Сглаз — это нанесение вреда недобрым, завистливым взглядом, приносящим слабость, недомогание, болезнь. Например, человек восхищается тем, что видит, а созерцаемое в свою очередь получает отрицательный импульс, частично или полностью теряет то, чем восхитились. Некоторые говорили: «Сглаз — это когда ядовитая сила выходит из глаз одного и попадает в глаза другого, отравляя его». Ибн аль-Джавзи считал: «Сглаз может произойти в результате сильного восхищения чем-то, зависти, а также если смотрящий таит в себе желание принести вред, словно он ядовитое насекомое»[1].
Хадисы о сглазе
Данный вопрос многократно упоминается в хадисах: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сглаз [действенность сглаза] — это аль-хакк [не выдумка, а на самом деле реальность]»[2].
Пророк Мухаммад в повелительной форме говорил [порой] своей супруге ‘Аише о необходимости найти человека, который снимает сглаз (посредством рукъя-заклинания заговаривает от сглаза)[3]. Асма’, дочь ‘Умэйса, спросила у Пророка: «О посланник Всевышнего! Дети Джа‘фара очень восприимчивы к сглазу. Могу ли я попросить человека о рукъя-заклинании для них?» Пророк ответил: «Да [можешь]. Если что-то могло бы опередить волю Творца (определенное и установленное Им), то это был бы сглаз». Этими словами Пророк подчеркнул значительную действенность сглаза[4].
‘Аиша передала: «Когда Пророк жаловался на самочувствие, [приходил ангел] Джабраил (Гавриил) [и] читал ему рукъя-заклинание: «Именем Аллаха (Бога, Господа). Он исцелит тебя. Он вылечит тебя от всех болезней. И [защитит] от зла завистника, когда тот завидует. И от зла всякого, кто может сглазить»[5].
Умму Саляма рассказывала, как однажды Пророк, увидев в ее доме женщину с темным пятном на лице[6], воскликнул: «Найдите человека, который снимет сглаз (заговорит от сглаза)! Ее сглазили»[7]. Истина в вопросе сглаза состоит в том, что «Всевышний, при взгляде одного человека на другого с восхищением или, например, с завистью, превращает воздействие такого взгляда в форму последующего недуга или плохого самочувствия последнего. Это воздействие может быть изначально отражено посредством произнесения формулы удаления себя от зла с помощью Всевышнего (аль-исти‘аза)[8] или иным способом. А когда отрицательное влияние сглаза уже произошло, то, например, через проговаривание рукъя-заклинаний, купание (совершение омовения) или что-то иное»[9].
Кроме того, исламские ученые утверждали: «Творец установил закономерности присутствия в телах и душах различного рода сил и возможностей, зачастую скрытых. К примеру, услышав в свой адрес похвалу, человек может покраснеть, в момент испуга — побледнеть. Некоторые очень легко поддаются воздействию сглаза и практически сразу начинают чувствовать недомогание. Все это происходит в результате определенных закономерностей, заложенных Творцом в душах. А так как большая часть внешних воздействий на уровне душ происходит посредством глаз[10], то эти процессы были названы сглазом, хотя глаз как человеческий орган влияния не имеет. Он всего лишь проводник процессов, происходящих на духовном уровне. В свою очередь души по силе влияния и восприимчивости значительно отличаются друг от друга.
Сущность сглаза в том, что воздействие происходит по воле Творца. Оно не ограничено телесным соприкосновением, может произойти через взгляд или душевный настрой, формулы-заклинания, а порой и в результате воображения, фантазии. Тот, кто имеет сильное воздействие взглядом, пускает «ядовитые стрелы» на уровне души, в пространстве духовного общения. И если такая стрела настигает тело того, душа которого не защищена от внешних воздействий, то происходит сглаз. В то же время, если человек имеет определенные формы защиты, то «стрела» может быть отражена и даже возвращена к тому, кто ее «выпустил»[11]. У некоторых народов порой встречается интересная традиция: на входе в дом или сад они устанавливают что-то наподобие чучела, например, голову хищника, то есть что-то страшноватое, отпугивающее и лишающее внешний вид (облик, убранство) красоты, подобно небольшой чернильной кляксе на белоснежном листе. Для самого же хозяина эта «клякса» — своего рода напоминание, что все прекрасное от Бога[12], только Ему, Всевышнему, присуще полное совершенство. Человек категорически не должен идеализировать и преувеличивать свои возможности, иначе он быстро может быть лишен того, что временно приобрел. Если верующий хорошо это понимает и никогда не забывает об этом, то он практически на сто процентов, по милости Всевышнего, защищен от сглаза.
