Ибрахим (араб. إبراهيم) — один из пяти самых великих пророков и посланников Бога, которые были отправлены к своим народам. Он был послан к народу кяльдани. Ибрахим является общим предком как арабов, так и евреев. Его именем названа 14-я сура Корана. Ему были ниспосланы священные свитки. С его именем связаны события об уничтожении идолов, о чуде с не причиняющим вреда огнем, о ритуальном жертвоприношении и об отстройке Каабы. В христианской культуре именуется Авраамом. В Коране его имя упоминается 69 раз.
В качестве примера можно привести следующие аяты:
*
«Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином, а был идущим по верному пути и покорным Аллаху (Богу, Господу) (мусульманином). И [совершенно точно, что] он не был язычником [как это некоторые из вас осмеливаются утверждать]» (Св. Коран, 3:67),
*
«Чья же вера может сравниться с верой того, кто обратил свой лик к Аллаху (Богу, Господу) [искренен в своих делах пред Творцом], являясь при этом одним из тех, кто совершает праведные (благородные поступки) [и сторонится скверного, аморального, преступного] и кто следует пути [берущему свое начало] от Ибрахима (Авраама), державшегося верного направления. [Миссия Авраама явилась продолжением цепи пророков и посланников, бывших до него; первым пророком был Адам.] Ибрахим (Авраам) был особо избран и любим Аллахом (Богом, Господом)» (Св. Коран, 4:125).
Где родился пророк Ибрахим?
По мнению большинства ученых-богословов, пророк Ибрахим родился в Вавилоне, в котором на то время господствовали языческие верования, проявляющиеся главным образом в поклонении идолам[1].
С какой миссией явился пророк Ибрахим?
Суть его пророческой миссии заключалась в призыве своих соплеменников к вере в Одного, Единого Бога и в отказе от языческих верований, устоев, которые были представлены в поклонении идолам, а также в обожествлении некоторых небесных светил, например, Луны, Солнца и т. д.
Примечательно, что, согласно аятам Корана, пророк Ибрахим с самого детства был наделен Всевышним определенной проницательностью и сообразительностью, от чего именно с самого детства стал проявлять свое несогласие с поклонением соплеменников идолам и их обожествлением некоторых небесных светил[2].
Первый человек, которого пророк Ибрахим стал призывать к вере в Единого Бога
По мнению ученых-богословов, первым человеком, которого пророк Ибрахим стал призывать к вере в Единого Бога и отказу от идолопоклонничества, был его родной отец Азар. Понимая, что в мире вечном идолопоклонничество оборачивается вечными муками Ада, пророк Ибрахим не мог оставаться равнодушным к судьбе своего отца и поэтому стал призывать его встать на истинный путь[3].
В Священном Коране это приводится так:
«Упомяни [Мухаммад] в Книге [в Коране] Ибрахима (Авраама), он ведь был правдивейшим пророком [ложь в какой бы то ни было форме не звучала в его речи]. Сказал он [Авраам] своему отцу: «Папочка, зачем ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит?! Оно ничем не сможет тебе помочь [это всего-навсего рукотворные идолы]. Папочка, я получил то знание, которого нет у тебя [узнал о том, о чем ты не знаешь; о том, что может сделать тебя счастливым в обоих мирах], а потому последуй за мною, и я направлю тебя на верный (правильный) путь. Папочка, не обожествляй Дьявола [поклоняясь своим идолам], ведь он проявил непокорность Всемилостивому [Господу. Ослушавшись Бога, он завел себя в адскую обитель]. Папочка, боюсь, что [если ты не прислушаешься ко мне, тогда] тебя постигнет от Всемилостивого наказание, и ты станешь соратником Сатаны [и его соседом по вечной обители]» (Св. Коран, 19:41–45).
Важно отметить, что пророк Ибрахим, пытаясь наставить своего отца на истинный путь, проявлял крайнюю воспитанность к нему и глубокое уважение. Это подтверждается тем, что всякий раз, когда пророк Ибрахим обращался к отцу с призывом, то использовал ласковое и уважительное слово «папочка», как это приводится в аятах. Пытаясь переубедить своего отца, пророк Ибрахим приводил ему ясные доводы и аргументы, неопровержимым образом подтверждающие всю тщетность и бесполезность поклонения идолам. Однако, несмотря на все старания пророка Ибрахима и усилия, его отец категорически отказывался уверовать в Единого Бога и продолжал быть идолопоклонником[4]. В Священном Коране это приводится так:
«Отец [сердито] воскликнул: «Ибрахим (Авраам), ты недоволен моими богами?! Если ты не прекратишь все это, тогда я убью тебя, забросав камнями (прокляну тебя, забросаю проклятиями и оскорблениями), оставь меня надолго (навсегда) [оставь меня в покое]!» (Св. Коран, 19:45).
Реакция пророка Ибрахима на отказ отца уверовать в Единого Бога
Его охватывала сильная печаль и горесть, но, несмотря на это, пророк Ибрахим дал знать отцу, что будет продолжать желать ему блага и молиться за него, прося у Всевышнего прощения для него[5]. В Священном Коране это упоминается так:
«Тот ответил: «Мир тебе [я плохого не желаю], буду молить Господа, чтобы Он простил тебя [благословил и наставил на верный путь]. Он щедр (внимателен) ко мне (не отвергнет мою просьбу). Я отстраняюсь от вас [поклоняющихся идолам] и от всего того, чему вы молитесь помимо Аллаха (Бога, Господа). Я буду просить Его, надеюсь, Он ответит на мою молитву» (Св. Коран, 19:47, 48).
Пророк Ибрахим, как и обещал, стал молиться за своего отца и просить прощения за него у Всевышнего. Однако продолжал делать это до тех пор, пока твердо не убедился, что его отец закоренелый идолопоклонник и что никогда не уверует в Единого Бога. Поэтому после кончины перестал молиться за него.
«Что же касается Ибрахима (Авраама), молившегося и просившего прощения у Аллаха (Бога, Господа) за своего отца [бывшего очевидным язычником], то это — выполнение обещанного ему ранее. Когда же стало ясно, что он (его отец) является врагом Божьим [убежденным, закоренелым язычником, так до последних мгновений жизни и не уверовавшим в Бога], он (Авраам) снял с себя всякую ответственность за него [после его смерти]. Поистине, Ибрахим (Авраам) [по своему характеру и качествам] был полон трепета, мольбы, обращенной к Богу [смиренности пред Ним], и необычайно терпелив [вынослив в перенесении боли; сдержан и последователен в отношениях с другими, тем более когда это касалось родных и близких]» (Св. Коран, 9:114).
Исход отца пророка Ибрахима в мире вечном
За свое неверие и идолопоклонничество его ждут вечные муки Ада, что подтверждается как вышеприведенными аятами, так и некоторыми изречениями пророка Мухаммада.
Так, например, в одном из достоверных хадисов со слов Абу Хурайры приводится: «В Судный День Ибрахим (Авраам) встретит своего отца Азара, лицо последнего будет покрыто пылью и потемневшим [от скорби]. Ибрахим скажет ему: «Ведь говорил я тебе не противиться [а прислушаться]!» Отец скажет: «Сегодня я не буду противиться [прислушаюсь]!» Ибрахим взмолится: «Господи! Поистине, Ты обещал мне не позорить меня в тот День, когда будут воскрешены [все люди], но что может быть позорнее удаления моего отца [от Твоей милости]?!» На это Аллах (Бог, Господь) скажет: «Поистине, Я сделал Рай запретным для неверующих [покинувших земную жизнь так и не уверовав]!» Затем будет сказано: «Ибрахим, что это у тебя там под ногами?!» Он посмотрит и увидит забрызганную кровью гиену, которую возьмут за ноги и бросят в [адский] огонь»[6].
Пророк Ибрахим и его народ, поклоняющийся идолам
Начиная с самого юношеского возраста пророк Ибрахим, используя разную аргументацию и доводы, пытался доказать своим соплеменникам, что обожествление идолов и различных небесных светил, а также поклонение им является бесполезным делом, не приносящим никакой пользы. Ведя с ними дискуссии и споры на эту тему, он пытался обращать их внимание на то, что идолы и небесные светила, которым они поклоняются, есть не что иное, как просто творения Всевышнего и никакой Божественной сущностью обладать не могут.
