Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Преодолей препятствия на пути к Богу

00:00

00:00

Аллах. С точки зрения арабского языка слово состоит из двух частей: определенного артикля «аль» и слова «иляхун» (божество).

Этим словом обознач­аемо понимание Бога – Он определен, и Он один. Мы веруем в Него, поклоняемся Ему и совершаем наши многочисленные дела и поступки пред Ним, Господом миров. Он дал нам жизнь, и к Нему возвращение. У мусульман нет «своего, особенного бога». Бог, Господь миров, для всех людей, ангелов и джиннов Один. Он всем дал жизнь и заложил глубокий смысл в сотворение каждого. Причем этот смысл не ограничен земным, тленным, а имеет продолжение в вечном, бесконечном.

Следует понять, что, начиная от момента появления людей на планете Земля и вплоть до Конца Света, если бы ни один из них не уверовал в Бога, то Он, Господь миров, никак не пострадал бы от этого. Аллах (Бог, Господь) не нуждается в вере кого-либо из Своих творений. Это они, творения, нуждаются в Нем и поклонении Ему.

В Коране сказано:

«Есть люди, которые начинают спорить о Боге [поднимать теологические, сугубо религиозные темы], не имея соответствующих знаний и следуя при этом за всяким восставшим (наглым, нахальным, невоспитанным, вызывающе себя ведущим) дьяволом [будь то джинн, нашептывающий в душу и сливающий все помои в разум своему подопечному, или человек, «обоснованно» записавший себя в категорию всезнающих шейхов]. Так установилось, что идущие за подобными сбиваемы с праведного пути и ведомы верной дорогой в Ад (в огонь Преисподней)» (Св. Коран, 22:3, 4).

Вот уже более тысячи лет в мусульманской богословской среде периодически появляются проповедники и их последователи, которые считают, что обладают «особыми знаниями об Аллахе (о Боге)»[1]. Их «особо правильные» убеждения происходят из трактовок аятов и хадисов их духовных учителей. Пусть они следуют своим «особым» знаниям о Боге, но у них нет никакого права облачать себя в мантию «единственно правильных и ведомых Аллахом». Настоятельно рекомендую сторониться такого рода религиозных течений, сколь бы непоколебимой ни казалась их обосновательная база. Уйдя в эти дебри, люди в итоге либо теряют голову (психика не выдерживает), либо веру, устав убеждать себя и других в сакральности «особых» знаний своего шейха и разочаровавшись в нем.

Ислам — это не длиннобородые шейхи и устазы в восточных облачениях, это не сложная религиозная философия, это не знание для особо просвещенных… Нет!

Это тысячи аятов (слов Бога в заключительном священном Писании, Коране) и тысячи хадисов (слов и действий пророка Мухаммада), которые каждому из нас следует изучать на протяжении всей жизни, теорию переводить в практику, которая делает нас в итоге умнее, сильнее, набожнее и богаче во всех отношениях. И изучать, читая именно богословские переводы смыслов Корана и Сунны. Для правильного и уместного понимания нам следует советоваться с имамами, муфтиями, богословами, слушая их выступления, читая их книги. А подходит та или иная трактовка нам или не подходит – в этом помощником должно быть наше здоровое сердце и просвещенный разум[2], а не фанатичное следование кем-то сформулированным догмам.

В Коране сказано:

«Это — оповещение людей (информирование их), чтобы извлекли для себя соответствующую практическую пользу (были осторожны и предусмотрительны). Чтобы знали и помнили — Бог Один» (см. Св. Коран, 14:52);

*

«Знай же [и не забывай], что нет бога (божества), кроме Аллаха (Бога, Господа) [Который Один и Един для всех]. Проси [у Него] прощение за грехи свои» (см. Св. Коран, 47:19).

Единственность и непостижимость Бога человеческим рассудком – первый и главный постулат веры мусульманина и мусульманки.

Мы, люди, независимо от национальности и культуры, с рождения предрасположены к вере в Бога. В хадисе-кудси[3] пророк Мухаммад передает следующие слова Господа миров: «Поистине, Я [говорит Господь] сотворил всех людей предрасположенными к вере [в Меня, Бога]. Но дьяволы[4] [своими соблазнительными нашептываниями и ухищрениями побуждающие людей к греху] пришли к ним (людям) и увели [в сторону] от религии[5]. Запретили им (людям) то, что Я разрешил [то есть начали уводить в сторону различного рода экзотических верований и практик с выдуманными ограничениями]. Они побудили их поклоняться тому, что не имеет власти [убедили обожествлять то, что по сути не является Богом, а есть плод их фантазии и воображения]»[6].

В Коране о вере в Бога сказано:

«Неужели они [думают, что сами собой] сотворились [на планете Земля], вот так из ничего [ни с того ни с сего вдруг появились]?! Или они сами творцы [сами себя сотворили]?! Или они сотворили небеса и землю?! Нет же [проблема в том, что] они не убежденны [категорично не желают уверовать и искренне поверить в правдивость того, о чем говорит посланник Божий, ведь только в этом случае все сомнения, пустые философствования исчезнут и постепенно появится четкое понимание земного и вечного]» (Св. Коран, 52:35, 36);

*

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) держит небеса и землю так, чтобы они не исчезали (не прекращали своего существования). Если они прекратят свое существование [если механизм существования небес и земли будет нарушен Богом либо оставлен без соответствующего внимания и контроля], никто не сможет удержать их после Него. Он, поистине, необычайно Терпелив [а потому не наказывает людей сразу] и Всепрощающ [поэтому земля и небеса еще существуют, не исчезают и не разрушаются из-за грехов людских]» (Св. Коран, 35:41);

*

«Неужели человек [прожил века] прожил большой отрезок времени?! [Неужели сын человеческий прожил так много лет, у него столь многовековой опыт, что он может быть до такой степени уверенным в вопросах веры-безверия и так нагло себя вести?!] [Но ведь не так давно] он был ничем, о нем никто не знал (не вспоминал)!» (Св. Коран, 76:1);

*

«Скажи: «Аллах (Бог)!» [Именно Господь миров на протяжении человеческой истории давал людям важные духовные, интеллектуальные или научные знания, причем как в устной форме, так и в письменной, через пророков и посланников.] А затем [после краткого и ясного ответа] покинь их, играющих в беседах со своими убеждениями (погружающихся в пучину своих частных размышлений)» (см. Св. Коран, 6:91).

Тот, кто делает первые шаги в вопросах веры и религиозной практики, намерен открыть перед собою новые прекрасные перспективы земного и вечного, не должен ходить окольными путями и искусственно затруднять себе путь к познанию Бога! Например, начинающему практиковать религию важно знать, что есть явно запретные Богом вещи: обожествление кого- или чего-либо помимо Бога[7], убийство человека[8], непослушание родителям (ослушание)[9] [в разумных пределах], алкоголь (наркотики)[10], прелюбодеяние[11], гадание. Также начинающему важно знать, что есть шесть столпов веры:

  1. Вера в Бога, Господа миров.
  2. Вера в ангелов, которые не имеют пола и во всем покорны Богу.
  3. Вера в Священные Писания.
  4. Вера в пророков и посланников Творца.
  5. Вера в Судный День.
  6. Вера в то, что все изначально известно Богу и определено.

И есть пять столпов религиозной практики:

  1. Проговаривание свидетельства, что нет Бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад — Его раб[12] и посланник[13].
  2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы.
  3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан.
  4. Выплата закята.
  5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы один раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей.

Отношение к столпам религиозной практики, как и к очевидно запретным вещам должно быть в контексте слов пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «То, что повелел я вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей; вынужденные ситуации включают послабления], а то, что запретил [все то, что относится к явно запретному], — оставьте, удалитесь от него [и без компромиссов]»[14].

И пусть никто ни на просторах Интернета, ни в какой-либо мечети, медресе не усложняет вам путь к довольству Бога вами, загоняя вас в рамки убеждений того или иного проповедника либо течения. Ислам дает человеку свободу, высвобождает его потенциал через обязательность пред Богом и людьми, через дисциплину в богоугодном, через самоотверженный труд во благо свое и других, через строгое сторонение того, что очевидным образом запрещено (когда имеется прямой, а не додуманный кем-то запрет). В контексте этого советуем прослушать две лекции:

*

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Последние десятилетия ярким примером является жесткое (до записывания друг друга в списки обитателей Ада) противостояние между саляфитами и хабашитами. Рекомендую сторониться и тех, и других.

