Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Бедные войдут в Рай раньше?

00:00

00:00

В Интернете давно гуляет высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о том, что бедные войдут в Рай раньше богатых на 500 лет. Скажите, это достоверное высказывание и как его понимать?

Абу ‘Абдурахман передает: «К [сподвижнику пророка Мухаммада] Абдулле ибн ‘Амру ибн аль-‘Асу пришли трое человек, когда я гостил у него. Они обратились: «О Абу Мухаммад![1] Клянемся Аллахом (Богом, Господом), поистине, у нас вообще ничего нет! У нас нет на пропитание, нет верхового животного и нет товара [который мы могли бы продать и выручить средства для покупки пищи]». Он [сподвижник Пророка] ответил им: «Если хотите, можете обратиться к нам и мы дадим вам из того, что Аллах (Бог, Господь) для вас определит [поделимся с вами из того, что имеем]. Если хотите, мы можем рассказать о вас правителю [и он прикажет выделить вам помощь из казны]. А если хотите, можете потерпеть [то есть ни у кого ничего не просить, а постараться заиметь достаток через упорный труд; будет тяжело, но вы в итоге получите свое вознаграждение за усердие и старания]. Поистине, я слышал [сам лично] как посланник Аллаха (Бога, Господа) сказал: «Поистине, нищие из числа мухаджиров[2] [оставивших все, что у них было, в Мекке и не сумевших благополучно зажить в Медине, кто так и не смог с нуля заново восстановить свое благосостояние и через какое-то время умер в нищете] войдут в Рай по итогу Судного Дня раньше богатых [мухаджиров][3] на сорок лет [по меркам земным]». Они ответили: «Поистине, мы проявим терпение. Ни у кого и ничего просить не будем [продолжая делать от нас зависящее][4]»[5].

Следует сказать, что сорок лет по меркам Судного Дня — ничтожно малый период. Один день в ином измерении сравнивается в аятах с тысячью земных лет и с пятьюдесятью тысячами лет:

«Поистине, день у Господа твоего равен тысяче лет, которыми вы живете» (см. Св. Коран, 22:47);

*

«Он [Творец всего сущего] управляет процессом с неба на землю (к земле) [пока существует жизнь земная][6], затем к Нему возносятся [дела, итог управляемого процесса], и это в день, равный тысяче годам, которыми вы исчисляете [земное время]» (Св. Коран, 32:5);

*

«Поднимаются к Нему (Богу) [неограниченному ни местом, ни временем, трансцендентному] ангелы и Дух [ангел Джабраил. Поднимаются они к месту, где получают Божественные указания; к месту «сбора»] в день [в течение дня], продолжительность которого [если сравнивать с земными законами, с мирским временем, соизмерима] с пятьюдесятью тысячами лет [земного летоисчисления]» (Св. Коран, 70:4).

40 лет = полдня

В другом хадисе при упоминании того, насколько бедные войдут в Рай раньше богатых, говорится о пятистах годах по меркам земного летоисчисления, то есть полдня в вечности. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Бедные из числа верующих войдут в Рай раньше богатых на полдня, [это] пятьсот лет [по меркам земным]»[7], а также: «Поистине, бедные мухаджиры [переселенцы из Мекки в Медину во времена Пророка] войдут в Рай раньше богатых мухаджиров на пятьсот лет»[8].

Почему в первом рассматриваемом хадисе сказано сорок, а здесь пятьсот? Почему в том хадисе незначительная часть Судного Дня, а здесь уже половина дня? Богатые и бедные — это очень разные люди. Также бедность во времена пророка Мухаммада и в наши дни – серьезно разнится. К тому же в Судный День будет учитываться не только материальная составляющая, но и все остальные предоставленные человеку на время бессчетные дары и возможности, будь то время, интеллект, силы, и то, как он всем этим за быстро пролетевшие десятилетия жизни на земле распорядился[9].

В Исламе бедные и богатые равны

Приведенные хадисы не говорят о превосходстве бедных над богатыми, как то часто упоминаемо в христианской и мусульманской среде. Данные высказывания пророка Мухаммада указывают на то, что дел и забот у бедных верующих в земной обители было значительно меньше, ведь они не обладали имуществом, а потому и спрос, ответ пред Богом будет короче. И пусть даже они на полдня, согласно временному измерению следующей жизни, раньше войдут в Рай, но на каком из ста уровней[10] устремленных в бесконечную высь окажутся?!