В Священном Коране это приводится так:
«Мы [говорит Господь миров] показали Ибрахиму (Аврааму) величие (могущество) небес и земли [раскрыли перед ним свод небесный, дабы он мог увидеть небесную механику, законы которой, слаженность механизмов которой воистину Божественны. Предоставили Мы ему эти знания] в том числе и для того, чтобы стал он еще более уверен в правоте своих убеждений [о единственности Бога, неповторимости Творца, о Его несовместимости с чем-либо мирским]. Однажды ночью Ибрахим (Авраам) увидел [яркую] звезду и [во всеуслышание] воскликнул: «Это мой Господь!» [Тем самым он постарался выстроить цепочку мысли для соплеменников (от малого к большему), которая подвела бы их к самостоятельно сформулированному выводу о подлинной природе Бога.] Когда она [звезда] пропала, он сказал: «Не люблю пропадающих [что это за бог такой: то он есть, то его нет]». Когда увидел он появившуюся луну, то воскликнул [находясь в окружении соплеменников]: «Это мой Господь!» А когда луна пропала, сказал: «Если Господь не наставит меня на верный путь, тогда, нет сомнений, я заблужусь [в вопросах веры и религиозности] (стану одним из заблудших)» (Св. Коран, 6:75, 76)
Важно отметить, что в этих аятах пророк Ибрахим обращал свои доводы к жителям города Харран, поскольку именно там на то время было распространено обожествление и поклонение некоторым небесным светилам. В них пророк Ибрахим явным образом дает знать своим соплеменникам, что небесные светила, которым они поклоняются, не могут иметь Божественную сущность, поскольку истинному божеству не свойственно иногда появляться, а иногда исчезать. Что касается обожествления и поклонения непосредственно идолам, то это главным образом было распространено среди жителей Вавилона, поэтому, обращаясь к ним, пророк Ибрахим приводил некоторые другие доводы, доказывающие тщетность поклонения идолам[7].
«Расскажи им о произошедшем с Ибрахимом (Авраамом). Когда обратился он к своему отцу, а также к народу: «Чему вы поклоняетесь [на что молитесь]?!» Те ответили: «Мы поклоняемся идолам и будем продолжать усердно [молиться на них днем и ночью, вопреки тому, в чем ты нас хочешь убедить]». Он спросил: «А слышат ли они вас, когда вы их о чем-то молите? [Результат есть?] Делают ли они что-то полезное для вас, могут ли навредить [если вы вдруг не последуете «воле богов»]?» Те ответили: «Да нет, мы [просто] видели, что наши отцы (предки) делали это [а потому, особо не задумываясь, продолжили их традицию]». Да вы хоть видели, чему поклоняетесь [на что молитесь], и видели ли это ваши предки?! [Откройте глаза на истинное положение вещей, ваши боги всего лишь изваянные истуканы, не больше.] Все это [обожествленное вами, ваши боги] враги мне, кроме Господа миров» (Св. Коран, 26:69–77).
В вышеприведенных аятах и других подобных им пророк Ибрахим разными способами и аргументами пытался доказать своим соплеменникам всю тщетность поклонения идолам. С этой целью он целенаправленно выражал в адрес идолов свое пренебрежение ими и демонстрировал презрительное отношение к ним. Тем самым он показывал людям, что в действительности их идолы бессильны и немощны, в противном случае смогли бы защититься и постоять за себя.
Пророк Ибрахим показывает бессилие и всю немощность идолов
Как-то раз после долгих споров и дискуссий со своими соплеменниками пророк Ибрахим поклялся (или дал себе слово)[8], что замыслит некоторые козни в отношении идолов, чтобы показать их несостоятельность. С этой целью под предлогом плохого самочувствия он отказался идти со всеми остальными на ежегодный праздник, проводимый за пределами города. Тем самым он получил возможность остаться один на один с идолами. Он вошел в святилище и, взяв в руки молоток (мотыгу, топор), разбил идолов на кусочки, оставив нетронутым самого большого, к рукам которого прикрепил свое орудие. Праздник завершился, все вернулись обратно, и, увидев, что их идолы поломаны, стали искать виновного. Сразу же вспомнили о пророке Ибрахиме и о том, как он отзывался об их идолах. Когда его привели и спросили, он ответил: «Их сломал самый большой из них! Можете спросить у них самих об этом». Подобным ответом пророк повергнул их в сильное недоумение, поскольку явным образом дал им понять, что идолы, которым они поклоняются, не в силах разговаривать и слышать, а тем более приносить пользу или вред другим[9]. Подробно это описывается в Св. Коран, 21:57–67.
Жители Вавилона решили бросить пророка Ибрахима в огонь
Соплеменники Ибрахима, почувствовав себя поверженными в споре с ним, решили, что единственным способом эффективного противостояния ему будет применение физической силы. Они закричали: «Сожгите его и тем самым спасите своих богов!». С этой целью специально был разожжен большой огонь, в который они решили закинуть пророка Ибрахима, используя для этого катапульту[10].
Самое известное дуа пророка Ибрахима
Ибрахима связали и при помощи катапульты бросили в огонь. Несмотря на все это, пророк Ибрахим продолжал уповать на силу и мощь Господа, произнося молитву: «Мне достаточно Аллаха (Бога, Господа), и нет лучшего покровителя, чем Он»[11].
Это подтверждается словами Ибн ‘Аббаса, который передал хадис: «[Мольба] «Нам [в качестве помощника] достаточно Аллаха (Бога, Господа), и нет лучшего покровителя, чем Он» проговаривалась пророком Ибрахимом, когда был брошен в огонь. И эту же мольбу произносил пророк Мухаммад: «[Если] скажут им: «Поистине, люди объединились против вас [чтобы навредить вам], бойтесь же их!», это только укрепит их, приумножит веру, и ответят они: «Нам достаточно Аллаха (Бога, Господа) [как помощника в сложных ситуациях], и нет лучшего покровителя, чем Он»[12].
Вы можете взять в собственную практику чтение этого дуа когда в вашей жизни случаются подобные события. Если вы не знаете текста на арабском, то можете просить у Бога о подобном на своем родном языке.
حَسْبِيَ اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ
Транскрипция дуа:
Хасбия-ллаху ва ни’маль вакиль.
Выход пророка Ибрахима из огня
Всевышний не оставил своего пророка без помощи и поддержки. Поэтому, когда он оказался в самом эпицентре огня, по воле Бога произошло чудесное явление: огонь поменял свои физические свойства, превратившись для пророка Ибрахима в прохладу. Более того, имеются сведения, что этот огонь превратился для пророка Ибрахима в прекрасное место и некое подобие райского уголка[13]. В Священном Коране это приводится так:
«Мы [говорит Господь миров] повелели: «Огонь, стань холодным (прохладой) и безопасным для Ибрахима (Авраама)». [Так оно и произошло. Авраам, к удивлению всех присутствовавших, никак от огня не пострадал, оказавшись в его эпицентре.] Они желали поквитаться с ним, а Мы превратили их в полностью проигравших (ввергли в худшее из худших положений) [ведь произошедшее выявило его правоту, а они, посягнув на жизнь Божьего посланника, удостоились серьезного наказания]» (Св. Коран, 21:69, 70).
О споре пророка Ибрахима с правителем Вавилона Намрудом
Согласно аятам Корана, пророку Ибрахиму и его призыву к вере в Единого Бога стал противостоять Намруд (Намруз) ибн Кан‘ан (библ. Нимрод), который на то время был правителем Вавилона. Этот правитель был известен своей тиранией и жестокостью, а также тем, что возомнил себя богом. Он не признавал веру в Творца, Господа миров, и не соглашался с этим. Но пророк Ибрахим при помощи простой аргументации доказал ему истинность веры в Единого Бога и то, что наряду с Ним не может быть никакого иного божества[14]. В Коране эти приводится так:
«[Прислушайся] разве ты [Мухаммад] не видел [это было в истории человечества] (разве ты не видел) того, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом) касательно Господа [о том, кто есть Бог] о том, что именно Бог дал ему [Намруду, этому великому безбожнику, столь огромную] власть? Ибрахим (Авраам) сказал: «Мой Господь [не ты, Намруд], а Тот, Кто оживляет и умерщвляет». Он [Намруд] ответил: «[Если именно эта особенность отличает Бога от людей, тогда] я [также] оживляю и умерщвляю [а потому и я в полной мере могу считать себя Богом. Он взял двоих приговоренных к смертной казни: одного приказал убить, а второго помиловал и отпустил]. Ибрахим (Авраам) [не споря касательно столь странного объяснения] продолжил: «Аллах (Бог, Господь) [каждое утро] поднимает солнце с востока, а ты [Намруд] попробуй поднять его с запада!» Безбожник [возомнивший себя Богом] опешил [на это он уже ответить не смог, хотя и не отказался от своих заблуждений]. [Знайте, люди] Всевышний не наставляет на верный путь грешников [любой свой грех они могут обосновать, они сами желают идти именно путем греха]» (Св. Коран, 2:258).
Согласно некоторым преданиям, ангел в облике человека неоднократно, но безуспешно призывал Намруда уверовать в Бога. На третий раз возмущенный и недовольный Намруд решил поставить точку в спорах и доказать свою мощь: «Собирай ты «Божье войско», а я соберу свое». На восходе солнца войско Намруда было готово к битве.
В ответ Бог наслал на него такую тучу москитов, которая затмила солнечный свет. В этой ужасающей темноте москиты вступили в битву: от огромного войска «всесильного» Намруда остались лишь обглоданные кости. Что касается Намруда, то одно насекомое проникло к нему в голову через ноздрю и изнутри стало постепенно поедать его мозг. Облегчение для Намруда наступало лишь тогда, когда он наносил себе удары по голове, в результате которых и скончался[15].
О длительном путешествии пророка Ибрахима в Левант (Шам)
После того как пророк Ибрахим долго и усердно призывал своих соплеменников к вере в Единого Бога, он все-таки решил покинуть их и отправиться в длительное путешествие в Левант (Шам). Вместе с ним тогда в этой поездке был его племянник Лут (библ. Лот), которому в дальнейшем предстояло стать пророком. Основной причиной, побудившей пророка Ибрахима к совершению этого путешествия, было желание свободно совершать поклонение Богу, а также призывать других людей к вере в Него.
Важно отметить, что у пророка Ибрахима именно в этот период жизни по воле Всевышнего стало появляться потомство. В дальнейшем среди его детей были продолжатели его пророческой миссии. Ведь, как известно, род каждого(!) последующего пророка восходил к роду пророка Ибрахима, через некоторых из них были переданы человечеству Священные Писания[16].
В Коране это приводится так:
«Лут (Лот) [внял словам Авраама, бывшего его родственником, и] уверовал (поверил ему). Сказал он (Авраам): «Я отправляюсь к своему Господу [оставляю свой народ и отправляюсь туда, куда повелит Всевышний]. Поистине, Он Всемогущ и безгранично Мудр». Ибрахиму (Аврааму) мы даровали [несмотря на его преклонный возраст] Исхака (Исаака) и Я‘куба (Иакова) [который приходился Аврааму внуком, а Исхаку сыном]. И сделали Мы [продолжает Господь миров] так, чтобы среди его (Авраама) потомков были пророки и [чтобы именно через них были переданы человечеству] Священные Писания [Тора через Моисея; Псалтырь через Дауда; Евангелие через Иисуса; Коран через Мухаммада]. Мы воздали ему [за терпение и усилия] еще в мирской обители [достатком, семейным счастьем и светлой памятью почтения среди представителей всех религий на все последующие века]. И поистине, в вечности он (Авраам) — из числа благочестивых праведников [то есть из числа близких, приближенных к Богу]» (Св. Коран, 29:26, 27).
О поездке пророка Ибрахима и его жены Сарры в Египет
Сильная засуха и голод, распространившиеся в некоторых странах, побудили пророка Ибрахима отправиться вместе со своей женой в Египет. Как оказалось, правитель той местности, куда они прибыли, был человеком деспотичным. Когда он узнал, что прибыл мужчина с очень прекрасной женщиной, то отправил своего человека, чтобы разузнать, кем они друг другу приходятся. Ибрахим, опасаясь за свою жизнь, был вынужден ответить, что она приходится ему сестрой, и велел жене ответить на вопрос таким же образом. Во спасение жизни ему пришлось сказать неправду. Кроме этого, было также еще два случая, когда Ибрахим был вынужден солгать, как это приводится в достоверном изречении пророка Мухаммада, переданном со слов Абу Хурайры:
«[Пророк] Ибрахим никогда не лгал за исключением трех случаев, в двух из них [он cделал это] во имя Бога. [В первый раз ему пришлось солгать, когда] сказал [своим соплеменникам]: ««Поистине, я болен» (Св. Коран, 37:89), и [во второй раз, когда] сказал: ««Нет, сделал это старший из них…» (Св. Коран, 21:63). [Третий же раз это] когда он однажды вместе с [супругой] Саррой прибыл [в некое селение], где правил один из тиранов, и [этому правителю-тирану] сказали: «Здесь [пришел к нам] какой-то мужчина, а с ним ну просто прекрасная женщина». Он послал к нему [к пророку Ибрахиму человека], который спросил: «Кто эта [женщина]?» Он ответил: «[Это] моя сестра», а потом пришел к Сарре и сказал: «Сарра, нет на [этой] земле ни одного верующего, кроме меня и тебя; и тот [человек] спрашивал меня о тебе, я сказал ему, что ты — моя сестра, не опровергай же сказанного мною!»
