Пророк Адам

Адам (араб. آدم) – первый человек на земле и праотец всего человечества. Кроме этого, Адам является первым Божьим пророком на земле, которому были ниспосланы священные свитки. В Священном Коране Адам в разных контекстах упоминается 25 раз (см. подборку аятов смотрите в Указателе Корана).

Какова история сотворения Адама?

Перед тем как Всевышний сотворил Адама, Он возвестил об этом ангелам, сообщив им, что тот будет наместником на земле, от которого возьмет свое начало весь человеческий род. Ангелы, узнав об этом, были в недоумении и сильном удивлении. Ангелы по своей природе всегда покорны Всевышнему и никогда не возражают Ему, но, несмотря на это, поспешили задать Всевышнему вопрос о необходимости сотворения человека на земле, поскольку им хотелось понять мудрость этого. Они удивились: для чего нужно творить человека, ведь, если он будет так же, как и они поклоняться Всевышнему и восхвалять Его, то ведь они уже выполняют эту обязанность, совершая ее без устали днем и ночью?[1] На этот счет в Священном Коране сказано следующее:

«Они воскликнули [в недоумении, имея некоторые сведения из Хранимой Скрижали о том, какого нрава будут люди]: «[Господь, позволь молвить] Ты хочешь поселить там тех, кто начнет портить (разлагать, развращать, сеять раздор) и проливать кровь?! Мы же возвеличиваем Тебя с благодарностью и связываем с Тобою лишь святость. [Если есть мы, ангелы, покорные Тебе и безгрешные по природе своей, зачем нужен этот грешный человек?!]» (Св. Коран, 2:30).

Богословские предположения о том, что именно ввело ангелов в недоумение, побудившее их задать вопрос Всевышнему о необходимости сотворения человека:

  • Им было известно о том, что джинны, ранее населявшие землю, проливали на ней кровь и совершали разные мерзкие поступки, отчего были изгнаны оттуда.
  • Им было внушено самим Всевышним задать подобный вопрос для того, чтобы Божественная мудрость, заложенная в сотворение человека, стала более очевидной.
  • Им было известно из Хранимой Скрижали о том, какого нрава будут люди и что им будет свойственно проливать кровь на земле и чинить зло на ней[2].

Каким образом Всевышний развеял недоумение ангелов, связанное с грядущим сотворением Адама?

Всевышний развеял их недоумение, сказав, что в сотворении человека есть много мудрости, о которой им пока что не дано знать. Как известно, на протяжении всей истории человечества среди людей всегда имелись такие праведные рабы Всевышнего, как пророки, посланники, мученики за веру и просто набожные люди. Этот факт уже является достаточным в пользу небессмысленного сотворения Адама на земле[3]. В Священном Коране ответ Всевышнего ангелам звучит так:

«Он (Господь миров) ответил: «Я знаю то, чего не знаете вы» (Св. Коран, 2:30).

Причина высокого и почетного положения Адама перед Всевышним по сравнению с остальными Его творениями

Главная причина заключается в том, что Всевышний научил его названиям всякой земной вещи, о чем не было известно даже ангелам, хотя они и являются близкими и самыми покорными рабами Творца. В Священном Коране сказано так:

«И научил Он Адама всем именам [названиям всего земного], затем показал это ангелам и спросил: «Скажите Мне названия этого, если вы правдивы [обо всем осведомлены, уверены, что нет смысла в сотворении человека и предоставлении ему столь важной миссии]» (Св. Коран, 2:31).

Подтверждением вышесказанного служит также достоверное изречение пророка Мухаммада, переданное со слов Анаса ибн Малика, в котором говорится:

«В День Суда верующие соберутся и [видя воочию весь ужас этого Дня] скажут: «Как бы нам найти того, кто заступится за нас пред Господом? [С этой целью] они придут к [пророку] Адаму и скажут [ему]: «Ты – отец человечества. Аллах (Бог, Господь) сотворил тебя собственноручно[4] [без участия отца и матери], приказал ангелам поклониться тебе, а также научил тебя названиям всех вещей! Заступись же за нас перед Господом твоим, чтобы нам стало легче здесь!» [На эту просьбу] он ответит: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». Он упомянет свой грех и проявит скромность: «Отправляйтесь к Ною. Он первый на земле посланник [Бога] к людям [а я был лишь пророком]».