Нет и оснований превозносить богатых над бедными. Во-первых, кто сегодня богат, завтра может оказаться бедным, если он разгильдяй, транжира или пристрастился к вредным привычкам, даже будь он верующим. Поверьте, такие есть, и их много. И бедный может стать богатым, если дисциплинирует себя в профессиональном росте, будет усерден и целеустремлен на протяжении многих лет. Такие встречаются, но редко. Ведь преодолеть лень, привычное нытье и «страдание ради Аллаха» крайне сложно, тем более когда социальное пособие «кяфирского государства» и «богатые, которые обязаны помогать бедным» решают твои самые необходимые финансовые вопросы. А во-вторых, истинное превосходство одного человека над другим, упомянутое Богом в Коране, — в набожности:

«[Помните, что духовная] одежда набожности [благочестие, хорошие поступки, целеустремленность] — наилучшее [ведь это согревает в мирскую «непогоду» и в вечную; оберегает от разных невзгод. В этом особая красота и изящество; она скрывает изъяны, недостатки, «наготу»]» (см. Св. Коран, 7:26).

А пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Мусульмане — братья. Нет преимущества одного над другим, кроме как в богобоязненности»[11]; «[Важен трепет пред Богом и набожность, а] набожность вот здесь, — при этом пророк Мухаммад трижды указал на грудь [то есть набожность и богобоязненность заключается не в словах, религиозных терминах, отдельных поступках или арабских одеяниях, не в богатстве или бедности, а в благородных качествах и характеристиках души, которые проявляются в правильности и красоте речи и поступков, в щедрости в период материального изобилия и в прекрасном терпении в периоды невзгод, в настоящем неподдельном благонравии и благочестии]»[12]. Набожность невозможно измерить, и она видима лишь Всевышнему, Господу миров.

И еще приведу важный хадис, который указывает на примерную границу между бедностью и богатством. Однажды этого же сподвижника пророка Мухаммада, Абдуллу ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, некий мужчина спросил: «Разве мы не относимся к числу нищих мухаджиров?!» Сподвижник спросил: «У тебя есть жена?» — «Да». — «У тебя есть жилье?» — «Да». — «Так ты являешься богатым!» Тот добавил: «У меня еще есть слуга». — «Ну тогда ты — король! [Как же можно считать себя бедным при таком изобилии благ?!]»[13].

Те из верующих, кто старался быть самодостаточным, имущим, богатым и не забывал о своих обязательствах пред Богом (закят[14]), пред семьей (материальное обеспечение)[15] и пред обществом (участие в благотворительных и социально значимых проектах)[16], будут одарены самим Господом (лично, невообразимо щедро!) и окажутся, с Божественного на то благословения, на высших уровнях Рая.

В Коране Господь миров говорит:

«Те, кто тратит из своего достатка [из того, чем он временно обладает в мирской обители, что приобрел и чем распоряжается], тратит (на благое) ночью и днем, скрыто и явно, им [такого рода щедрым людям] воздаяние от Самого Господа [с учетом Его великой и величественной щедрости]. Страх [никогда] не будет властвовать над ними, и они [никогда] не будут опечалены [ни страх, ни печаль не остановят их движения вперед]» (Св. Коран, 2:274);

*

«[Обладатели разума, чаще] не афишируя, но порой [в знак хорошего тона, в качестве примера, приобщая других людей к подобному] открыто тратят [на благо других] из своего достатка, данного им Богом; на плохое отвечают хорошим. Они — обитатели Рая» (см. Св. Коран, 13:22);

*

«Поистине, кто <…> тратит тайно (не афишируя), а также открыто [на благо другим, малоимущим и нуждающимся, либо на просвещение малограмотных и невежественных, для повышения уровня образованности, приобщая к вере, знаниям, ремеслу; тратит] из того, чем Мы [говорит Господь миров] его наделили [время, силы, знания, материальные средства], те желают (стремятся) [в своих намерениях, подтвержденных делами] к торговле[17], которая беспроигрышна всегда [постоянно будет доходна и активна, вне зависимости от падений на фондовых рынках, биржах либо резкого падения спроса на товары и услуги. Обладатели перечисленных качеств, тратя из временно предоставленного Богом, вкладывают в то, что с Божьего благословения будет постоянно приносить им доход в земной обители и в вечной]» (Св. Коран, 35:29).

Полагаю, всякому ясно, что, прежде чем начать тратить на благодеяния, следует потратить годы на усердную учебу и кропотливый труд, а в процессе еще научиться зарабатывать, сберегать и приумножать.