Затем [правитель-тиран] отправил за ней [людей]. Когда она пришла, он подошел к ней, [желая] дотронуться до нее, но [неожиданно] его прихватило [нечто вроде удушья]. Тогда он взмолился: «Обратись с мольбой к Аллаху (Богу, Господу), и я не сделаю тебе ничего дурного!» — после чего она воззвала к Аллаху, и его отпустило. Потом он снова [попытался] дотронуться до нее, но с ним случился такой же или даже более сильный припадок, и он [снова] взмолился: «Обратись с мольбой к Аллаху (Богу, Господу), и я не сделаю тебе ничего дурного!» — после чего она воззвала к Аллаху, и его отпустило. Тогда он призвал к себе нескольких своих служителей (охранников) и сказал: «Поистине, вы привели ко мне не человека, а дьявола!» Затем он подарил ей в услужение Хаджар [и отпустил]. Она вернулась к нему [к пророку Ибрахиму], который в это время молился. Он сделал ей знак рукой: «Как дела?», а она сказала: «Аллах обратил козни неверного (нечестивца) против него же и даровал нам Хаджар!»[17].
После пророк Ибрахим и его жена Сарра покинули Египет, взяв с собой подаренную Сарре рабыню по имени Хаджар (библ. Агарь). Они отправились обратно на священные земли[18].
О рождении Исмаила от Хаджар
Сарра была бесплодна. Спустя двадцать лет, как они поселились на территории Палестины, Сарра предложила пророку Ибрахиму взять в жены Хаджар, в надежде на то, что Всевышний все же дарует им потомство. Пророк Ибрахим последовал совету Сарры, и в скором времени Хаджар забеременела. Но отношения между Саррой и Хаджар испортились.
Переселение Исмаила и Хаджар на территорию будущей Мекки
Через некоторое время родился сын, которого назвали Исмаилом (библ. Измаилом). Сарра стала сильно ревновать Хаджар и потребовала от пророка Ибрахима, чтобы тот отвез ее и ее маленького сына в какую-либо отдаленную местность. Пророк Ибрахим последовал ее желанию и отвез Хаджар с Исмаилом, который на тот момент был еще совсем младенцем, в мекканскую долину, где тогда никого и ничего не было. Известно, что когда пророк Ибрахим привез их туда и оставил, Хаджар помчалась вслед за ним и в ужасе воскликнула: «О Ибрахим! Куда ты уходишь, оставляя нас там, где нет никаких средств к существованию?!» Пророк Ибрахим ничего не ответил. Тогда она стала проявлять настойчивость и спросила: «Это Аллах (Бог, Господь) так приказал?». Получив положительный ответ, она сказала: «В таком случае Он не даст нам пропасть!».
Сведения об этом эпизоде из жизни пророка Ибрахима подтверждаются достоверным изречением пророка Мухаммада, переданным со слов ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, в котором сказано:
«Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаила, а сделала она это для того, чтобы скрыть свои следы от Сарры. После Ибрахим привел ее к тому месту, где ныне находится Кааба вместе с сыном Исмаилом, которого [на то время] она еще кормила грудью, [а именно — ] к большому дереву [стоявшему] у возвышенности, [где впоследствии забил] Замзам [который ныне находится в пределах] мечети.
В то время в Мекке никого [из людей] не было, как и не было там воды. Он оставил их, передав мешок фиников и бурдюк с водой, после чего стал уходить. Но мать Исмаила последовала за ним со словами: «Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и [вообще] ничего нет?!» Она многократно повторяла эти слова, но он не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Это Аллах повелел тебе поступить так?» Он ответил: «Да». Она сказала: «Тогда Он [Господь миров] не оставит нас [без помощи и поддержки]!» — после чего вернулась [к ребенку].
Ибрахим так и ушел, но достигнув горного перевала, где они не могли видеть его, повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился с мольбой: «Господи, [по Твоему велению и приказу] я поселил часть моего потомства [часть семьи: сына Исмаила и его мать Хаджар] в долине, где нет растений (нет пропитания), возле Твоего священного Храма [возле Каабы] для того, Господи, чтобы они совершали молитву. [Прошу Тебя] сделай так, чтобы сердца людей с любовью и желанием устремились к ним [чтобы там образовалось поселение], надели их плодами [пусть появится там вода и начнут расти и плодоносить деревья]. Пусть же [все это произойдет и] они станут благодарными Тебе»[19].
Что касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила имеющуюся воду, но вода в бурдюке [быстро] закончилась. Оба почувствовали жажду, ребенок начал изгибаться, мучаясь. Она отошла, не могла [спокойно] смотреть на это. [Находясь в поисках воды] неподалеку увидела гору ас-Сафа, которая была самой близкой к ней, и поднялась на нее. Оттуда, смотря на долину, она постаралась найти кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с этой горы, а достигнув долины, подняла подол своей одежды и, будучи изнуренной, бросилась бежать. Когда же пересекла эту долину, то достигла аль-Марвы. Поднявшись на нее, она стала смотреть, [пытаясь] увидеть кого-нибудь, но [опять] никого не увидела. И так семь раз». После этого Ибн ‘Аббас, повествующий эту историю, добавил, что пророк Мухаммад сказал: «Так возникла традиция совершения [ритуального] бега между этими двумя [горами]»[20].
Как появился Зам-зам
После всех приложенных усилий и стараний в поиске воды Хаджар услышала какой-то тихий голос. Как оказалось, это был ангел, пришедший к ней с вестью о том, что забьет источник воды Зам-зам. В продолжении вышеприведенного изречения пророка Мухаммада это приводится так:
«[Вновь] достигнув аль-Марвы, она услыхала какой-то голос и сказала сама себе: «Тише!» — стала прислушиваться. Сказала: «Ты дал мне услышать [твой голоc], а можешь ли помочь [мне]?» И тут на месте [где чуть позже появился источник] Зам-зам она увидела ангела, который словно что-то искал в земле своей пяткой (или крылом), пока [оттуда] не появилась вода. [Увидев это] она стала наполнять свой бурдюк, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь»[21].
Этот священный источник продолжает бить и по сей день, утоляя жажду миллионов паломников.
Следует добавить, что в том же изречении пророка Мухаммада имеется сообщение, что в дальнейшем пророку Ибрахиму и его сыну Исмаилу выпадет честь построить Каабу, месторасположение которой будет там же, где забил источник Зам-зам. В изречении это приводится так: «И она [Хаджар] напилась, и покормила своим материнским молоком сына. Ангел сказал ей: «Не бойся погибнуть [от жажды или голода]! Поистине, здесь [будет возведен] дом Аллаха (Божий храм), который построят этот мальчик и его отец. Аллах (Бог, Господь) не бросает приближенных к Нему! [Будь уверена, все будет хорошо]»[22].
В Священном Коране это приводится так:
«[Напомни, Мухаммад, времена] когда Ибрахим (Авраам) вместе с Исмаилом (Измаилом) выстраивали основание (и возводили стены) Дома (Каабы), моля: «Господи, прими это от нас [благим поступком и действием, приближающим нас к Тебе]. Поистине, Ты все слышишь и все знаешь» (Св. Коран, 2:157).