Придут к нему, а он (Ной) скажет: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». Он вспомнит о том вопросе, который задал Богу, не имея на то знания [неуместно задав его], проявит скромность и скажет: «Идите к другу Всемилостивого [Господа, к пророку Аврааму]».

Придут к нему, а он ответит: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». И добавит: «Идите к Моисею. Он раб Божий, с которым говорил [Сам] Аллах (Бог, Господь) и которому дал Тору».

Пойдут к нему, а он скажет: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». И упомянет бесправное убийство человека [которое когда-то совершил], проявит скромность пред Господом. Но скажет: «Отправляйтесь к Иисусу, рабу Божьему и посланнику, кто был Словом Божьим и Его духом[5]«. [Но на просьбу о заступничестве] он (Иисус) скажет: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]. Отправляйтесь к Мухаммаду. Он раб Божий, которому были прощены все прошлые и будущие грехи».

И вот они придут ко мне [продолжает свое повествование пророк Мухаммад]. Я удалюсь, чтобы попросить у Господа разрешения и получить его. Представ пред Ним (увидев Его) [притом что Бог не ограничен ни местом, ни временем, нематериален], я совершу земной поклон и останусь в нем, пока будет на то воля Божья. И скажут: «Подними голову. Проси — и будет дано тебе. Говори — и будешь услышан. Заступайся — и твое заступничество будет принято». Я подниму голову. Восхвалю (поблагодарю) Бога теми словами, которым Он меня научит. И после начну заступаться [за попросивших меня об этом]. Мне будет поставлено ограничение [на количество людей и их качества, степень греха], и я поспособствую их входу в Рай. После я вернусь к Нему [Богу, Господу миров] и снова, увидев Его, в подобной [ранее упомянутой последовательности] заступлюсь [но теперь уже за более грешных]. Мне [предоставится такая возможность, но снова] будет поставлено ограничение [на количество людей, их качества, степень греха], и я поспособствую их входу в Рай. Так же произойдет в третий и в четвертый раз. [Людям со все более тяжкими грехами я помогу получить Божье прощение и войти в Рай.] В итоге в Аду останутся лишь те, кого «ограничил» Коран, и они в Аду навечно [то есть относительно них имеется прямой и однозначный коранический текст о вечном пребывании в Аду]»[6].

Какова была реакция ангелов после того, как Всевышний поведал им о главной причине высокого и почетного положения Адама?

Узнав об этом, ангелы сразу же признали почетное положение Адама, о чем свидетельствуют следующие аяты Священного Корана:

«Они ответили: «Свят Ты, о Господи! Если мы и знаем о чем-то, то лишь о том, о чем Ты нам дал знание. Воистину, только Ты являешься Всезнающим и безгранично Мудрым. Сказал Он: «Адам! Перечисли им имена!» Когда он их объявил, Он [Господь миров] продолжил: «Разве не говорил Я вам о том, что знаю неведомое на небесах и земле, знаю то, что вы делаете явно, и то, что скрываете?!» (Св. Коран, 2:32, 33).

О приказе Всевышнего ангелам совершить перед Адамом земной поклон, выражающий дань почтения перед ним

После того как Всевышний поведал ангелам о главной причине высокого и почетного положения Адама, Он приказал им поклониться перед ним, отдавая тем самым дань уважения ему. Это еще больше доказывает, что Адам, поистине, занимает высокое и почетное положение среди всех творений Всевышнего, в том числе и перед ангелами[7]. В Священном Коране это приводится так:

«И сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму! [Отдайте ему дань уважения как новому, доселе не существовавшему творению Господа Бога]». Поклонились все, кроме [джинна] Иблиса (Сатаны), он воспротивился (отказался) [имея свободу выбора, в отличие от ангелов], посчитал себя важным (возгордился) и стал одним из безбожников [отвергнувших дары Бога и проявивших непокорность Ему]» (Св. Коран, 2:34).