[2] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Аль-бирр (праведность) — это все то, к чему душа твоя, сердце относятся спокойно. А вот грех — это все то, что вызывает смятение в душе и колебания (сомнения) в груди. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)». Св. х. Ахмада и ад-Дарими. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 432, хадис № 4/591, «хасан».

[3] Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

[4] Дьявол (Сатана, Иблис, Шайтан) — умнейший джинн, за свои познания вознесенный милостью Бога до уровня ангелов и вошедший в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно. Джинны — незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами, живущие в параллельном мире. Джинны несравнимы с людьми по силе, мощи, скоростям и возможностям. Они видят людей, а люди их — нет. Однако они, как и люди, рождаются, умирают и будут воскрешены для Суда пред Богом за свои деяния, после чего — Ад или Рай. Среди них есть верующие и неверующие в Единого и Единственного Творца, есть среди них также, по предположению некоторых мусульманских ученых, представители разных вероисповеданий и убеждений, представители иудейской традиции, христианской, мусульманской, языческой, а также безбожники и др. Неверующие джинны являются помощниками Сатаны, который за непокорность и гордыню был проклят Богом, после чего все свое существование посвятил тому, чтобы сводить людей с верного пути.

[5] Напомню, что у любого человека есть право выбора. С рождения он предрасположен к вере в Бога, однако внешнее воздействие и влияние может внести серьезные корректировки в то, как сложится жизнь и к чему в итоге в перспективе земной и вечной приведет человека. Различных внешних воздействий-ветров много, но они не забирают у человека право выбора, а лишь по его личной воле и решению могут вносить корректировки. В этом и есть суть земного экзамена.

[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1148, хадис № 63–(2865). Здесь приведен завершенный по смыслу фрагмент данного хадиса.

[7] «Воистину, Аллах (Бог, Господь) не простит многобожия [если человек так и умер с ним, вовремя не раскаявшись], а все остальное Он может простить тем, кому пожелает. Кто возносит на уровень Бога кого-либо еще, тот сильно отклонился от верного пути [необычайно далеко ушел от истины]» (Св. Коран, 4:116).

[8] «Кто убьет душу не за душу и не за преступление [кто совершит подобный тяжкий грех, наказанием за который предусмотрена смертная казнь], тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. [Убив кого-либо, на следующее утро человек просыпается уже не человеком в полном смысле этого слова, а — убийцей]» (см. Св. Коран, 5:32).

[9] Это, конечно же, должно пониматься в границах норм морали, благочестия. Если, например, родитель побуждает ребенка совершить нечто очевидно скверное и аморальное (хулиганство, например, или употребление спиртного), то ребенок, безусловно, не должен слушаться.

[10] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное (алкоголь) [все, что опьяняет, одурманивает человеческий разум] и его плату [покупать его или продавать]». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3485, «сахих».

[11] «И [даже] не приближайтесь к совершению прелюбодеяния! Поистине, это развратно и является плохим путем [ведущим прямиком в Ад]» (см. Св. Коран, 17:32).

[12] Употребленное словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь человек не поклоняется, не преклоняется перед положением, достатком, своим «Я», обманывая других и стараясь всеми правдами и неправдами удовлетворить свою животную ненасытность. Он, раб Божий, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

[13] Первый шаг религиозной практики мусульманина (мусульманки) — проговаривание слов «ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах» («я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Божий»), согласившись с их смыслом душой и разумом. Наличие свидетелей для данной процедуры, совершаемой в первую очередь пред Богом, необязательно.

[14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 4. С. 84; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 529, хадис № 412–(1337); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 139, 140, хадис № 2/1273 и пояснение к нему. Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 19, хадис № 1, «сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 14; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 473.

Вера

Запреты

Акыда

Аллах

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic