Это вторая часть большого богословского материала о тавассуле. Читайте первую часть в статье «Тавассуль (васийля)» на нашем сайте umma.ru.
У саляфитов имеется следующее определение тавассуля: это то, посредством чего приближаются к чему-то. И истинным приближением к Аллаху (Богу, Господу) они считают аль-‘ильм (знание, приобщение себя к знаниям) и аль-‘ибада (поклонение).
Допустимый (машру‘), по мнению саляфитов, тавассуль бывает трех видов:
1. Тавассуль посредством имен Господа и Его качеств, характеристик.
Например, говоря: «О Тот, Кто милостивей всех милостивых, помилуй меня!».
В Коране сказано:
«У Аллаха (у Бога) есть прекрасные имена, и вы можете обращаться к Нему, используя их (обращайтесь же к Нему, используя их). Оставьте (покиньте, пройдите мимо) тех, кто [преднамеренно] совершает что-то неверное (греховное) касательно Его имен [говоря, например, что множество имен указывает на множество богов]. [Не сомневайтесь и не беспокойтесь] им [этим духовно нищим и неразумным людям] сполна воздастся за то, что они делали [против святости Творца]» (Св. Коран, 7:180).
2. Тавассуль посредством покорности Богу и совершения благодеяний.
Например, говоря: «Господи, молю тебя посредством веры моей и покорности тебе, прости меня!».
В Коране сказано:
«[Напомни, Мухаммад, времена] когда Ибрахим (Авраам) вместе с Исмаилом (Измаилом) выстраивали основание (и возводили стены) Дома (Каабы), моля: «Господи, прими это от нас [благим поступком и действием, приближающим нас к Тебе]. Поистине, Ты все слышишь и все знаешь. Господи, пожелай, чтобы мы были покорны Тебе, и пусть же среди наших потомков будет нация (народ), покорная Тебе; научи нас действиям (обрядам) хаджа (паломничества), прости нас, ведь Ты все можешь простить и безгранично Милостив» (Св. Коран, 2:127, 128).
*
«Они [набожные] молят: «Господи, мы уверовали, прости нам наши прегрешения и защити от мучений в Аду» (Св. Коран, 3:16).
3. Тавассуль посредством мольбы-ду‘а тех верующих и праведников, чья мольба с высокой вероятностью может быть принята Богом.
В Коране сказано:
«[Дети Я‘куба] воскликнули: «Отец, попроси Господа, чтобы Он простил наши грехи! Мы, воистину, признаем, что совершили ошибку (согрешили)». Он ответил: «В последующем я попрошу у Господа за вас прощения. Ведь Он — Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 12:97, 98).
*
«Если Мы [говорит Господь миров] ранее и ниспосылали пророков, то с тем, чтобы к ним прислушивались (чтобы были покорны им) с Нашего позволения (повеления). И если они притеснят самих себя [совершенными грехами, отступлениями, отстранениями], а затем придут к тебе [Мухаммад] и попросят прощения у Аллаха (Бога, Господа) [раскаются в своей неискренности и душевной неопределенности], а также если ты, Посланник, помолишься за них, то они найдут во Всевышнем Того, Кто простит их и помилует» (Св. Коран, 4:64).
Однажды пророк Мухаммад упомянул о том, что в Судный День будет особая группа людей (70 000 человек), которые войдут в Рай без отчета (без спроса, без суда Божьего). Сподвижник по имени ‘Уккеша, услышав эти слова, попросил: «О посланник Божий! Помолись Аллаху (Богу, Господу), чтобы я оказался одним из них». Пророк взмолился: «Господи, сделай его одним из них!»[1]
Имеется также тавассуль, который, по мнению саляфитов, канонически не допустим (гайру машру‘). И он двух видов:
1. Тавассуль язычников, многобожников посредством идолов.
В Коране сказано:
«Внемлите! Никто иной, помимо Аллаха (Бога), не заслуживает поклонения. [Господь принимает лишь искренне совершенное пред Ним Одним, без обожествления чего-либо иного.] Те же, кто взял себе в покровители кого-то помимо Него, [говорят:] «Мы поклоняемся им лишь с одной целью: дабы приблизили они нас к Аллаху (Богу), помогли снискать Его благосклонность (милость)». Воистину, [в Судный День] Господь рассудит их во всех спорных вопросах (разрешит их разногласия). Поистине, Аллах (Бог, Господь) не наставляет на верный путь [не благословляет всякого] лживого и неблагодарного» (Св. Коран, 39:3).
2. Тавассуль посредством тех действий, которые не соответствуют Корану и Сунне.
Если нет прямого и достоверного аргумента в пользу допустимости, то это недопустимо.
Читайте продолжение в статье «Мнение суфиев о тавассуле».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 116, хадис № 369–(216).