Аллах приказал пророку Ибрахиму принести Исмаила в жертву
Когда Исмаил достиг юношеского возраста, от Всевышнего на долю пророка Ибрахима выпало очередное испытание: сновидение пророка Ибрахима, в котором он приносит своего сына Исмаила в жертву Богу. Поскольку сновидение, увиденное пророками, зачастую является приказом Всевышнего к совершению определенного действия, то пророк Ибрахим понял, что Творец приказывает ему принести в жертву своего сына. Ибрахим на тот период времени был в очень преклонном возрасте, а Исмаил – единственным долгожданным сыном, дарованным ему спустя многие годы ожидания. Несмотря на все это, пророк Ибрахим был полон решительности, чтобы выполнить повеление Господа. Но прежде чем сделать это, Ибрахим рассказал все сыну, который ответил покорностью и смирением. Когда оба приготовились выполнить повеление, и пророк Ибрахим, взяв в руки нож и положив сына на землю, попытался совершить обряд, Господь остановил его, дав знать, что на этом испытание завершилось и оно прошло успешно. И вместо Исмаила Господь повелел принести в жертву барана[23]. В Священном Коране это приводится так:
«И достиг он того возраста, когда мог помогать [отцу]. Сказал (Авраам): «Сынок, я, поистине, видел во сне, что произвожу над тобою заклание (приношу тебя в жертву Богу), что ты думаешь об этом?» [Сын] ответил: «Папочка, делай то, что тебе велено. Если будет на то воля Божья, ты найдешь меня из числа терпеливых [я постараюсь сделать все от меня зависящее]. Когда они оба согласились [со столь трагично разворачивающимися обстоятельствами] и он (отец) положил его (сына) на землю, на бок [дабы принести в жертву Богу, перерезав шейные артерии… В самый последний момент] Мы [говорит Господь миров] обратились к нему издалека: «Ибрахим (Авраам)! Ты подтвердил правдивость своего сна! [Спокойно отнесся к неминуемому, сделал от тебя зависящее, и Мы разрешили все твои проблемы.] Таким образом [устранением проблем, разрешением неразрешимого и поднятием человека на качественно новый уровень] Мы, поистине, воздаем совершающим добро (благодеяния; делающим свое дело превосходно, отлично). Поистине, это [произошедшее с вами, Авраам и Исмаил, непростое событие] — явное испытание [успешное прохождение через которое облагородило вас и открыло новые возможности]». (Св. Коран, 37:102–106).
Кстати, именно вышеприведенное событие положило начало мусульманской традиции заклания жертвенного животного на праздник Курбан-байрам.
У пророка Ибрахима рождается второй сын — Исхак
Через некоторое время у пророка Ибрахима родился второй сын, которого назвали Исхаком. Его рождение было удивительным явлением, поскольку родился он от бесплодной престарелой Сарры. О предстоящем рождении Исхака пророк Ибрахим и его жена были возвещены от ангелов в облике людей, которые по приказу Всевышнего направлялись к народу пророка Лута, чтобы уничтожить их за распутство и безбожие. По пути к этому народу ангелы, приняв образ обычных людей, зашли в гости в дом пророка Ибрахима и возвестили его и Сарру о предстоящем рождении Исхака. Когда те услышали об этой вести, то были очень удивлены, поскольку пребывали уже в очень преклонном возрасте. Однако ангелы дали знать, что рождение Исхака — повеление Бога, а потому нет смысла подвергать это сомнению. Также ангелы сообщили пророку, что направляются к народу Лута, чтобы уничтожить их, от чего пророк Ибрахим был сильно опечален[24]. Об этом подробно рассказано в Св. Коран, 11:69–73.
Кем по вероисповеданию был Ибрахим
В Священном Коране сказано: «Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином, а был идущим по верному пути и покорным Аллаху (Богу, Господу) (мусульманином). И [совершенно точно, что] он не был язычником [как это некоторые осмеливаются утверждать]» (Св. Коран, 3:67).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 156.
[2] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 157.
[3] Там же. С. 158.
[4] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 157.
[5] Там же. С. 159.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1033, хадис № 3350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 639, хадис № 4769 и пояснение к нему.
[7] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 161.
[8] Оба варианта упоминаются комментаторами.
[9] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 161–166.
[10] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 166.
[11] Там же. С. 167.
[12] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1385, хадис № 4563; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 10. С. 289, хадис № 4563 и пояснение к нему.
[13] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 167, 168.
[14] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 171–173.
[15] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 173.
[16] Там же. С. 174.
[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1034, хадис № 3358; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 8. С. 478, хадис № 3358 и пояснение к нему.
[18] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 180.
[19] См.: Св. Коран, 17:37.
[20] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1036, хадис № 3364 (начало); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 8. С. 488, хадис № 3364 (начало) и пояснение к нему.
[21] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1036, хадис № 3364 (продолжение); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 8. С. 488, хадис № 3364 (продолжение) и пояснение к нему.
[22] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1036, хадис № 3364 (продолжение); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 8. С. 488, хадис № 3364 (продолжение) и пояснение к нему.
[23] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 190–192.
[24] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 197, 198.