Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Земная жизнь — тюрьма для верующего

В достоверном хадисе сказано: «Земная жизнь — это тюрьма для верующего и рай для безбожника»[1].

К сожалению, в Интернете встречаются комментарии к этому хадису, подводящие человека, начавшего интересоваться религией, к мысли, а далее и к убеждению о том, что верующему в этой жизни ни к чему не надо стремиться, следует лишь молиться и уповать на Аллаха (на Бога). Особенно такую трактовку любят преподносить те, (1) кто пришел в религию, убегая и прячась от проблем, и те, (2) кто имеет жизненно необходимый достаток (через родителей, близких либо собственным старанием), а стремиться к большему ему просто лень.

Правильное понимание хадиса

Теперь постараемся понять приведенный хадис не через призму отчаявшегося или ленивца, а через призму Корана и Сунны.

Учитывая, что ждет человека после Судного дня в вечности по описаниям из Корана и Сунны, земная жизнь – сплошные ограничения: жизненный «срок», похожий на тюремный, а также постоянная нехватка сил, энергии и средств. И если мы хотим получить что-то выше среднего, то стараться придется упорно, а порой и очень долго.

А вот в вечной жизни после смерти и Судного дня в райской обители верующий получит все, что пожелает, без каких-либо ограничений.

В Коране сказано:

«Войдут они в сады ‘Адна (Эдема) [постоянного, бесконечного], возле которых текут [райские] реки. Там их ждет все то, что они пожелают [дольче вита[2], жизнь в абсолютном упоении[3]: дворец или скромная уютная сторожка; дизайн интерьера на любой вкус; жизнь в мегаполисе или бескрайние цветущие поля; транспорт любой модели и комплектации; теннисные корты и прозрачные бассейны; экзотические фрукты или столь родная картошка «в мундире» с квашеной капустой… Причем с мирским схожи лишь названия, а вкус и все грани чарующего великолепия просто не описать. Это — вечный Рай]. Подобным образом [неимоверно щедро и красиво] воздает Аллах (Бог, Господь) набожным людям [за то лишь, что уверовали в Него при жизни земной, старались следовать тому, что предписано, и сторонились явно запретного]» (Св. Коран, 16:31)[4].

Но прекрасное описание Рая и принижение ценности земной жизни в отдельных аятах или хадисах[5] ни в коем случае не говорит о ничтожности и никчемности мирской жизни. Наоборот, в Коране сказано:

«Вы думали, что Мы [говорит Господь миров] сотворили вас просто так (без особого смысла, в качестве некоей временной игры, забавы) и что вы к Нам уже не вернетесь [а станете после смерти пылью, земляным прахом навечно]?!» (Св. Коран, 23:115).

В священных текстах Корана и Сунны многократно повторяется, что именно через благородно и ответственно прожитую земную жизнь определяются райские перспективы в вечности:

«О верующие! На вас — ответственность за ваши души [следите за собой, работайте над собой, ибо вам отвечать за себя и за то, что возложено на вас (ответственность перед семьей, обществом, Богом)]. Если вы идете прямым путем, то вам не навредит тот, кто сошел с него. Все вы, от первого и до последнего, вернетесь к Аллаху (Богу, Господу), и Он объявит вам о том, что вы делали» (Св. Коран, 5:105).

В Коране периодически повторяется одна из главных характеристик верующего — «уверовали и совершали благие дела»[6]. А ведь ведя здоровый образ жизни, получая образование, приобретая навыки и опыт, продвигаясь по карьерной лестнице, человек в состоянии все больше делать благих дел. Вроде как это не сложно понять, но для ведущего паразитический образ жизни, ленивого и беспечного глаза разума и души на это закрыты.

Земная жизнь очень важна и ценна для человека, но она никак не сравнима с вечностью в Раю.

А почему тогда она является раем для безбожника?! Потому, что по сравнению с тем ужасом, который ждет его после Судного дня в Аду, земная жизнь – истинный рай. Приведу лишь несколько описаний Ада:

«[Они окажутся в Аду] среди горячего ветра и кипятка [то есть в условиях полного отсутствия прохлады, уюта, удобств, комфорта]. [Спрятаться они смогут лишь] в тени черного [адского] дыма. [Она, эта тень] не прохладная и не приятная [в ней все также невыносимо жарко и устрашающе темно]» (Св. Коран, 56:42–44);

*

«[Придет время, и] Я [говорит Господь миров] введу его [безбожника] в Сакар[7] [дабы пропекался в нем вечно. Ничего иного такой человек не заслуживает]. И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Сакар?! [Это то, что] не оставит [нетронутым все то, что окажется в нем — будет печь и обжигать], [никого, попавшего туда] не оставит в покое. [Адский огонь никого не пощадит.] Он обжигает (поджаривает) людей [живого места на них не оставляет. И так — с периодическим восстановлением кожного покрова — на протяжении вечности][8]» (Св. Коран, 74:26-29).

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1187, хадис № 1–(2956); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 260, хадис № 4275, «сахих».

[2] Дольче вита (итал. dolce vita) — сладкая жизнь.

[3] Упоение — состояние восторга, восхищения, экстаза.

[4] Подробнее о Рае см.: https://umma.ru/raj-2.

[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если бы жизнь земная имела ценность хотя бы равную крылу комара, тогда Господь не дал бы безбожнику и глотка воды. [Умопомрачительный достаток или унизительная нищета не говорят о положении человека пред Богом, а являются лишь частью экзамена, в процессе которого куется человеческая душа, личность]». Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 458, хадис № 7480, «сахих».

Земная жизнь — огромное экзаменационное поле, полное сражений, преодолений, достижений и лишений, и пред Богом, особенно в сравнении с жизнью вечной в Раю, она ценности не имеет.

Ибн ‘Умар передал: «Пророк Мухаммад заснул на циновке [сплетенной из пальмовых листьев], а когда [проснувшись] встал, на его боку остались следы от нее. Мы обратились к нему: «Может, тебе купить что-то мягкое [более удобное для сна]?!» — «Какая связь есть между мною и этой мирской жизнью?! Здесь я лишь всадник [путник], остановившийся в тени дерева, чтобы через какое-то время покинуть ее, продолжив путь», — произнес пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), характеризуя свое место в мирской обители как человек. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 389, хадис № 2377, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 363, хадис № 30/486.

[6] См.: Св. Коран, 2:82, 4:57, 5:93, 7:42, 13:29 и др.

[7] Сакар — одно из названий Ада. См.: Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 628.

[8] Другой вариант перевода аята: «И виден будет он (Ад) людям с огромного [невообразимого по земным меркам] расстояния». См., например: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 3. С. 465.

Хадисы

Земная жизнь

Вечная жизнь

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic