В достоверном хадисе сказано: «Земная жизнь — это тюрьма для верующего и рай для безбожника»[1].
К сожалению, в Интернете встречаются комментарии к этому хадису, подводящие человека, начавшего интересоваться религией, к мысли, а далее и к убеждению о том, что верующему в этой жизни ни к чему не надо стремиться, следует лишь молиться и уповать на Аллаха (на Бога). Особенно такую трактовку любят преподносить те, (1) кто пришел в религию, убегая и прячась от проблем, и те, (2) кто имеет жизненно необходимый достаток (через родителей, близких либо собственным старанием), а стремиться к большему ему просто лень.
Правильное понимание хадиса
Теперь постараемся понять приведенный хадис не через призму отчаявшегося или ленивца, а через призму Корана и Сунны.
Учитывая, что ждет человека после Судного дня в вечности по описаниям из Корана и Сунны, земная жизнь – сплошные ограничения: жизненный «срок», похожий на тюремный, а также постоянная нехватка сил, энергии и средств. И если мы хотим получить что-то выше среднего, то стараться придется упорно, а порой и очень долго.
А вот в вечной жизни после смерти и Судного дня в райской обители верующий получит все, что пожелает, без каких-либо ограничений.
В Коране сказано:
Но прекрасное описание Рая и принижение ценности земной жизни в отдельных аятах или хадисах[5] ни в коем случае не говорит о ничтожности и никчемности мирской жизни. Наоборот, в Коране сказано:
В священных текстах Корана и Сунны многократно повторяется, что именно через благородно и ответственно прожитую земную жизнь определяются райские перспективы в вечности:
В Коране периодически повторяется одна из главных характеристик верующего — «уверовали и совершали благие дела»[6]. А ведь ведя здоровый образ жизни, получая образование, приобретая навыки и опыт, продвигаясь по карьерной лестнице, человек в состоянии все больше делать благих дел. Вроде как это не сложно понять, но для ведущего паразитический образ жизни, ленивого и беспечного глаза разума и души на это закрыты.
Земная жизнь очень важна и ценна для человека, но она никак не сравнима с вечностью в Раю.
А почему тогда она является раем для безбожника?! Потому, что по сравнению с тем ужасом, который ждет его после Судного дня в Аду, земная жизнь – истинный рай. Приведу лишь несколько описаний Ада:
*
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1187, хадис № 1–(2956); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 260, хадис № 4275, «сахих».
[2] Дольче вита (итал. dolce vita) — сладкая жизнь.
[3] Упоение — состояние восторга, восхищения, экстаза.
[4] Подробнее о Рае см.: https://umma.ru/raj-2.
[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если бы жизнь земная имела ценность хотя бы равную крылу комара, тогда Господь не дал бы безбожнику и глотка воды. [Умопомрачительный достаток или унизительная нищета не говорят о положении человека пред Богом, а являются лишь частью экзамена, в процессе которого куется человеческая душа, личность]». Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 458, хадис № 7480, «сахих».
Земная жизнь — огромное экзаменационное поле, полное сражений, преодолений, достижений и лишений, и пред Богом, особенно в сравнении с жизнью вечной в Раю, она ценности не имеет.
Ибн ‘Умар передал: «Пророк Мухаммад заснул на циновке [сплетенной из пальмовых листьев], а когда [проснувшись] встал, на его боку остались следы от нее. Мы обратились к нему: «Может, тебе купить что-то мягкое [более удобное для сна]?!» — «Какая связь есть между мною и этой мирской жизнью?! Здесь я лишь всадник [путник], остановившийся в тени дерева, чтобы через какое-то время покинуть ее, продолжив путь», — произнес пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), характеризуя свое место в мирской обители как человек. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 389, хадис № 2377, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 363, хадис № 30/486.
[6] См.: Св. Коран, 2:82, 4:57, 5:93, 7:42, 13:29 и др.
[7] Сакар — одно из названий Ада. См.: Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 628.
[8] Другой вариант перевода аята: «И виден будет он (Ад) людям с огромного [невообразимого по земным меркам] расстояния». См., например: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 3. С. 465.