Да, не всякий человек столь дисциплинирован и усерден, а также финансово грамотен, чтобы с нуля либо имея незначительный стартовый капитал стать богатым. Большинство инертны, пассивны, не могут противостоять лени, апатии и тем препятствиям, которые появляются на пути, как только они выходят на новый уровень интеллектуального, духовного, физического или финансового развития. И к тому же Божественное благословение не столь легко получаемо, достижимо. Но у каждого из людей есть на этой земле возможность (очень много возможностей!) уверовать, стать умнее, сильнее, набожнее и богаче. Весь вопрос в том, стремится ли он к этому и что для этого делает на протяжении лет и десятилетий. Ныть, обвинять во всем Бога и других людей — просто. Большинство верующих, к сожалению, выбирают путь бедности, ведь он легче, меньше ответственности и забот. Но тогда пусть не жалуются, что мир так плох, ведь они ничего не сделали для того, чтобы он стал лучше.

На эту тему есть проповедь Шамиля Алятудинова.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Они обратились к нему по имени его сына – «о отец Мухаммада!».

[2] Мухаджир — дословно «совершивший хиджру»; это мусульманин, переселившийся из Мекки в Медину на начальном этапе становления Ислама из-за преследования со стороны мекканских язычников. После мирного взятия мусульманами Мекки пророк Мухаммад дал слову «мухаджир» расширенное толкование: тот, кто «покидает», удаляется от запрещенного Всевышним (избавляется от грехов и пагубных привычек).

[3] В хадисе слово стоит с определенным артиклем, а потому подразумеваются именно мухаджиры. То есть понимать здесь любого богатого вообще не есть правильно, хотя обобщение возможно.

[4] Уместно напомнить важный мусульманский принцип: просить у другого — значит открыть для себя дверь нищеты. Пророк Мухаммад сказал: «Если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества) [будет просить у других, когда кропотливым трудом и самодисциплиной многого может добиться сам], тогда Аллах (Бог, Господь) непременно откроет для него дверь нищеты [такой просящий и надеющийся на чужую помощь человек по жизни будет бедным, нищим, если только в корне не изменит себя]». Хадис от Абу Кебши; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 207, хадис № 3450, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 98, хадис № 8 (его первая часть); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 670, хадис № 2330 (его первая часть), «хасан сахих».

[5] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1194, хадис № 37–(2979); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 139, хадис № 2305, «сахих».

[6] Можно перевести «управляет всеми небесами и землею» или «начиная небесами и кончая землею».

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 446, хадис № 4122, «хасан сахих».

[8] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 446, хадис № 4123, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 139, хадис № 2306, «сахих».

Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 446, хадис № 4124.

[9] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Человек не сделает и шага [не получит итогового относительно себя решения] в Судный День, пока не будет спрошен по четырем пунктам: жизнь — как реализовал ее возможности; знания — где и каким образом применил; достаток (доходы) — как заработал и на что потратил; собственная телесная оболочка (тело) — ради чего она изнашивалась им и использовалась». См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 691, хадис № 2422, «хасан сахих».

[10] Заключительный Божий посланник (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, а также от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 864, хадис № 2790; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2315, «хасан».

[11] Хадис от Хабиба ибн Хараша; св. х. ат-Табарани, «хасан». См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9211, «хасан».

«Богобоязненность [набожность] — это качество человеческой натуры, которое ведет к приверженности велениям и заветам Господа и отказу от того, что запретно и грешно пред Ним». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 141.

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1035, хадис № 32–(2564); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 204, хадис № 14/237.

[13] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1194, хадис № 37–(2979).

[14] Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся; выплачивается также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т. д. Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% закята.

[15] В Коране сказано: «Мужья являются главами семьи. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью]» (см. Св. Коран, 4:34).

[16] В Коране сказано: «Аллах (Бог, Господь) введет в райские сады, где текут реки, тех, кто уверовал и совершал благодеяния [а главное — определился и был постоянен в этом раз и навсегда]» (см. Св. Коран, 22:14).

[17] Слово «торговля», учитывая слог Писания, приведено здесь для упрощенного раскрытия смысла прибыльности во взаимоотношениях человека с Богом, Который ни в чем не нуждается, но побуждает человека пополнять провизию вечности благими делами. Речь не о том, что Бог должен, а о том, что при верном подходе, настрое и дисциплине Он воздает из милости Своей  и щедрости невообразимыми щедротами земного и вечного благополучия.

Рай

Богатство

Бедность

Деньги

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic