Где Аллах?

Согласно мусульманскому вероучению, Аллах (Бог, Господь) не ограничен ни местом, ни временем, так как сами место и время сотворены Им, Богом. В этом согласны абсолютно все мусульманские ученые-богословы — от живших со времен первого столетия после кончины пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и до современных. От них передается следующее: «Был Аллах (Бог), и не было места. Он существовал до сотворения места. Ничего не изменилось относительно Него после того, как Он сотворил место»[1]. От Джафара ас-Садыка[2] передаются следующие слова: «Кто считает, что Аллах (Бог, Господь) в чем-либо, из чего-либо или на чем-либо, тот становится безбожником (мушриком). Ведь полагая, что Аллах (Бог, Господь) в чем-либо, он ограничивает его местом, считая, что Он из чего-либо, считает Его сотворенным, а говоря, что Он на чем-либо, утверждает, что Его кто-то несет»[3].   

Что касается текстов Корана и Сунны, где есть указание на якобы «присутствие» Аллаха (Бога, Господа) где-то[4], то все они истолковывались учеными как «величие», «превосходство», «правление» и т. д., так как Бог не сравним с теми, кого Он сотворил, как об этом четко сказано в Коране: «Нет ничего, подобного Ему» (см. Св. Коран, 42:11).

Верующему человеку недопустимо размышлять над образом Бога и представлять Его себе в каком-либо обличии. Разум и воображение человека ограничены.  «Из ничего» воображение творить не может. Все представления воображения строятся на основе материала, полученного из прошлого личного опыта и сохраненного в памяти[5].  Воображение, как и психика, есть отражение мозгом окружающего мира. Все это является сотворенным Всевышним. Верующему человеку следует размышлять не над образом Бога, а над Его всемогуществом, проявленном во всем том, что окружает нас на земле и на небесах.

Хадис о признаках веры

Возвращаясь к вопросу о том, «где же все-таки Аллах», следует привести достоверный хадис. В сводах хадисов имамов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи от Му‘авии ибн аль-Хакяма ас-Сулямий повествуется: «У меня была рабыня[6], которая пасла моих овец в стороне Ухуда и аль-Джаввании. Однажды я наблюдал за нею и увидел, как волк унес одну овцу. Я, естественно, расстроился (разгневался) и ударил ее. После отправился к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), и он указал мне на то, сколь велик мой грех [сколь пагубно и низко то, что я ударил женщину]. Я воскликнул: «[Если я так сильно согрешил] может, мне освободить ее?» Пророк повелел привести ее. Я привел. Он спросил ее: «Где Аллах?». Она ответила: «В небе (на небе)». «А кто я?» — спросил Пророк. Она ответила: «Ты — посланник Божий». Обратившись ко мне, пророк Мухаммад сказал: «Даруй ей свободу, она верующая»[7].

Великий ученый-богослов шафиитского мазхаба имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Это хадис из числа тех, в которых есть «описание» (Бога). К ним (такого рода аятам и хадисам) в мусульманском богословии есть два подхода: (1) просто верить и не углубляться в смысловую нагрузку, будучи убежденным в том, что «нет ничего, подобного Ему (Богу)» (см. Св. Коран, 42:11), Ему абсолютно никак не присущи качества, характеристики и описания сотворенного Им; (2) истолковать и интерпретировать так, чтобы это соответствовало Ему, Богу. Те, кто придерживается второго подхода, прокомментировали хадис следующим образом: вопрос Пророка был проверкой для выяснения ее вероубеждения, верит ли она в то, что у всего есть управляющий всем и вся Творец, единственный Аллах (Бог, Господь); а Он Тот, к Кому, если молят о чем-то, обращают свои взоры в небо, и если поклоняются Ему (совершают молитву-намаз), то становятся в направлении Каабы. Небо — это то, куда направляют свои мольбы-ду‘а молящиеся, а Кааба — это направление, в котором обращают свой лик совершающие молитву-намаз. И оба эти направления не говорят о нахождении Бога где-либо, ведь всем известно, что Он не ограничен ни местом, ни временем. Так вот, вопрос этой женщине был задан для выяснения, верит ли она в Аллаха (Бога, Господа) или обожествляет идолов. Ответив «в небе (на небе)», она четко дала понять, что верит в Бога и не обожествляет что-либо помимо Него»[8].

От четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба передается: «Не говорят «где?» в отношении Того, Кто определил (установил) всему место. Не говорят «как?» в отношении Того, Кто придал всему форму»[9].

Кто может об этом рассуждать?

Резюмируя вышесказанное, хотел бы отметить, что данный вопрос является сугубо теологическим. Рассуждать над ним, а тем более делать какие-то выводы могут лишь те, кто обладает соответствующей квалификацией. Категорически недопустимо спорить по данному вопросу или обвинять в неверии, «выводить кого-либо из Ислама», основываясь на своих поверхностных и скудных познаниях.

В Коране есть поучительное наставление, которое требуется напомнить в контексте данного материала:

«И ни в коем случае не говорите поприветствовавшему вас миром (то есть пожелавшему вам мира в той форме, которая присуща народу данной местности): «Ты не являешься верующим». [Не отвергайте людей по внешним признакам, из-за несходства с вами, если они говорят на другом языке, носят другие одежды и являются носителями иной культуры, иного менталитета!] [Людям, особенно молодым и еще мало повидавшим в жизни, свойственно думать, что веруют только они, а остальные — заблудшие.] [Не ведите себя подобным образом, неприветливо, враждебно по отношению к другим] стремясь заполучить что-то мирское [как минимум — сладостное эгоцентричное ощущение превосходства над другими]. [Не поступайте так] ведь у Аллаха (Бога, Господа) [для благородных и доброжелательных людей] уготовано намного большее. Вы были таковыми ранее. [До того как осознанно уверовать, вы могли позволить себе оправдание (прикрытие) своих преступлений, проступков и слабостей тем, что было свято или ценно для вас на тот период.] Всевышний же помиловал вас [оживив веру в сердцах и дав вам проницательность, посредством которой вы можете оценивать правильность поступка с учетом как мирского результата, так и того, чем обернется это для вас в Судный День]. Будьте же внимательны [хорошенько подумайте, прежде чем что-то сказать или сделать]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (см. Св. Коран, 4:94).

Великий сподвижник и толкователь Корана Ибн ‘Аббас так прокомментировал слова «ты не являешься верующим» из приведенного аята: «Аллах (Бог, Господь) запретил (сделал харамом) верующим говорить «ты неверующий!» тому, кто свидетельствует, что нет бога (божества), кроме Аллаха, подобно тому, как и запретил им мертвечину!»[10] К сожалению, ни этот аят, ни эти поучительные слова Ибн ‘Аббаса не принимают к сведению сегодняшние самоучки и неучи «интернет-богословы», имеющие не специализированное знание, а фрагментарное (зная лишь отдельные аяты и хадисы) и отправляющие всех им неугодных в Ад, в собственные списки безбожников, лицемеров, язычников и заблудших. Призывая к Богу, они возомнили себя богами, вершащими судьбы людей в земной и вечном. 

Помимо такфира («выведения из Ислама» и обвинения в безбожии-куфре), о котором было упомянуто, в реалиях современного Интернета много пустых «разговоров о Боге». В этом контексте полезно вспомнить слова пророка Мухаммада: «Люди не перестанут друг друга спрашивать [задавая никчемные и бессмысленные «важные» вопросы о религии], пока не дойдут до того, что скажут: «Таков Аллах (Бог, Господь), Творец всего [но скажите], а кто сотворил [самого] Бога?»[11] Из этого же разряда вопросы «а где Он?», «а что Он?», распространенные у современного интернет-поколения. Следует вежливо дистанцироваться от подобных собеседников и отстраниться от информационных потоков, которые загрязняют и засоряют цветущие сады нашего сознания и подсознания[12].

Также он (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот пусть бережет голову и все, что в ней [строго следит за тем, что читает, что смотрит, что слушает и что говорит]!»[13]

Время и энергию следует инвестировать в то, что полезно в обоих мирах, имеет хорошие перспективы, а не тратить на пустые рассуждения, похваляясь своими познаниями или допытываясь о маловажном из праздного любопытства. Наполните свою жизнь смыслом и каждодневным трудом, тогда никчемные вопросы не будут возникать, а пустые темы не займут места в вашей светлой голове. Вы станете думать лишь о том, как успеть реализовать свой сценарий-шедевр, будете искать возможности для его скорейшей и наилучшей реализации!

Также рекомендуем прослушать аудиолекцию по этой теме:

 

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: http://dar-alifta.org.eg/ar/ViewResearch.aspx?sec=fatwa&ID=2311.

[2] Джафар ибн Мухаммад, более известный как ас-Садык (80–148 гг. по хиджре, 699–765 гг. по григор.), — правнук Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба. См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 3. С. 354; ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 1. С. 495.

[3] См.: http://dar-alifta.org.eg/ar/ViewResearch.aspx?sec=fatwa&ID=2311.

[4] «Он (Господь миров) сотворил для вас [о люди] все, что есть на этой земле. Затем [что не подразумевает истечение какого-либо времени] вознесся над небесами [и повелел сотворение] ровно располагающихся семи небес» (см. Св. Коран, 2:29).

«Воистину, ваш Господь — Аллах (Бог), сотворивший за шесть дней небеса и землю [из ничего, без материалов; не по образу и подобию чего-то, а лишь повелением «будь!» — и оно стало]. Затем — вознесся над Троном» (см. Св. Коран, 10:3).

С таким же смыслом см.: Св. Коран, 7:54, 13:2, 20:5, 25:59, 32:4, 41:11, 57:4. В каждом из подобных аятов в моем богословском переводе смыслов Корана дано пояснение о трансцендентности Бога, неограниченности Его ни местом, ни временем.

См. также хадис о рабыне, цитируемый далее.

[5] См.: http://seychaz.ru/voobrazhenie.html.

[6] В те времена (четырнадцать веков назад) во всем мире существовало разделение на свободных и рабов, которые имели меньшие права или не имели их вовсе. Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, призывал делать это безвозмездно, во имя Аллаха (Бога). Если это была женщина, то благим считалось освободить ее, а в последующем жениться на ней как на свободной, при ее согласии.

Ислам еще более четырнадцати веков назад начал процесс освобождения подневольных людей и оказания им помощи в обретении свободы и независимости. Отдельные «цивилизованные» деятели современности бессовестно приписывают Исламу поощрение рабства, не желая понять суть трактовок, поддерживая информационные кампании, дискредитирующие исламские и общечеловеческие ценности.

[7] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 217, хадис № 33–(537); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 119 хадис № 930, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 145, хадис № 1218, «сахих».

[8] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 9 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 2011. Т. 3. Ч. 5. С. 24. 

[9] См.: http://dar-alifta.org.eg/ar/ViewResearch.aspx?sec=fatwa&ID=2311.

[10] См.: Ибн Аби Хатим. Тафсир ибн Аби Хатим. Саудовская Аравия: Назар мустафа баз. Т. 3. С. 1040. Хадис № 5829.

[11] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2277, хадис № 7296; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 329, хадис № 7296 и пояснение к нему.

[12] Если у человека возникают подобные вопросы, тогда ему достаточно сказать «я уверовал в Аллаха (Бога, Господа)», или «я уверовал в Бога и Его посланников», или «я удаляюсь от Сатаны, прибегая к Богу». Об этом сказано в достоверных хадисах. После чего следует произвести мысленное замещение — сознательно напомнить себе о главном и важном на предстоящий день и сделать конкретные трудоемкие действия (как бы лень ни было!), приближающие к серьезным целям (физического, духовного, интеллектуального или материального характера), ограниченным сроками и приумножающим наше ощущение полноты счастья, когда ты через самодисциплину и труд вдыхаешь ароматы земного великолепия и чувствуешь ароматы вечного (с Божественного на то благословения). См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 78, хадисы № 212–(134), 213–(134), 214–(134); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 329, хадис № 7296 и пояснение к нему.

[13] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 65, хадис № 973, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2463.

Теги:

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1