В Интернете давно гуляет высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о том, что бедные войдут в Рай раньше богатых на 500 лет. Скажите, это достоверное высказывание и как его понимать?
Абу ‘Абдурахман передает: «К [сподвижнику пророка Мухаммада] Абдулле ибн ‘Амру ибн аль-‘Асу пришли трое человек, когда я гостил у него. Они обратились: «О Абу Мухаммад![1] Клянемся Аллахом (Богом, Господом), поистине, у нас вообще ничего нет! У нас нет на пропитание, нет верхового животного и нет товара [который мы могли бы продать и выручить средства для покупки пищи]». Он [сподвижник Пророка] ответил им: «Если хотите, можете обратиться к нам и мы дадим вам из того, что Аллах (Бог, Господь) для вас определит [поделимся с вами из того, что имеем]. Если хотите, мы можем рассказать о вас правителю [и он прикажет выделить вам помощь из казны]. А если хотите, можете потерпеть [то есть ни у кого ничего не просить, а постараться заиметь достаток через упорный труд; будет тяжело, но вы в итоге получите свое вознаграждение за усердие и старания]. Поистине, я слышал [сам лично] как посланник Аллаха (Бога, Господа) сказал: «Поистине, нищие из числа мухаджиров[2] [оставивших все, что у них было, в Мекке и не сумевших благополучно зажить в Медине, кто так и не смог с нуля заново восстановить свое благосостояние и через какое-то время умер в нищете] войдут в Рай по итогу Судного Дня раньше богатых [мухаджиров][3] на сорок лет [по меркам земным]». Они ответили: «Поистине, мы проявим терпение. Ни у кого и ничего просить не будем [продолжая делать от нас зависящее][4]»[5].
Следует сказать, что сорок лет по меркам Судного Дня — ничтожно малый период. Один день в ином измерении сравнивается в аятах с тысячью земных лет и с пятьюдесятью тысячами лет:
«Поистине, день у Господа твоего равен тысяче лет, которыми вы живете» (см. Св. Коран, 22:47);
*
«Он [Творец всего сущего] управляет процессом с неба на землю (к земле) [пока существует жизнь земная][6], затем к Нему возносятся [дела, итог управляемого процесса], и это в день, равный тысяче годам, которыми вы исчисляете [земное время]» (Св. Коран, 32:5);
*
«Поднимаются к Нему (Богу) [неограниченному ни местом, ни временем, трансцендентному] ангелы и Дух [ангел Джабраил. Поднимаются они к месту, где получают Божественные указания; к месту «сбора»] в день [в течение дня], продолжительность которого [если сравнивать с земными законами, с мирским временем, соизмерима] с пятьюдесятью тысячами лет [земного летоисчисления]» (Св. Коран, 70:4).
40 лет = полдня
В другом хадисе при упоминании того, насколько бедные войдут в Рай раньше богатых, говорится о пятистах годах по меркам земного летоисчисления, то есть полдня в вечности. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Бедные из числа верующих войдут в Рай раньше богатых на полдня, [это] пятьсот лет [по меркам земным]»[7], а также: «Поистине, бедные мухаджиры [переселенцы из Мекки в Медину во времена Пророка] войдут в Рай раньше богатых мухаджиров на пятьсот лет»[8].
Почему в первом рассматриваемом хадисе сказано сорок, а здесь пятьсот? Почему в том хадисе незначительная часть Судного Дня, а здесь уже половина дня? Богатые и бедные — это очень разные люди. Также бедность во времена пророка Мухаммада и в наши дни – серьезно разнится. К тому же в Судный День будет учитываться не только материальная составляющая, но и все остальные предоставленные человеку на время бессчетные дары и возможности, будь то время, интеллект, силы, и то, как он всем этим за быстро пролетевшие десятилетия жизни на земле распорядился[9].
В Исламе бедные и богатые равны
Приведенные хадисы не говорят о превосходстве бедных над богатыми, как то часто упоминаемо в христианской и мусульманской среде. Данные высказывания пророка Мухаммада указывают на то, что дел и забот у бедных верующих в земной обители было значительно меньше, ведь они не обладали имуществом, а потому и спрос, ответ пред Богом будет короче. И пусть даже они на полдня, согласно временному измерению следующей жизни, раньше войдут в Рай, но на каком из ста уровней[10] устремленных в бесконечную высь окажутся?!