Почему Иблис (Дьявол) отказался выполнить повеление Всевышнего поклониться Адаму

Основная причина этого кроется в гордыне и высокомерии Иблиса, поскольку, будучи сотворенным из огня, он посчитал себя лучше Адама, сотворенного всего лишь из глины. Таким образом, Иблис сделал о себе вывод, что достоин большего почета и уважения, чем Адам. Это даже несмотря на то, что Всевышний приказал всем ангелам, в том числе и Иблису, признать почтенное положение Адама над всеми другими творениями. В действительности же, если глубоко поразмыслить, можно сделать вывод, что глина приносит намного больше пользы и блага людям, чем огонь. При этом глина практически безвредна, чего нельзя сказать об огне. Поэтому заключения Иблиса о превосходстве огня над глиной – явно ошибочные[8]. В Священном Коране отказ Иблиса звучит так:

«Сказал [Господь миров]: «Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил собственными руками [самолично, по Своей Божественной воле]?! Ты возгордился, посчитал себя выше этого?! [Дьявол] ответил: «Я лучше, чем он. Ведь Ты [Боже] сотворил меня [изначально] из огня, а его (человека) — [всего лишь] из глины!» (Св. Коран, 38:75, 76).

Подтверждением тому, что Иблис был сотворен именно из огня, служит также изречение пророка Мухаммада, переданное со слов ‘Аиши, его супруги, в котором говорится: «Ангелы сотворены [Богом изначально] из света, джинны – из чистого пламени огня[9], а Адам – из того, что описано вам [в Коране][10]«[11].

Какова истинная сущность Иблиса (Дьявола)

Иблис был из числа джиннов, которые когда-то населяли землю, а когда начали вершить на ней разного рода дурные поступки, то ангелы, по приказу Всевышнего, некоторых из них уничтожили, некоторых прогнали, а Иблиса забрали с собой на небеса. Там он находился до тех пор, пока Всевышний не проклял его за отказ поклониться Адаму[12].

О том, как Иблису была предоставлена отсрочка до Судного Дня

После того, как Иблис возгордился и отказался поклониться Адаму, а Всевышний проклял его и изгнал, он попросил Господа о предоставлении отсрочки до Судного Дня. Его просьба, по воле и мудрости Всевышнего, была удовлетворена, поскольку это соответствовало сути бытия людей, главная цель которого – испытания и проверка на прочность. Получив одобрение на свою просьбу, Иблис поклялся Всевышнему в том, что будет обольщать людей и сводить их с истинного пути, кроме самых искренних и преданных. На это Всевышний ответил, что тех из них, кто последует за ним, будут ждать вечные муки Ада[13]. В Священном Коране об этом говорится так:

«[Заслужив Божье проклятье своим неуместным умозаключением о превосходстве и проявлением гордыни, Сатана] попросил: «Господи, дай мне отсрочку [возможность свободно жить и не умирать] до Дня Воскрешения [людей и джиннов]. [Ему] был ответ: «Тебе, воистину, дана такая возможность до определенного Дня [до Конца Света]. [Дьявол, получив отсрочку] воскликнул: «Клянусь величием Твоим! Я обольщу их всех до единого (всех буду вводить в заблуждение) [ссорить по мелким и никчемным вопросам; эмоционально возбуждать, чтобы разрушать их цели и задачи; вводить в состояние растерянности, потерянности; лишу их смысла жизни], (буду прельщать, обольщать, соблазнять) [всеми правдами и неправдами поведу по пути греха и преступлений, легкомыслия и беспечности]. Кроме тех, кто окажется искренен пред Тобою (кого благословишь Ты на искренность) [Господи, поможешь ему, дабы был и оставался тверд в вере; кто не поддастся на мои увещевания]. Сказал [Господь миров: «Это] истина [так оно и будет]! И говорю Я истину: непременно, тобою [Сатана] и теми, кто последует за тобой, всеми вами Я наполню Ад» (Св. Коран, 38:79-85).

О сотворении Евы (Хавы), супруги Адама

Всевышний сотворил человеческую сущность, как и сущность многих других живых существ, нуждающейся в подобной себе паре. Поэтому Всевышний не оставил Адама пребывать в райской обители в одиночестве, а сотворил для него пару, коей стала женщина, которую, по преданию, звали Ева (Хава). Одна из главных целей сотворения Евы Всевышним заключалась в том, чтобы Адам находил в ней утешение и благодаря ей не оставался в одиночестве. Согласно аятам Священного Корана и некоторым изречениям пророка Мухаммада, она была сотворена из плоти Адама[14]. Так, например, в одном из аятов на этот счет сказано:

«О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного, но при этом умея полно, ярко жить], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (Св. Коран, 4:1).