Рукь-заклинания для исцеления от сглаза
«Бисмил-ляяхи юбриикь. Ва мин кулли даа’ин яшфиикь. Ва мин шарри хаасидин иза хасад. Ва шарри кулли зи ‘айн».
بِاسْمِ اللهِ يُبْرِيكَ، وَمِنْ كُلِّ دَاءٍ يَشْفِيكَ، وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ، وَشَرِّ كُلِّ ذِي عَيْنٍ
Перевод: «Именем Аллаха (Бога, Господа). Он исцелит тебя. Он вылечит тебя от всех болезней. И [защитит] от зла завидующего, когда тот завидует. И от зла всякого, кто может сглазить»[13]. Более полная форма[14]:
فَإِنْ آمَنُوا بِمِثْلِ مَا آمَنْتُمْ بِهِ فَقَدِ اهْتَدَوْا وَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا هُمْ فِي شِقَاقٍ فَسَيَكْفِيكَهُمُ اللَّهُ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
Транскрипция: Фа ин аамануу би мисли маа аамантум бихи факадих-тадав, ва ин тавалляв фа иннамаа хум фии шикаак, фа саякфиикяхумул-лааху ва хувас-самии‘уль-‘алиим (см. Св. Корана, 2:137)[15];
أَمْ يَحْسُدُونَ النَّاسَ عَلَى مَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ فَقَدْ آتَيْنَا آلَ إِبْرَاهِيمَ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَآتَيْنَاهُمْ مُلْكًا عَظِيمًا
Транскрипция: Ам яхсудуунан-нааса ‘аляя маа аатаахумул-лааху мин фадлихь, факад аатайнаа ааля ибраахиималь-китааба валь-хикмата ва аатайнаахум-мулькян ‘азыыма (см. Св. Коран, 4:54)[16];
وَلَوْلَا إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاءَ اللَّهُ لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ إِنْ تَرَنِ أَنَا أَقَلَّ مِنْكَ مَالًا وَوَلَدًا
Транскрипция: Ва ляв ляя из дахальта джаннатакя культа маа шаа-алла, ля куввата илляя бил-ляяхь, ин тарани ана акалля минкя мааляв-ва валяда (см. Св. Коран, 18:39)[17];
يَاقَوْمَنَا أَجِيبُوا دَاعِيَ اللَّهِ وَآمِنُوا بِهِ يَغْفِرْ لَكُمْ مِنْ ذُنُوبِكُمْ وَيُجِرْكُمْ مِنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ
Транскрипция: Яя кавманаа, аджиибу даа‘иял-лаахи ва ааминуу бихи ягфир лякум мин зунуубикум ва юджиркум мин ‘азаабин алиим (см. Св. Коран, 46:31)[18];
وَإِنْ يَكَادُ الَّذِينَ كَفَرُوا لَيُزْلِقُونَكَ بِأَبْصَارِهِمْ لَمَّا سَمِعُوا الذِّكْرَ وَيَقُولُونَ إِنَّهُ لَمَجْنُونٌ
وَمَا هُوَ إِلَّا ذِكْرٌ لِلْعَالَمِينَ
Транскрипция: Ва ийякяядул-лязийна кяфяруу ляюзликуунакя би абсоорихим ляммаа сами‘уз-зикра ва якуулююна иннаху лямаджнун, ва маа хува илляя зикрул-лиль‘аалямиин (см. Св. Коран, 68:51, 52)[19]. Последние строки необходимо повторить семь раз.
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ
اللَّهُ الصَّمَدُ
لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ
Транскрипция: Куль хувал-лааху ахад. Аллаахус-сомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад (см. Св. Коран, 112);
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ
مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ
وَمِنْ شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ
وَمِنْ شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ
وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ
Транскрипция: Куль а‘уузу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гаасикын иза вакаб. Ва мин шарри ннаффаасаати филь-‘укад. Ва мин шарри хаасидин иза хасад (см. Св. Коран, 113);
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ
مَلِكِ النَّاسِ
إِلَهِ النَّاسِ
مِنْ شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ
Транскрипция: Куль а‘уузу би раббин-наас. Мааликин-наас. Иляяхин-наас. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ван-наас (см. Св. Коран, 114). Последние три суры необходимо повторить семь раз. Также для снятия сглаза может быть полезно чтение азана.
