пророку после его смерти будет сводиться к возгласам и бормотаниям сборищ людей при посещении его могилы, но позабывших наиглавнейшую суть пророческой миссии и потерявших нравственные основы, которые оставил Пророк[12].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] ‘Адий ибн Хатим — один из сподвижников пророка Мухаммада.
[2] Хосрой II — король из династии Сасанидов, правивший Ираном в период с 32 года до хиджры по 6 год по хиджре (591–628 гг. по григор.). Один из самых известных шахов Ирана.
[3] Хурмуз (Ормизд IV) — персидский шах из династии Сасанидов, который правил в период с 44 по 33 гг. до хиджры (579–590 гг. по григор.), сын Хосроя Ануширвана и тюркской царевны. Является потомком двух великих правителей — Хосроя Ануширвана и ябгу-кагана Истеми.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 4. С. 197, хадис № 3595.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. С. 1353, хадис № 7081.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. В 9 т. Бейрут. Т. 7. С. 37, хадис № 5231.
[7] Марьям бинт ‘Имран — мать пророка ‘Исы (Иисуса). Считается одной из самых праведных и наиболее почитаемых женщин в Исламе. Ее именем названа одна из сур Священного Корана.
[8] ‘Урва ибн Мас‘уд ас-Сакафи — сподвижник пророка Мухаммада, глава племени Сакыф в Таифе. Он был одним из первых людей своего племени, кто принял Ислам. Умер в 8 г. по хиджре (630 г. по григор.).
[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 4. С. 2258, хадис № 2940.
[10] См.: Муснад Ахмад. Т. 7. С. 209, хадис № 4144.
[11] Джихад в переводе с арабского языка — это »приложение усилий, усердие». В Исламе это те усилия, которые прикладываются во имя утверждения веры и донесения Божьих истин до людей.
[12] Ибн аль-Кайим сказал: «Если ты оказался в обществе людей, то увещевай в первую очередь свое сердце и свою душу, и пусть не обольщает тебя их скопление вокруг тебя, ведь они следят за тем, какой ты внешне, Аллах же следит за тем, какой ты внутри» См.: аль-Джаузия Ш. Мадаридж ас-саликин [Степени идущих]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2010. Т. 2. С. 68.