Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Преодолей препятствия на пути к Богу

Аллах. С точки зрения арабского языка слово состоит из двух частей: определенного артикля «аль» и слова «иляхун» (божество).

Этим словом обознач­аемо понимание Бога – Он определен, и Он один. Мы веруем в Него, поклоняемся Ему и совершаем наши многочисленные дела и поступки пред Ним, Господом миров. Он дал нам жизнь, и к Нему возвращение. У мусульман нет «своего, особенного бога». Бог, Господь миров, для всех людей, ангелов и джиннов Один. Он всем дал жизнь и заложил глубокий смысл в сотворение каждого. Причем этот смысл не ограничен земным, тленным, а имеет продолжение в вечном, бесконечном.

Следует понять, что, начиная от момента появления людей на планете Земля и вплоть до Конца Света, если бы ни один из них не уверовал в Бога, то Он, Господь миров, никак не пострадал бы от этого. Аллах (Бог, Господь) не нуждается в вере кого-либо из Своих творений. Это они, творения, нуждаются в Нем и поклонении Ему.

В Коране сказано:

«Есть люди, которые начинают спорить о Боге [поднимать теологические, сугубо религиозные темы], не имея соответствующих знаний и следуя при этом за всяким восставшим (наглым, нахальным, невоспитанным, вызывающе себя ведущим) дьяволом [будь то джинн, нашептывающий в душу и сливающий все помои в разум своему подопечному, или человек, «обоснованно» записавший себя в категорию всезнающих шейхов]. Так установилось, что идущие за подобными сбиваемы с праведного пути и ведомы верной дорогой в Ад (в огонь Преисподней)» (Св. Коран, 22:3, 4).

Вот уже более тысячи лет в мусульманской богословской среде периодически появляются проповедники и их последователи, которые считают, что обладают «особыми знаниями об Аллахе (о Боге)»[1]. Их «особо правильные» убеждения происходят из трактовок аятов и хадисов их духовных учителей. Пусть они следуют своим «особым» знаниям о Боге, но у них нет никакого права облачать себя в мантию «единственно правильных и ведомых Аллахом». Настоятельно рекомендую сторониться такого рода религиозных течений, сколь бы непоколебимой ни казалась их обосновательная база. Уйдя в эти дебри, люди в итоге либо теряют голову (психика не выдерживает), либо веру, устав убеждать себя и других в сакральности «особых» знаний своего шейха и разочаровавшись в нем.

Ислам — это не длиннобородые шейхи и устазы в восточных облачениях, это не сложная религиозная философия, это не знание для особо просвещенных… Нет!

Это тысячи аятов (слов Бога в заключительном священном Писании, Коране) и тысячи хадисов (слов и действий пророка Мухаммада), которые каждому из нас следует изучать на протяжении всей жизни, теорию переводить в практику, которая делает нас в итоге умнее, сильнее, набожнее и богаче во всех отношениях. И изучать, читая именно богословские переводы смыслов Корана и Сунны. Для правильного и уместного понимания нам следует советоваться с имамами, муфтиями, богословами, слушая их выступления, читая их книги. А подходит та или иная трактовка нам или не подходит – в этом помощником должно быть наше здоровое сердце и просвещенный разум[2], а не фанатичное следование кем-то сформулированным догмам.

В Коране сказано:

«Это — оповещение людей (информирование их), чтобы извлекли для себя соответствующую практическую пользу (были осторожны и предусмотрительны). Чтобы знали и помнили — Бог Один» (см. Св. Коран, 14:52);

*

«Знай же [и не забывай], что нет бога (божества), кроме Аллаха (Бога, Господа) [Который Один и Един для всех]. Проси [у Него] прощение за грехи свои» (см. Св. Коран, 47:19).

Единственность и непостижимость Бога человеческим рассудком – первый и главный постулат веры мусульманина и мусульманки.

Мы, люди, независимо от национальности и культуры, с рождения предрасположены к вере в Бога. В хадисе-кудси[3] пророк Мухаммад передает следующие слова Господа миров: «Поистине, Я [говорит Господь] сотворил всех людей предрасположенными к вере [в Меня, Бога]. Но дьяволы[4] [своими соблазнительными нашептываниями и ухищрениями побуждающие людей к греху] пришли к ним (людям) и увели [в сторону] от религии[5]. Запретили им (людям) то, что Я разрешил [то есть начали уводить в сторону различного рода экзотических верований и практик с выдуманными ограничениями]. Они побудили их поклоняться тому, что не имеет власти [убедили обожествлять то, что по сути не является Богом, а есть плод их фантазии и воображения]»[6].

В Коране о вере в Бога сказано:

«Неужели они [думают, что сами собой] сотворились [на планете Земля], вот так из ничего [ни с того ни с сего вдруг появились]?! Или они сами творцы [сами себя сотворили]?! Или они сотворили небеса и землю?! Нет же [проблема в том, что] они не убежденны [категорично не желают уверовать и искренне поверить в правдивость того, о чем говорит посланник Божий, ведь только в этом случае все сомнения, пустые философствования исчезнут и постепенно появится четкое понимание земного и вечного]» (Св. Коран, 52:35, 36);

*

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) держит небеса и землю так, чтобы они не исчезали (не прекращали своего существования). Если они прекратят свое существование [если механизм существования небес и земли будет нарушен Богом либо оставлен без соответствующего внимания и контроля], никто не сможет удержать их после Него. Он, поистине, необычайно Терпелив [а потому не наказывает людей сразу] и Всепрощающ [поэтому земля и небеса еще существуют, не исчезают и не разрушаются из-за грехов людских]» (Св. Коран, 35:41);

*

«Неужели человек [прожил века] прожил большой отрезок времени?! [Неужели сын человеческий прожил так много лет, у него столь многовековой опыт, что он может быть до такой степени уверенным в вопросах веры-безверия и так нагло себя вести?!] [Но ведь не так давно] он был ничем, о нем никто не знал (не вспоминал)!» (Св. Коран, 76:1);

*

«Скажи: «Аллах (Бог)!» [Именно Господь миров на протяжении человеческой истории давал людям важные духовные, интеллектуальные или научные знания, причем как в устной форме, так и в письменной, через пророков и посланников.] А затем [после краткого и ясного ответа] покинь их, играющих в беседах со своими убеждениями (погружающихся в пучину своих частных размышлений)» (см. Св. Коран, 6:91).

Тот, кто делает первые шаги в вопросах веры и религиозной практики, намерен открыть перед собою новые прекрасные перспективы земного и вечного, не должен ходить окольными путями и искусственно затруднять себе путь к познанию Бога! Например, начинающему практиковать религию важно знать, что есть явно запретные Богом вещи: обожествление кого- или чего-либо помимо Бога[7], убийство человека[8], непослушание родителям (ослушание)[9] [в разумных пределах], алкоголь (наркотики)[10], прелюбодеяние[11], гадание. Также начинающему важно знать, что есть шесть столпов веры:

  1. Вера в Бога, Господа миров.
  2. Вера в ангелов, которые не имеют пола и во всем покорны Богу.
  3. Вера в Священные Писания.
  4. Вера в пророков и посланников Творца.
  5. Вера в Судный День.
  6. Вера в то, что все изначально известно Богу и определено.

И есть пять столпов религиозной практики:

  1. Проговаривание свидетельства, что нет Бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад — Его раб[12] и посланник[13].
  2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы.
  3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан.
  4. Выплата закята.
  5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы один раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей.

Отношение к столпам религиозной практики, как и к очевидно запретным вещам должно быть в контексте слов пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «То, что повелел я вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей; вынужденные ситуации включают послабления], а то, что запретил [все то, что относится к явно запретному], — оставьте, удалитесь от него [и без компромиссов]»[14].

И пусть никто ни на просторах Интернета, ни в какой-либо мечети, медресе не усложняет вам путь к довольству Бога вами, загоняя вас в рамки убеждений того или иного проповедника либо течения. Ислам дает человеку свободу, высвобождает его потенциал через обязательность пред Богом и людьми, через дисциплину в богоугодном, через самоотверженный труд во благо свое и других, через строгое сторонение того, что очевидным образом запрещено (когда имеется прямой, а не додуманный кем-то запрет). В контексте этого советуем прослушать две лекции:

*

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Последние десятилетия ярким примером является жесткое (до записывания друг друга в списки обитателей Ада) противостояние между саляфитами и хабашитами. Рекомендую сторониться и тех, и других.

[2] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Аль-бирр (праведность) — это все то, к чему душа твоя, сердце относятся спокойно. А вот грех — это все то, что вызывает смятение в душе и колебания (сомнения) в груди. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)». Св. х. Ахмада и ад-Дарими. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 432, хадис № 4/591, «хасан».

[3] Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

[4] Дьявол (Сатана, Иблис, Шайтан) — умнейший джинн, за свои познания вознесенный милостью Бога до уровня ангелов и вошедший в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно. Джинны — незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами, живущие в параллельном мире. Джинны несравнимы с людьми по силе, мощи, скоростям и возможностям. Они видят людей, а люди их — нет. Однако они, как и люди, рождаются, умирают и будут воскрешены для Суда пред Богом за свои деяния, после чего — Ад или Рай. Среди них есть верующие и неверующие в Единого и Единственного Творца, есть среди них также, по предположению некоторых мусульманских ученых, представители разных вероисповеданий и убеждений, представители иудейской традиции, христианской, мусульманской, языческой, а также безбожники и др. Неверующие джинны являются помощниками Сатаны, который за непокорность и гордыню был проклят Богом, после чего все свое существование посвятил тому, чтобы сводить людей с верного пути.

[5] Напомню, что у любого человека есть право выбора. С рождения он предрасположен к вере в Бога, однако внешнее воздействие и влияние может внести серьезные корректировки в то, как сложится жизнь и к чему в итоге в перспективе земной и вечной приведет человека. Различных внешних воздействий-ветров много, но они не забирают у человека право выбора, а лишь по его личной воле и решению могут вносить корректировки. В этом и есть суть земного экзамена.

[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1148, хадис № 63–(2865). Здесь приведен завершенный по смыслу фрагмент данного хадиса.

[7] «Воистину, Аллах (Бог, Господь) не простит многобожия [если человек так и умер с ним, вовремя не раскаявшись], а все остальное Он может простить тем, кому пожелает. Кто возносит на уровень Бога кого-либо еще, тот сильно отклонился от верного пути [необычайно далеко ушел от истины]» (Св. Коран, 4:116).

[8] «Кто убьет душу не за душу и не за преступление [кто совершит подобный тяжкий грех, наказанием за который предусмотрена смертная казнь], тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. [Убив кого-либо, на следующее утро человек просыпается уже не человеком в полном смысле этого слова, а — убийцей]» (см. Св. Коран, 5:32).

[9] Это, конечно же, должно пониматься в границах норм морали, благочестия. Если, например, родитель побуждает ребенка совершить нечто очевидно скверное и аморальное (хулиганство, например, или употребление спиртного), то ребенок, безусловно, не должен слушаться.

[10] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное (алкоголь) [все, что опьяняет, одурманивает человеческий разум] и его плату [покупать его или продавать]». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3485, «сахих».

[11] «И [даже] не приближайтесь к совершению прелюбодеяния! Поистине, это развратно и является плохим путем [ведущим прямиком в Ад]» (см. Св. Коран, 17:32).

[12] Употребленное словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь человек не поклоняется, не преклоняется перед положением, достатком, своим «Я», обманывая других и стараясь всеми правдами и неправдами удовлетворить свою животную ненасытность. Он, раб Божий, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

[13] Первый шаг религиозной практики мусульманина (мусульманки) — проговаривание слов «ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах» («я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Божий»), согласившись с их смыслом душой и разумом. Наличие свидетелей для данной процедуры, совершаемой в первую очередь пред Богом, необязательно.

[14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 4. С. 84; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 529, хадис № 412–(1337); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 139, 140, хадис № 2/1273 и пояснение к нему. Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 19, хадис № 1, «сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 14; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 473.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1