Ответы на вопрос о сглазе
Слышал, что если сглазят, то одним из способов освобождения себя от этого воздействия является совершение полного омовения (гусль). Так ли это? Имеется ли обоснование в Сунне? Расскажите о том, как помочь тому, кого сглазили.
Ниже приведены рекомендации из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Если вас затруднит применение этого (вы не знаете, кто именно сглазил, или знаете, но не в состоянии заставить его совершить нижеописанный ритуал омытия тела водой, дабы облить ею того, кого сглазили), тогда можно вымыться полностью или совершить малое омовение (вуду’), проговаривая при этом рукъя-заклинания от сглаза (хотя бы краткую форму), особенно при омытии лица.
В своде имама Абу Дауда приводится хадис: «Сглазившему приказывали совершить омовение, а затем этой водой обливали того, кого сглазили»[20].
В сводах хадисов имама Малика и имама Ахмада[21] имеется более подробное объяснение через описание реальной ситуации, произошедшей при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Действующими лицами были Сахль ибн Хунэйф и ‘Амир ибн Раби‘а. Сахль обладал хорошим телосложением и необычайно светлой для арабов кожей. Когда он, находясь в пути вместе с Пророком, решил облиться и оголил значительную часть тела, ‘Амир, увидевший его, восхищенно воскликнул: «Никогда не видел такой прекрасной кожи!» В ту же минуту Сахль упал на землю [резко ослаб, почувствовал недомогание]. Пророка Мухаммада оповестили о случившемся, добавив, что он не сможет идти дальше. Он спросил: «Вы кого-то подозреваете [в случившемся]?» А узнав о восхищении ‘Амира, воскликнул: «За что некоторые из вас убивают братьев своих [сглазом и завистью]?! Почему ты, ‘Амир, к своим словам не добавил мольбу о баракяте (Божественной благодати) для Сахля? Омойся!» ‘Амир омыл лицо, кисти рук, локти, колени, ступни ног и содержимое штанов[22], так, чтобы вода стекала в посудину, из которой он черпал воду. Затем собранную воду [не опуская на землю] вылили на Сахля (которого сглазили) со спины, на голову и спину, а посудину, перевернув, положили на землю позади него. Сразу после этого самочувствие Сахля восстановилось, и он продолжил путь вместе со всеми[23]. Форма совершения омовения описывается, с некоторыми отличиями, следующим образом: приносят небольшую посудину с водой (примерно два литра воды), которую не опускают на землю, а держат на весу. Сглазивший поласкает рот водой из нее и выливает туда же. Затем умывает лицо над посудиной. Далее левой рукой набирает воду и обливает правую кисть, и наоборот. Потом левой рукой набирает воду и обливает правый локоть, и наоборот, после чего обливает правую ступню, вслед за которой — левую. После этого — правое и левое колено. Также — область таза. И вся вода должна стечь в посудину. Когда процедура омовения завершена, тот, кто держит посудину, встав за спиной того, кого сглазили, одним махом выливает эту воду на него сверху вниз (на голову и спину). Затем, все еще стоя за его спиной, опрокидывает посудину на землю[24].
Ибн Кайим интересно заметил: «Кто не верит в такого рода форму снятия сглаза или сомневается, говоря: «Попробую, авось поможет», тот не получит от процедуры ожидаемого эффекта»[25]. Ученые-богословы говорили, что понять разумом описанный процесс невозможно. И не надо стараться этого сделать. В жизни имеется множество вещей, которые не поддаются логике. Даже если кто-то и пытается их объяснить посредством научных исследований или открытий, это только предположения, попытка анализа закономерностей[26]. Существует обычай побуждения сглазившего щедро одарить (угостить) того, кто пострадал от сглаза[27]. Упомянутое касается случаев, когда сглаз явен и негативные процессы уже налицо. В то же время есть некоторый спектр действий и формул-защит, которые применяются для изначального предотвращения пагубного влияния сглаза.
В сводах хадисов приводятся, например, следующие слова Пророка: «Если кому-то понравилось что-то в нем самом, в собственном имуществе или в другом человеке, то пусть помолится за благодатность (баракят) этого. Воистину, сглаз [действенность сглаза] — это аль-хакк [не выдумка, а на самом деле реальность]»[28]. Данный хадис указывает на то, что сглаз не возымеет отрицательных последствий, действенность его аннулируется, если будут проговорены слова мольбы-ду‘а о баракяте (Божественной благодати)[29]. Поэтому обязательным является произнесение слов-мольбы в адрес всего того, что понравилось или приятно удивило. Это станет рукъя-заклинанием от предположительного вреда. В своде хадисов имама аль-Барраза есть хадис, переданный Анасом от пророка Мухаммада: «Если кому-то что-то понравилось (приятно удивило его, восхитило, привело в восторг) и он скажет: «Ма ша’ал-ла, ля куввата илля бил-ляхь»[30], тогда это [удивление и восхищение] не навредит»[31]. Также богословы замечали, что «сглазить может и хороший человек, даже праведник»[32]. Напоследок приведу еще один очень назидательный хадис.
Сподвижник пророка Мухаммада Сухайль передал: «В дни Хунайна Пророк что-то читал после утренней молитвы. Мы [осмелились] спросить: «О посланник Всевышнего! Мы видим движение твоих губ, ты читаешь нечто дополнительное?» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, в прошедшие времена был один пророк, который однажды восхитился многочисленностью своих последователей. С его уст сошли такие слова: «Никто и никогда не осмелится тягаться с моими последователями силой и числом». Через некоторое время ему пришло откровение от Бога: «У твоих последователей есть право выбрать одно из трех: или Мы предоставим власть над ними их врагам, которые ни во что их не будут ставить, или голод, или нашлем на вас смерть [в том или ином обличье]. Посоветуйся со своими последователями». [Тот] пророк пересказал Божье послание верующим, и они ответили: «Ты — человек, которого избрал Всевышний для проповеди нам. Мы передаем тебе право принятия решения по этому вопросу». Он совершил дополнительную молитву и по завершении ее обратился к людям: «Что касается врага [который поработит нас, будет унижать и притеснять], то мы не сможем выстоять. Голод — мы не сможем вытерпеть. Остается смерть». Их постигла смерть, и за три дня умерло семьдесят тысяч человек, — сказал пророк Мухаммад. — Движение губ — это моя мольба: Господи, [сколь бы многочисленны мы ни были, просим Тебя о прощении, помиловании и помощи]. Достигнуть желанного, разрешить проблемы [смело «нападая» на них] и противостоять врагам [угрожающим нам и выступающим против нас] мы сможем только с Твоей помощью[33]»[34]. На основе этого хадиса некоторые сказали: «Человек может и сам себя сглазить»[35].
Знакомая мусульманка снимает детский сглаз, при этом она посыпает на огонь соль и произносит аяты из Корана. Детям это очень помогает. Не является ли подобное запрещенным? Муслим.
Нет, запрещенным не является.
Как быть, как себя вести, если до меня постоянно доходят обвинения в том, что я хочу навредить другой семье мужа, якобы я насылаю порчу на его жену, могу сглазить или причинить какой-то вред их ребенку. Морально это очень тяжело, ведь я соблюдающая мусульманка, которая пошла на этот брак ради Аллаха, потому что знаю, что быть счастливой в полигамной семье — невозможно. Лилия.
Вам следует пообщаться с теми, кто высказывает обвинения в ваш адрес либо передать им информацию через кого-то о том, что вы абсолютно безопасны для их семьи и желаете только добра. Что касается полигамного брака, то вы сами выбрали этот сложный путь семейного счастья, который редко когда в реалиях современности соблюдается со всей канонической строгостью (равное внимание, равное материальное обеспечение, отдельное равное по стоимости жилье и т. п.), а потому вам следует быть вдвое или даже втрое мудрее, добрее, сдержаннее, терпеливее и терпимее, чем обычно, и при этом умудриться быть счастливой и родить, воспитать с мужем много детей.
Как поступить, если близкого человека околдовали или навели порчу, но сам он не хочет ничего предпринимать? В последнее время он сильно изменился, ведет себя странно, может позволить себе оскорбления в адрес близких людей, которых он раньше сильно уважал. Он очень отдалился от родителей, недружелюбный, необщительный. Как убрать с него эту порчу, колдовство? Как помочь ему вновь обрести себя? Он читает намаз. Джамиля.
Не думаю, что его околдовали. Человек постоянно меняется либо в хорошую, либо в плохую сторону. Если он не прикладывает усилий для положительных изменений себя, тогда отрицательные происходят сами собой. Думаю, что вам остается лишь молиться за него. Людям свойственно не замечать собственных ошибок, и они крайне негативно относятся к критике. Предположу, что у него какой-то неразрешенный внутренний конфликт с кем-то или с самим собою. Возможно, «кризис среднего возраста». Нужно помочь ему осознать это, внимательно выслушать (не перебивая!), наметить план выхода, очертить перспективы его будущего.
Несколько месяцев назад у моего жениха стало плохое самочувствие: частое сердцебиение, хаос в голове, страх, и эти приступы усиливались с каждый разом. Вечером его охватывала паника. Человек менялся на глазах. Обращались к врачам. Физически он абсолютно здоров. Доктора говорят, что не в порядке с нервами. Посоветовали обратиться к мулле. Сейчас мой молодой человек уже 2 недели как посещает эфенди, омывается водой, настоявшейся на бумаге с молитвой. Но, к сожалению, пока ничего ему не помогает, паника даже усилилась, теперь ему тяжело совершать намаз, а звуки азана его пугают. Мы молимся Аллаху и уповаем на Его милость. Подскажите, пожалуйста, как можно еще ему помочь выдержать это испытание? Амина.
Не надо выдерживать испытание (как вы пишете), а надо обрадоваться этому и поблагодарить Всевышнего. Настоятельно советую вам книгу Дэниела Дж. Амена «Измени свой мозг — изменится и тело!» Это очень хорошая научно-популярная книга о профилактике в том числе психических заболеваний, о том, как развивать свой мозг и лечить его. Не поленитесь, найдите ее! Пусть он не поленится изменить свой образ жизни, дабы оздоровить свой мозг и свое тело. И непременно больше физических нагрузок, больше фруктов. Пусть активно ходит хотя бы по 7–10 км в день! Без этого он либо совсем высохнет, либо будет весь остаток жизни ходить по кругу, посещая психиатров, мулл и «борцов с джиннами». Выбор за ним. Мои рекомендации потребуют от него стать другим человеком — каждодневная строгая дисциплина и личностный рост. Каждый день в поте лица и с жизнерадостной улыбкой на лице, несущей смысл благодарности Господу миров за то, что дал испытание, которое (через кропотливый труд, спорт и духовную практику) подняло к новым вершинам земного благополучия и вечного.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 393, в самом начале главы о сглазе.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1833, хадис № 5740; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 249, хадис № 5740; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 900, хадис № 41–(2187); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. С. 14. С. 170, 171, хадис № 41–(2187); Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 426, хадис № 3879, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 11. С. 111, хадисы № 4041, 4042.
[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1833, хадис № 5738; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 245, хадис № 5738; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 393, хадис № 5738; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 903, хадис № 55–(2195); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. С. 14. С. 184, хадис № 55–(2195).
[4] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 342, хадис № 2059, «сахих». Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 900, хадис № 60–(2198).
[5] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 900, хадис № 39–(2185); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 168, хадис № 39–(2185). Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 900, хадис № 40–(2186).
[6] В тексте хадиса употреблено слово «саф‘а» (читается и как «суф‘а»), которое можно перевести как «наличие темного пятна на лице» или, возможно, ярко выраженный нездоровый цвет лица. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 248.
[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1833, хадис № 5739; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 245, хадис № 5739; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 904, хадис № 59–(2197).
[8] Например, посредством чтения последних двух сур Св. Корана (113 и 114).
[9] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 246.
[10] Недаром говорят, что глаза — это зеркало души. Психологи уже давно выяснили, что при взгляде на любого человека мы смотрим сначала в его глаза. На них мы останавливаемся на долю секунды, затем перебегаем на губы (это второй объект нашего внимания) и т. д. То есть из выражения глаз мы получаем от человека основную информацию о нем самом и его возможных намерениях.
[11] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 246.
[12] «Благое, постигающее тебя [о человек], — от Аллаха (Бога, Господа)» (см. Св. Коран, 4:79).
[13] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 900, хадис № 39– (2185); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 168, хадис № 39–(2185). Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 900, хадис № 40– (2186).
[14] Безусловно, данная подборка аятов не является единственной. Для снятия сглаза возможно использование и других аятов или молитв-ду‘а.
[15] Перевод: «Если они уверуют в то, во что уверовали вы [единственность Творца, ассоциируя с Господом лишь то, что присуще Ему], тогда они на правильном пути. Если же отвернутся, то они — в состоянии раздора [и противоборства с вами]. Тебе [Мухаммад, среди этих различных убеждений и взглядов, а также враждебных выпадов] достаточно Аллаха (Бога, Господа). [Не стоит зависеть от того, прислушиваются к тебе или нет, считаются с тобой или нет, понимают или нет, а тем более от того, как относятся.] Он — Всеслышащий и Всезнающий. [Ему все известно. Не только ваши слова и дела, о люди, но и шепот ваших душ. Абсолютно все]».
[16] Перевод: «Или они [неверующие или невоспитанные, бездуховные представители рода человеческого] завидуют людям из-за тех благ, что даровал им Господь по Своей милости [завидуют и тебе, Мухаммад, из-за того, что именно через тебя было дано последнее Писание, и из-за тех благ, которыми наделил тебя Всевышний]. А ведь Мы [говорит Творец] дали роду Ибрахима (Авраама) Писание и мудрость, дали им огромные богатства [например, Дауду (Давиду), Сулейману (Соломону)]».
[17] Перевод: «Почему бы тебе, заходя в свой сад, не сказать: «Это — то, что пожелал Господь [результат Его благословения и снисхождения, а не моих ничтожных усилий. Истинная, все контролирующая и всем управляющая] сила лишь у Него. Даже если кажется тебе, что у меня меньше богатств, детей, чем у тебя [и ты ставишь мне это в укор, видя в этом превосходство надо мною, пренебрегая тем самым моим мнением и не считаясь со мною]».
[18] Перевод: «Народ! Ответьте на призыв Божьего увещевателя, уверуйте в него [в то, что миссия его от Бога], [Господь] простит вам прегрешения и защитит от болезненного наказания».
[19] Перевод: «И если безбожники уже близки к тому, чтобы сразить тебя [Мухаммад] своими глазами [они нарочно пристально смотрят на тебя, сильно желая нанести очевидный вред], когда слышат упоминание [слышат текст Корана, и пылают ненавистью, завидуют тебе], говоря: «Он, поистине, — сумасшедший!»... [То ответ им от Бога:] «Он [заключительный Божий посланник и Писание, переданное через него] не что иное, как упоминание [напоминание и наставление] для миров [мира людей и джиннов]!»
[20] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 426, хадис № 3880, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 247.
[21] Этот хадис приведен и в других сводах хадисов. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 470–473, хадис № 6106, «сахих» и пояснения в нему.
[22] Эти слова получили разные комментарии. В общем, понимается, что это область таза, бедер.
[23] См.: Имам Малик. Аль-муватто. С. 716, 717, хадисы № 1746, 1747; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 189, 190, глава № 48, хадис № 155; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 250, комментарий к хадису № 5740; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 11. С. 111, 112, хадисы № 4043, 4044.
[24] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. С. 14. С. 172.
[25] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 251.
[26] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 251.
[27] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 172.
[28] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амира ибн Раби‘а. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 190, глава № 48, хадис № 156.
[29] Например, слова اللهم بارك فيه «Аллаахумма, баарикь фиихь» (О Господи, заложи благодать Свою в этом!) или تبارك الله أحسن الخالقين «Табааракял-лааху ахсануль-хааликыын». [30] ما شاء الله لا قوة إلا بالله «Маа шаа’ал-лаах, ляя куввата илля бил-ляяхь» (Это хорошее, прекрасное пожелал сам Всевышний. Истинная сила принадлежит только Ему). [31] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 190, глава № 48, в комментарии к хадису № 155.
[32] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 252.
[33] Транслитерация: «Аллаахумма бикя ухаавылю, ва бикя уваасылю, ва бикя укаатиль».
[34] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 1366, хадис № 19141 (18933), «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати) Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 190, 191, глава № 48, хадис № 157.
[35] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати) Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 190, 191, глава № 48, пояснение к хадису № 157.