Нет и оснований превозносить богатых над бедными. Во-первых, кто сегодня богат, завтра может оказаться бедным, если он разгильдяй, транжира или пристрастился к вредным привычкам, даже будь он верующим. Поверьте, такие есть, и их много. И бедный может стать богатым, если дисциплинирует себя в профессиональном росте, будет усерден и целеустремлен на протяжении многих лет. Такие встречаются, но редко. Ведь преодолеть лень, привычное нытье и «страдание ради Аллаха» крайне сложно, тем более когда социальное пособие «кяфирского государства» и «богатые, которые обязаны помогать бедным» решают твои самые необходимые финансовые вопросы. А во-вторых, истинное превосходство одного человека над другим, упомянутое Богом в Коране, — в набожности:
«[Помните, что духовная] одежда набожности [благочестие, хорошие поступки, целеустремленность] — наилучшее [ведь это согревает в мирскую «непогоду» и в вечную; оберегает от разных невзгод. В этом особая красота и изящество; она скрывает изъяны, недостатки, «наготу»]» (см. Св. Коран, 7:26).
А пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Мусульмане — братья. Нет преимущества одного над другим, кроме как в богобоязненности»[11]; «[Важен трепет пред Богом и набожность, а] набожность вот здесь, — при этом пророк Мухаммад трижды указал на грудь [то есть набожность и богобоязненность заключается не в словах, религиозных терминах, отдельных поступках или арабских одеяниях, не в богатстве или бедности, а в благородных качествах и характеристиках души, которые проявляются в правильности и красоте речи и поступков, в щедрости в период материального изобилия и в прекрасном терпении в периоды невзгод, в настоящем неподдельном благонравии и благочестии]»[12]. Набожность невозможно измерить, и она видима лишь Всевышнему, Господу миров.
И еще приведу важный хадис, который указывает на примерную границу между бедностью и богатством. Однажды этого же сподвижника пророка Мухаммада, Абдуллу ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, некий мужчина спросил: «Разве мы не относимся к числу нищих мухаджиров?!» Сподвижник спросил: «У тебя есть жена?» — «Да». — «У тебя есть жилье?» — «Да». — «Так ты являешься богатым!» Тот добавил: «У меня еще есть слуга». — «Ну тогда ты — король! [Как же можно считать себя бедным при таком изобилии благ?!]»[13].
Те из верующих, кто старался быть самодостаточным, имущим, богатым и не забывал о своих обязательствах пред Богом (закят[14]), пред семьей (материальное обеспечение)[15] и пред обществом (участие в благотворительных и социально значимых проектах)[16], будут одарены самим Господом (лично, невообразимо щедро!) и окажутся, с Божественного на то благословения, на высших уровнях Рая.
В Коране Господь миров говорит:
«Те, кто тратит из своего достатка [из того, чем он временно обладает в мирской обители, что приобрел и чем распоряжается], тратит (на благое) ночью и днем, скрыто и явно, им [такого рода щедрым людям] воздаяние от Самого Господа [с учетом Его великой и величественной щедрости]. Страх [никогда] не будет властвовать над ними, и они [никогда] не будут опечалены [ни страх, ни печаль не остановят их движения вперед]» (Св. Коран, 2:274);
*
«[Обладатели разума, чаще] не афишируя, но порой [в знак хорошего тона, в качестве примера, приобщая других людей к подобному] открыто тратят [на благо других] из своего достатка, данного им Богом; на плохое отвечают хорошим. Они — обитатели Рая» (см. Св. Коран, 13:22);
*
«Поистине, кто <…> тратит тайно (не афишируя), а также открыто [на благо другим, малоимущим и нуждающимся, либо на просвещение малограмотных и невежественных, для повышения уровня образованности, приобщая к вере, знаниям, ремеслу; тратит] из того, чем Мы [говорит Господь миров] его наделили [время, силы, знания, материальные средства], те желают (стремятся) [в своих намерениях, подтвержденных делами] к торговле[17], которая беспроигрышна всегда [постоянно будет доходна и активна, вне зависимости от падений на фондовых рынках, биржах либо резкого падения спроса на товары и услуги. Обладатели перечисленных качеств, тратя из временно предоставленного Богом, вкладывают в то, что с Божьего благословения будет постоянно приносить им доход в земной обители и в вечной]» (Св. Коран, 35:29).
Полагаю, всякому ясно, что, прежде чем начать тратить на благодеяния, следует потратить годы на усердную учебу и кропотливый труд, а в процессе еще научиться зарабатывать, сберегать и приумножать.
Да, не всякий человек столь дисциплинирован и усерден, а также финансово грамотен, чтобы с нуля либо имея незначительный стартовый капитал стать богатым. Большинство инертны, пассивны, не могут противостоять лени, апатии и тем препятствиям, которые появляются на пути, как только они выходят на новый уровень интеллектуального, духовного, физического или финансового развития. И к тому же Божественное благословение не столь легко получаемо, достижимо. Но у каждого из людей есть на этой земле возможность (очень много возможностей!) уверовать, стать умнее, сильнее, набожнее и богаче. Весь вопрос в том, стремится ли он к этому и что для этого делает на протяжении лет и десятилетий. Ныть, обвинять во всем Бога и других людей — просто. Большинство верующих, к сожалению, выбирают путь бедности, ведь он легче, меньше ответственности и забот. Но тогда пусть не жалуются, что мир так плох, ведь они ничего не сделали для того, чтобы он стал лучше.
На эту тему есть проповедь Шамиля Алятудинова.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Они обратились к нему по имени его сына – «о отец Мухаммада!».
[2] Мухаджир — дословно «совершивший хиджру»; это мусульманин, переселившийся из Мекки в Медину на начальном этапе становления Ислама из-за преследования со стороны мекканских язычников. После мирного взятия мусульманами Мекки пророк Мухаммад дал слову «мухаджир» расширенное толкование: тот, кто «покидает», удаляется от запрещенного Всевышним (избавляется от грехов и пагубных привычек).
[3] В хадисе слово стоит с определенным артиклем, а потому подразумеваются именно мухаджиры. То есть понимать здесь любого богатого вообще не есть правильно, хотя обобщение возможно.
[4] Уместно напомнить важный мусульманский принцип: просить у другого — значит открыть для себя дверь нищеты. Пророк Мухаммад сказал: «Если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества) [будет просить у других, когда кропотливым трудом и самодисциплиной многого может добиться сам], тогда Аллах (Бог, Господь) непременно откроет для него дверь нищеты [такой просящий и надеющийся на чужую помощь человек по жизни будет бедным, нищим, если только в корне не изменит себя]». Хадис от Абу Кебши; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 207, хадис № 3450, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 98, хадис № 8 (его первая часть); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 670, хадис № 2330 (его первая часть), «хасан сахих».
[5] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1194, хадис № 37–(2979); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 139, хадис № 2305, «сахих».
[6] Можно перевести «управляет всеми небесами и землею» или «начиная небесами и кончая землею».
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 446, хадис № 4122, «хасан сахих».
[8] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 446, хадис № 4123, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 139, хадис № 2306, «сахих».
Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 446, хадис № 4124.
[9] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Человек не сделает и шага [не получит итогового относительно себя решения] в Судный День, пока не будет спрошен по четырем пунктам: жизнь — как реализовал ее возможности; знания — где и каким образом применил; достаток (доходы) — как заработал и на что потратил; собственная телесная оболочка (тело) — ради чего она изнашивалась им и использовалась». См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 691, хадис № 2422, «хасан сахих».
[10] Заключительный Божий посланник (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, а также от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 864, хадис № 2790; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2315, «хасан».
[11] Хадис от Хабиба ибн Хараша; св. х. ат-Табарани, «хасан». См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9211, «хасан».
«Богобоязненность [набожность] — это качество человеческой натуры, которое ведет к приверженности велениям и заветам Господа и отказу от того, что запретно и грешно пред Ним». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 141.
[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1035, хадис № 32–(2564); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 204, хадис № 14/237.
[13] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1194, хадис № 37–(2979).
[14] Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся; выплачивается также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т. д. Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% закята.
[15] В Коране сказано: «Мужья являются главами семьи. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью]» (см. Св. Коран, 4:34).
[16] В Коране сказано: «Аллах (Бог, Господь) введет в райские сады, где текут реки, тех, кто уверовал и совершал благодеяния [а главное — определился и был постоянен в этом раз и навсегда]» (см. Св. Коран, 22:14).
[17] Слово «торговля», учитывая слог Писания, приведено здесь для упрощенного раскрытия смысла прибыльности во взаимоотношениях человека с Богом, Который ни в чем не нуждается, но побуждает человека пополнять провизию вечности благими делами. Речь не о том, что Бог должен, а о том, что при верном подходе, настрое и дисциплине Он воздает из милости Своей и щедрости невообразимыми щедротами земного и вечного благополучия.