Как делится имущество после развода в случаях, когда жена не работает, занимаясь детьми и домашним хозяйством, и когда работает? Подтвердите аятами из Корана или ссылками на правовую шариатскую систему.
«Самое ненавистное пред Аллахом (Богом, Господом), но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод»[1], — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
В жизни всякое бывает. Муж с женой ответственно отнеслись к созданию семьи и воспитанию детей, но что-то серьезное произошло между ними, и они не видят иного выхода, кроме как развестись. В такой ситуации мужьям необходимо прислушаться к Божественному наставлению:
«Разведенным женщинам положено передать материальные средства в соответствии с местными традициями (законами) [количество и вид которых определяется по обоюдному согласию супругов или решением суда]. Набожные должны поступить именно так» (Св. Коран, 2:241)[2].
Мужу важно услышать для себя данное наставление, а после узнать, как следует реализовать его в родном обществе, государстве.
Для благополучного раздела имущества в случае развода необходима государственная, официальная регистрация брака, которая не противоречит мусульманским канонам, а наоборот, закрепляет необходимые права за женщиной, за женой.
Жена при разводе забирает все то, что ей принадлежит: было даровано ей[3], передано или приобретено ею на собственные деньги. Нажитое сообща в период брака, заработанное и приобретенное вместе с мужем делится пополам, тем более если жена работала и вносила финансовый вклад в семейный бюджет и в приобретенное с мужем имущество. Так будет справедливо и честно. Данное утверждение согласуется с кораническим повествованием — «в соответствии с местными традициями (законами)» (см. Св. Коран, 2:241).
В Исламе обеспечение жены и детей — это именно мужняя обязанность. Но если у мужа и жены есть семейный бизнес и они решают поделить его поровну либо в соответствии с прописанными ими в договоре партнерства долями, то это их личное дело как бизнес-партнеров.
Согласно российскому законодательству, нажитое во время брака имущество признается совместной собственностью супругов: «Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное» (п. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ). Понятие совместной собственности установлено в Гражданском кодексе РФ: «Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)» (п. 1, 2 ст. 244 Гражданского кодекса РФ, часть 1). «Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными» (ст. 245 Гражданского кодекса РФ, часть 1).
Из этого следует, что право на общее имущество имеет и жена, которая в период брака ухаживала за детьми, занималась домашним хозяйством и не имела собственного дохода. Однако имущество, принадлежавшее одному из супругов до брака, является его личной собственностью и разделу не подлежит (сюда относятся и вещи, полученные в дар, как наследство). Законный режим супругов не действует, если брачным договором предусмотрено иное — в таком случае действует договорной режим имущества[4].
В период развода или после него совместная собственность может быть разделена по требованию одного из супругов. Если возникают споры по поводу определения долей, то происходит этот процесс в судебном порядке.
В мусульманских регионах нашей страны и постсоветсткого пространства некоторые люди живут странными стереотипами. Можно встретить случаи, когда мужчине может что-то не понравиться в жене, и он вдруг решит найти вторую, которая, как он посчитает, будет больше отвечать его запросам. Либо он вообще разведется с первой и отправит ее «обратно к родителям», оставив после многих лет совместной жизни безо всего, кроме нескольких золотых украшений, переданных когда-то в качестве махра (свадебного подарка). А вот, например, в арабских странах или в Турции, в Малайзии такое явление крайне редко, так как женщины знают свои права и они защищены местным законодательством. Государство может называть себя светским, но оно учитывает запросы и потребности граждан, в том числе и того мусульманского большинства (или меньшинства), которое проживает в стране. Законопроекты формулируются в результате общественной потребности в них и в свете тех принципов, которые важны для той или иной части общества. Так вот, женщина после развода в подавляющем большинстве мусульманских (по этническому признаку) стран даже в случае неожиданного желания мужа развестись без материального достатка и жилья не остается, если брак изначально был официально зарегистрирован.
Приведу наглядный пример. В Египетском законодательстве ранее упомянутый аят 2:241 применяется следующим образом. В Гражданском кодексе Египта, в ст. 18 закона № 25 от 1920 года, к которому был добавлен закон № 100 от 1985 года, сказано: «Жене, с которой после законного бракосочетания муж имел супружескую близость и которой был дан развод без ее одобрения и без ее вины в этом, сверх выплаты алиментов послеразводного периода (‘идды[5]) полагается компенсация за развод в размере как минимум двухгодичного содержания. В определении суммы компенсации должно приниматься во внимание материальное состояние бывшего мужа, а также обстоятельства развода и продолжительность брака. Мужу, давшему развод, разрешается выплачивать компенсацию по частям»[6].
В разъяснительном комментарии к закону об этой компенсации говорится: «По шариату право развода закреплено за супругом, и до сих пор закон не обязывал его выплачивать денежную компенсацию разведенной жене, так как достаточно того, что, вступив в супружескую близость, она получает брачный дар (махр) в полном размере[7], а также алименты в послеразводный период (‘идда). Что касается дополнительной компенсации, то она носила желательный характер и не могла быть назначена в судебном порядке. Но в наше время благородство и порядочность становятся редкостью, особенно в отношениях между бывшими супругами, когда между ними уже нет былой любви. Женщина после развода нуждается в большей финансовой поддержке, чем та, которая ей полагается в послеразводный период (‘идда). Дополнительная компенсация может помочь ей, одновременно становясь сдерживающим фактором для скорого развода со стороны мужа (то есть мужей это заставит хорошенько подумать, прежде чем принять легковесное решение о разводе, мол, так ему захотелось. — Ш. А.). Целью узаконивания этой компенсации является попытка утешить разбитое сердце жены. Шариат (мусульманские каноны) требует проявлять сочувствие к разведенной женщине. Основы этого заложены в словах Всевышнего: «Вы [мужья, решившие неожиданно развестись] обязаны, в зависимости от ваших финансовых и имущественных возможностей, передать ей материальные средства [подобно компенсации морального ущерба] в соответствии с общепринятыми местными нормами (‘урф) [обязаны!]. И это — должное для благородных [то есть любой человек, считающий себя благонравным пред Богом, должен поступить именно так в отношении женщины (девушки), брак с которой прервался столь неожиданно]» (Св. Коран, 2:236). Обязательность выплаты этой компенсации является, например, мнением имама аш-Шафи‘и, при условии, что женщина вступила в супружескую близость с мужем и не была причиной развода. Также это мнение имама Ахмада, которое было одобрено и принято Ибн Таймией. Последователи захиритского мазхаба и имам Малик, в одном из своих мнений, также говорят об ее обязательности.
На этом основании и был включен в закон Арабской Республики Египет текст ст. 18, учитывая условия, оговоренные упомянутыми учеными. При определении размера компенсации судья может принять во внимание (помимо того, о чем было сказано раньше) обстоятельство развода, возможность злоупотребления этим правом и пр. Компенсация не должна быть меньше двухгодичного содержания. В качестве облегчения закон позволяет бывшему мужу ее выплату по частям»[8].
Также, к примеру, Египетский Дом фетв[9] относительно суммы компенсационной выплаты, ее срока и условий получения вынес фетву на основании данного закона гражданского кодекса. В фетве сказано следующее: «В соответствии с этим законом, разведенной женщине полагается компенсация в размере как минимум двухгодичного содержания. Она имеет право на эту сумму в том случае, если состояла в законном браке, имела супружеские отношения с мужем и была разведена против ее воли и без вины с ее стороны. Эта компенсация выплачивается сверх алиментов послеразводного периода (‘идда)»[10].
В Коране Господь миров говорит:
«Верующие, будьте стойки, неустанно (непоколебимо) следуя справедливости, будьте свидетелями пред Аллахом (Богом, Господом), даже если придется свидетельствовать против самих себя, против родителей или близких. [Будьте справедливы, давайте правдивые показания] вне зависимости от того, беден человек или богат, [не беспокойтесь] Аллах (Бог, Господь) позаботится о них. Не следуйте своим прихотям (собственным увлечениям), оставляя правильные (справедливые) решения. Если вы измените (исказите) показания или откажетесь от них, то [помните, что] Аллах (Бог, Господь) осведомлен обо всем, что вы делаете» (Св. Коран, 4:135);
*
«О верующие, будьте стойки во имя Аллаха (Бога, Господа), а свидетельствуя, будьте справедливы (правдивы). Пусть же ненависть (неприязнь) отдельных людей [не пробуждает в вас ответной реакции и] не ведет к проявлению вами несправедливости. Будьте же [во всем и со всеми] справедливы! Это ближе к набожности [это приближает вас к набожности]. Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [пусть трепет пред Ним напоминает вам об обязательности в делах, постоянстве в выполнении религиозной практики и стойкости в следовании высокой морали и нравственности]. Поистине, Ему ведомо абсолютно все, что вы делаете» (Св. Коран, 5:8).
Для справки
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ
от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
«СК РФ, Статья 38. Раздел общего имущества супругов.
1. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке.
При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.
4. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.
5. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.
Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.
6. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность.
7. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности»[11].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 248, хадис № 2178; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 219, хадис № 2018.
[2] Сразу обращу ваше внимание, что здесь говорится именно о разведенных. В случае же смерти мужа жена получает или (1) 1/8 от всего имущества мужа (от всего совместно нажитого, кроме того, что принадлежит лично ей, жене), если у мужа есть дети (даже те, например, что от первого брака, то есть его дети вообще), или (2) 1/4, если детей у мужа нет. Здесь уже присутствует конкретный коранический текст и Божье повеление, определяющие долю жены в наследстве мужа (Св. Коран, 4:12).
[3] В Исламе жених при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время передает невесте махр — ценный свадебный подарок, его безвозмездный дар. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.).
Замечу, что в Исламе нет такого понятия как «калым», хотя оно и встречается в традициях отдельных мусульманских народов, но есть «махр». Махр не символизирует «приобретение жены», это — лишь безвозмездный дар жениха невесте.
Размер махра: (1) минимальный — 10 дирхамов или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра.
Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму, дорогие ювелирные украшения либо дар недвижимого имущества, однако все это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана и является своего рода формой социальной защиты для женщины.
В Коране сказано: (1) «Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. Св. Коран, 4:4).
(2) «И не чините [о мужья] препятствий [не затрудняйте женам бракоразводный процесс, инициируемый ими; не притесняйте их, не подвергайте насилию] ради завладения частью того, что вы передали им [то есть свадебный подарок (махр), который обычно представляет собой значительную денежную сумму или комплект ювелирных украшений, а порой и дорогостоящую недвижимость]. [Если вы и можете лишить их махра, то] только тогда, когда жена совершит явно непристойный, развратный поступок [прелюбодеяние]» (см. Св. Коран, 4:19).
(3) «А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать [у жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен для того, чтобы они просили у вас развод и возвратили вам свадебный подарок (махр)]?!» (Св. Коран, 4:20). Да, в Коране Господом миров упоминается возможная сумма безвозмездного свадебного подарка жениха невесте (махра) — кантар золота, а это примерно 44,928 кг. На 20 апреля 2016 года 1 грамм золота оценивается в 2620,75 руб. (согласно cbr.ru). То есть сумма махра составляет 117 745 056 руб., или $1 794 894.
[4] С точки зрения мусульманских канонов, заключение брачного договора допускается и разрешается. Брачующимся самим решать, нужен он им или нет.
[5] ‘Идда — три месяца, в течение которых женщина не имеет права выйти замуж после развода. Все эти три месяца она находится на полном обеспечении мужа, а это и питание, и проживание, и все остальное в принятом для их семьи порядке. Подробнее об этом читайте в книге «Семья и Ислам» или на нашем сайте http://umma.ru/otvety/zhenitba-i-semya/7296-protsess-razvoda-2.
[6] См.: http://www.mohamoon.com/montada/Default.aspx?action=ArabicLaw&ID=11.
[7] В традиции мусульманского мира это обычно множество золотых украшений, крупные суммы денег или недвижимость, записываемая сразу на невесту (жену). То есть все то, что может явиться для нее серьезной поддержкой в случае неадекватного поведения мужа или, например, развода.
[8] См.: http://www.mohamoon.com/montada/Default.aspx?action=ArabicLaw&ID=11.
[9] Это самая авторитетная организация в Арабской Республике Египет, вот уже более ста лет выносящая богословские заключения (фетвы). Основана в 1895 году.
[10] См.: http://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?ID=397&text=%D9%86%D9%81%D9%82%D8%A9%20%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%AA%D8%B9%D8%A9&MoftiIds.
[11] См.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ff4380f81fa499927e7dc1d442880aa81e558b05/.