По поводу сотворения Евы приводятся следующие изречения пророка Мухаммада: «Воистину, женщина подобна ребру[15]! Если пожелаешь выровнять, то сломаешь[16], а оставив такой, какая она есть, сможешь наслаждаться семейной жизнью, учитывая ее кривизну»[17]; «Хорошо обходитесь с женщинами (возьмите на себя такое обязательство, как завет)! Ведь, поистине, женщины сотворены [образно говоря] из ребра[18]. А наибольшая кривизна ребра — в его верхней части[19]! Если захочешь выровнять, сломаешь. Не тронешь, останется как есть. Хорошо обходитесь с женщинами!»[20].

Находясь в Раю, Адаму и Еве было разрешено без ограничений пользоваться благами этой обители и питаться там любыми плодами, за исключением плодов запретного дерева. Однако Иблис, используя свою хитрость, склонил Адама и Еву к тому, чтобы они отведали плодов запретного дерева, после чего были изгнаны из райской обители и спущены на землю[21]. Об этом в Священном Коране говорится так:

«Мы сказали Адаму: «Живи вместе с супругой в Раю, питайтесь райскими благами без ограничений, где пожелаете [все для вас съедобно, вкусно, легкодоступно], но не приближайтесь к этому дереву [не троньте его], иначе станете грешниками. Сатана [нашептывая] заставил их оступиться (ошибиться) касательно того [запретного плода] и вывел из состояния и места, в котором они находились. Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] сказали: «Опускайтесь [на землю и помните, что] вы являетесь врагами друг для друга. [Сатана, Дьявол — враг человека навечно.] Земля для вас — место временного пребывания, где вы найдете все необходимое для вашей жизнедеятельности» (Св. Коран, 2:35, 36).

Как Иблис обхитрил Адама и Еву и склонил их отведать плодов запретного дерева

Иблис нашептал им, что если они отведают плодов запретного дерева, то останутся навечно в райской обители и будут наслаждаться ею[22]. В Священном Коране об этом сказано так:

«[Дьявол был полон желания отомстить, накликая на себя очередные неприятности, но и участвуя тем самым в глубоком замысле Бога.] Шепотом (на уровне души) он сказал Адаму: «Послушай, хочешь, я покажу тебе дерево вечности и власти, которая не возымеет конца (ты станешь бесконечно богатым) [лишь вкусив плод с него]?» (Св. Коран, 20:120).

Богословские предположения о том, в каком именно Раю пребывали Адам и Ева до изгнания оттуда

  • По мнению большинства ученых-богословов, это был тот же Рай, в который войдут верующие люди. Такое предположение они сделали, исходя из того, что в аяте не содержится какого-либо уточнения, но имеется обобщенное указание на Рай, а говоря о Рае, как правило, подразумевается Рай в вечной обители.
  • По мнению других, это был некий временный Рай на земле, созданный специально для Адама и Евы. Поскольку, по их мнению, в этом Раю имелось ограничение, связанное с запретным деревом, а также ввиду того, что Иблис имел возможность входить в него[23].

О раскаянии Адама и Евы в совершенном ослушании перед Всевышним

После того как Адам и Ева поняли всю серьезность своего ослушания, они сразу же поспешили раскаяться перед Всевышним. Признав свою ошибку и желая вернуться обратно к покорности перед Ним, они взмолились Ему о прощении и помиловании. В Священном Коране об этом сказано так:

«Они [Адам и Ева] взмолились: «Господи, мы согрешили! Если Ты не простишь нас и не помилуешь, тогда — пропащие мы, погибнем» (Св. Коран, 7:23).

Тут важно отметить, что, согласно некоторым богословским предположениям, вышеприведенную мольбу о прощении Адам и Ева получили от самого Всевышнего, поскольку самостоятельно о подобной мольбе знать не могли[24]. Именно так, по мнению богословов, следует понимать нижеследующий аят:

«Адам получил от Господа слова [молитвы, взмолился о прощении вместе с Евой] и был прощен [и оба были прощены]. Воистину, Он — Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 2:37).

Вышесказанное также подтверждается другим аятом, в котором сказано:

«Затем [после того, как Адам осознал свой проступок и раскаялся вместе с Евой] Господь избрал его [приблизил], простил [как и ее] и наставил на верный путь [повторно, укрепив пророка в непогрешимости]» (Св. Коран, 20:122).

О том, как Адам и Ева были спущены из райской обители на землю

После того как Адам и Ева ослушались своего Господа, они были спущены из райской обители на землю. Там они оказались в совершенно иных условиях, в которых им теперь предстояло жить. В Священном Коране на этот счет сказано так:

«[Господь простил их и] сказал: «Спускайтесь [на землю, отныне] вы являетесь врагами друг для друга. [Сатана, Дьявол — враг человека навечно.] Земля для вас — место временного пребывания, где будет все необходимое для вашей жизнедеятельности» (Св. Коран, 7:24).

Об изгнании Адама и Евы упоминается и в некоторых изречениях пророка Мухаммада. Так, например, в одном из его изречений, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается: «Лучший день, над которым восходит солнце, – пятница. В этот день был сотворен [прародитель человечества пророк] Адам. В этот [же] день [недели] он был введен в Рай. И в этот [же] день он был выведен из него. Час [всеобщее Воскрешение из мертвых после Конца Света] наступит именно в пятницу»[25].

О споре, который состоялся между пророком Мусой и Адамом

«[Однажды во вневременном пространстве] Муса (Моисей) поспорил с Адамом. Муса сказал: «Ты тот, кто своим грехом вывел людей [все человечество] из Рая и [тем самым] сделал его несчастным». На это Адам ответил: «Муса (Моисей)! Ты тот, кого Аллах (Бог, Господь) избрал [из всех людей твоей эпохи], сделав пророком Своим, и с кем говорил напрямую [без посредничества ангела]! Как ты можешь упрекать меня в том, что было определено для меня Богом [еще] до моего сотворения?». Затем пророк Мухаммад продолжил, сказав: «Таким образом Адам одержал верх в споре с Мусой (Моисеем)»[26]. Есть вещи, которых не избежать, но ты отвечаешь лишь за собственный выбор[27]. И если он оказался неверным или даже греховным, ты, пока жив, можешь раскаяться пред Богом и все исправить[28]. Не оправдывайся перед людьми, а раскаивайся и в корне, поэтапно преображайся пред Творцом!

История о двух сыновьях Адама

В Священном Коране имеется аят, в котором повествуется о двух сыновьях Адама. Одного из них звали Кабиль (Каин), а другого Хабиль (Авель). Сыновья Адама сделали пожертвование во имя Всевышнего, однако у Хабиля оно было принято, а у Кабиля нет. Это, согласно аяту, вызвало сильный гнев и зависть у Кабиля, что побудило его совершить грех. Тем самым он стал первым человеком на земле, который совершил преступление[29].

В Священном Коране об этом говорится так:

«Расскажи [о Мухаммад] им [людям] историю о двух сыновьях [праотца человечества] Адама с истиной [вестью от Бога, которая правдива и назидательна]. Принесли они [Кабиль и Хабиль (Каин и Авель)] пожертвование [во имя Бога: Хабиль (Авель) — лучшего из своего стада барана, а Кабиль (Каин) — немного колосьев пшеницы со своего поля, но принес то, что похуже]. От одного [от Хабиля (Авеля)] пожертвование было принято, а от другого — нет. [Кабиль (Каин) возмутился, и проснулась в нем зависть к брату. Тогда он выждал подходящий момент, когда их отец Адам удалился, и] воскликнул [в адрес Хабиля (Авеля)]: «Я убью тебя!» Тот ответил: «Аллах (Бог, Господь) принимает лишь от набожных (Св. Коран, 5:27).

Более подробное богословское предположение о том, что именно заставило Кабиля совершить убийство своего родного брата

Самой распространенной версией является следующая. У первой пары, Адама и Евы, рождались двойняшки разных полов — мальчик и девочка, которые, по указанию Всевышнего, женились (выходили замуж) на тех, кто рождался после них — опять же двойняшки, мальчик и девочка. Когда пришло время женить Кабиля и Хабиля, Адам собирался поступить именно таким образом, однако Кабиль отказался следовать этому указанию Всевышнего и не желал брать в жены сестру-двойняшку Хабиля, а желал жениться только на своей сестре-двойняшке, поскольку она была намного красивее и привлекательнее. Все попытки Адама отговорить Кабиля завершились безуспешно. Поэтому Адам предложил разрешить спор посредством жертвоприношения. Сыновья согласились на такое предложение, и Кабиль принес в жертву лишь небольшое количество колосьев пшеницы, а Хабиль – одного самого лучшего барана из своего стада. Их жертвоприношение завершилось тем, что у Хабиля оно было принято, а у Кабиля нет. Это ввело Кабиля в еще большую ярость, отчего он произнес: «Я убью тебя, Хабиль, и не дам тебе взять в жены мою сестру!»[30].

Реакция Хабиля на угрозу Кабиля о расправе над ним

Хабиль был благонравным и богобоязненным человеком. Он хорошо понимал, что, отвечая злом на зло, ситуация только усугубится. Об этом в Священном Коране сказано так:

«[Клянусь] если ты протянешь руку, чтобы убить меня, я не протяну свою для убийства тебя. Воистину, я боюсь Аллаха (Бога), Господа миров. [Если убьешь меня, тогда] вернешься ты [к Богу] с моим и со своим грехом [с грехом убийства меня и всеми своими прежними грехами], а в итоге станешь одним из обитателей Ада. Это [адская обитель] — участь тиранов [притеснителей, очевидных злодеев и грешников]» (Св. Коран, 5:28, 29).

Решительный отказ Хабиля от подобной же реакции на угрозу Кабиля, как это приводится в вышеприведенном аяте, по мнению ученых-богословов, может объясняться также тем, что он хорошо понимал, что ответить подобным обернется тяжелой ответственностью перед Всевышним в День Суда. Это подтверждается изречением пророка Мухаммада, в котором сказано: «Если два мусульманина встретятся мечами (направят оружие друг против друга), то они оба [после Конца Света и Судного Дня] окажутся в Аду». Сподвижники уточнили: «С убийцей понятно, а как же тот, кого убили?!» — «Поистине, он [также] хотел убить другого [просто не смог этого осуществить]», — ответил посланник Божий[31].

О том, как ворон показал Кабилю, что нужно делать с трупом

Убив Хабиля, Кабиль не знал, что делать с его телом. Так продолжалось до тех пор, пока по воле Всевышнего на его глазах не подрались два ворона. В ходе этой драки один из них одержал верх над другим, убив его. После этого ворон, одержавший верх, стал выкапывать яму в земле, в которою затолкнул убитого ворона, и таким образом совершил своего рода погребение. Увидев это, Кабиль понял, что с телом убитого брата он должен поступить точно так же[32]. В Священном Коране сказано:

«Побудила (заставила) [придав смелости] душа его [Кабиля (Каина)] к убийству [родного] брата, и он убил его, а наутро стал потерявшим все [мирское спокойствие и удовлетворение, а также вечное благополучие. Он был растерян, не зная, что делать с бездыханным телом].

Аллах (Бог, Господь) отправил ворона, который стал копать в земле [раскапывать клювом и когтями могилу для своего мертвого сородича-ворона], для того чтобы показать ему [Кабилю (Каину)], как похоронить (скрыть) тело брата.

[Кабиль (Каин), увидев ворона] воскликнул: «О горе мне, разве я не могу быть как этот ворон [не мог раньше додуматься до этого] и закопать (скрыть) тело брата?!» Наутро он стал опечаленным [как и любой другой грешник: сегодня совершает грех, не думая о последствиях, а назавтра жалеет о содеянном. Но Кабиля (Каина) больше печалил не поступок (ведь он не раскаялся в содеянном), а отсутствие чувства удовлетворения от совершенного и то, что тело брата ему пришлось нести очень долго на себе, не ведая о том, что с ним делать, пока не встретился ему на пути ворон]» (Св. Коран, 5:30, 31).

Важно отметить, что греховность поступка Кабиля, убившего родного брата, настолько велика, что грех за подобное деяние записывается ему и по нынешний день. Это подтверждается изречением пророка Мухаммада: «Грех бесправного убиения человека ложится не только на самого убийцу [в «объеме» подобном тому, как если бы убил он все человечество], но и на того, кто явился родоначальником данного [страшного] преступления, — одного из двух сыновей прародителя Адама. Ведь именно он ввел в практику данную сунну (проложил тропу этому злодеянию)[33]«[34].

Согласно разным преданиям, Адам прожил долгую жизнь, оставив после себя большое количество потомков. Говорится, что он еще при жизни застал многих своих внуков и правнуков, а также их детей. Среди его сыновей были и те, кому он передал свои пророческие знания. Они в свою очередь стали продолжателями его пророческой миссии на земле[35].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 22.

[2] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 22.

[3] Там же. С. 22, 23.

[4] «Сказал [Господь миров]: «Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил собственными руками [самолично, по Своей Божественной воле]?! Ты возгордился, посчитал себя выше этого?!» [Дьявол] ответил: «Я лучше, чем он. Ведь Ты [Боже] сотворил меня [изначально] из огня, а его (человека) — [всего лишь] из глины!» (Св. Коран, 38:75, 76).

[5] «Нет сомнений в том, что Мессия, ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха (посланником Божьим) и Словом Его, ниспосланным Марьям (Марии), Духом от Него [Господа миров]» (см. Св. Коран, 4:171); «И [вспомни Марию], которая сохранила свое целомудрие (девственность). Мы вдохнули в нее Духом Нашим [ангелом Джабраилом (Гавриилом)] и сделали ее саму, а также ее сына знамением для всех миров [ведь Иисус стал единственным за всю историю человечества, который родился, не имея отца, причем в какой бы ни было форме — ни человеческого, ни Божественного]» (Св. Коран, 21:91).

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1350, хадис № 4476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 202, хадис № 4476.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2053, хадис № 6565; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 509, хадис № 6565 и пояснение к нему.

[7] Там же. С. 24.

[8] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 25.

[9] «И сотворил [чудесным образом] джиннов [прародителей мира джиннов] из чистого пламени огня [высокой температуры, без дыма]» (Св. Коран, 55:15).

[10] «Мы сотворили человека [праотца человечества Адама] из глины, ровной (гладкой) грязи [преобразовав земляную глину]» (Св. Коран, 15:26); «Он [Господь миров, чудесным образом] сотворил человека [прародителей человечества] из гончарной (белой) глины, подобно гончарному изделию (глиняной посуде)» (Св. Коран, 55:14).

[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1199, хадис № 60–(2996).

[12] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 26.

[13] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 26, 27.

[14] Там же. С. 29.

[15] У мужчин также имеется некая природная «изогнутость» характера, так как Адам и Ева были сотворены Господом миров из одной квинтэссенции. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 315.

В Священном Коране сказано: «О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного, но при этом умея полно, ярко жить], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Творца, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] большое количество мужчин и женщин» (см. Св. Коран, 4:1).

«Он Тот, Кто сотворил вас из одной души [из одной квинтэссенции] и сотворил из нее ей пару [то есть человечество началось, по воле Господа, с сотворения Адама и Евы], чтобы было им вместе спокойнее (уютнее, чтобы было к кому испытывать симпатию, чувствовать влечение; любить; делиться сокровенным, находить утешение, разделять радость)» (см. Св. Коран, 7:189).

[16] В одном из достоверных хадисов поясняется: «Если начнешь [упорно] выравнивать ее, то сломаешь. Ломание ее — это развод с нею». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 59–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадис № 59–(1468); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадис № 2111, «сахих».

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 65–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 65–(1468); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 370, хадис № 1191, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 216, хадис № 2799.

Также см.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадисы № 59–(1468) и № 60–(1468); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 668, 669; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 314, хадис № 5186; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадисы № 2111 и 2112, оба «сахих».

[18] Именно образно говоря, а не фактически. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 232, пояснение к хадису № 1/275.

[19] В комментариях к хадису приводится мнение, что здесь подразумевается ее язык (сплетни, клевета, ложь и т. п.). См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 454, пояснение к хадису № 3331.

Хотя отмечу, что в век Интернета и соцсетей мужчины в этом не особо отличаются от женщин.

[20] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5186.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1024, хадис № 3331.

[21] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 29, 30.

[22] Там же. С. 35.

[23] Там же. С. 30, 31.

[24] Там же. С. 42.

[25] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 331, хадис № 18–(854).

[26] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1476, № 4738; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 624, пояснение к хадису № 6614.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2068, № 6614; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063, хадис № 2652.

[27] «[Под влиянием сладостных и убедительно звучащих речей Дьявола Адам на некоторое время позабыл наставление Творца.] Они оба [Адам и Ева] вкусили [запретный плод], и вдруг [неожиданно и на удивление] их постыдные места оголились [они стали абсолютно голыми], после чего [стыдясь] начали прикрывать свою наготу райскими листьями. [Пусть даже по забывчивости, но] Адам проявил непокорность Богу и [на короткий период] сбился с пути [по нашептыванию своего очевидного врага и ненавистника]» (Св. Коран, 20:121).

[28] «Затем [после того, как Адам осознал свой проступок и раскаялся вместе с Евой] Господь избрал его [приблизил], простил [как и ее] и наставил на верный путь [повторно, укрепив пророка в непогрешимости]» (Св. Коран, 20:122); «Адам получил от Господа слова [молитвы, взмолился о прощении вместе с Евой] и был прощен [и оба были прощены]. Воистину, Он — Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 2:37).

[29] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 66.

[30] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 66, 67.

[31] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2215, хадис № 7083; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 39, хадис № 7083 и пояснение к нему.

[32] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 69, 70.

[33] В Коране это описывается так: «Принесли они [Кабиль и Хабиль (Каин и Авель)] пожертвование [во имя Бога: Хабиль (Авель) — лучшего из своего стада барана, а Кабиль (Каин) — немного колосьев пшеницы со своего поля, но принес то, что похуже]. От одного [от Хабиля (Авеля)] пожертвование было принято, а от другого — нет. [Кабиль (Каин) возмутился, и проснулась в нем зависть к брату. Тогда он выждал подходящий момент, когда их отец Адам удалился, и] воскликнул [в адрес Хабиля (Авеля)]: «Я убью тебя!» Тот ответил: «Аллах (Бог, Господь) принимает лишь от набожных.

[Клянусь] если ты протянешь руку, чтобы убить меня, я не протяну свою для убийства тебя. Воистину, я боюсь Аллаха (Бога), Господа миров. [Если убьешь меня, тогда] вернешься ты [к Богу] с моим и со своим грехом [с грехом убийства меня и всеми своими прежними грехами], а в итоге станешь одним из обитателей Ада. Это [адская обитель] — участь тиранов [притеснителей, очевидных злодеев и грешников]».

Побудила (заставила) [придав смелости] душа его [Кабиля (Каина)] к убийству [родного] брата, и он убил его, а наутро стал потерявшим все [мирское спокойствие и удовлетворение, а также вечное благополучие. Он был растерян, не зная, что делать с бездыханным телом].

Аллах (Бог, Господь) отправил ворона, который стал копать в земле [раскапывать клювом и когтями могилу для своего мертвого сородича-ворона], для того чтобы показать ему [Кабилю (Каину)], как похоронить (скрыть) тело брата.

[Кабиль (Каин), увидев ворона] воскликнул: «О горе мне, разве я не могу быть как этот ворон [не мог раньше додуматься до этого] и закопать (скрыть) тело брата?!» Наутро он стал опечаленным [как и любой другой грешник: сегодня совершает грех, не думая о последствиях, а назавтра жалеет о содеянном. Но Кабиля (Каина) больше печалил не поступок (ведь он не раскаялся в содеянном), а отсутствие чувства удовлетворения от совершенного и то, что тело брата ему пришлось нести очень долго на себе, не ведая о том, что с ним делать, пока не встретился ему на пути ворон]» (см. Св. Коран, 5:27–31).

[34] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2286, хадис № 7321; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 448 и 455, хадис № 3335; Т. 15. С. 234 и 238, хадис № 6867; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 109, хадис № 42.

[35] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами'ый, 1988. С. 78, 79.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1