Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Аль-исра’ и аль-ми‘радж (Сира 62)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

По мнению части мусульманских ученых, чудесное событие, подтверждающее истинность пророческой миссии Мухаммада, — ночное путешествие Пророка из Мекки в Иерусалим и вознесение его на седьмое небо произошло именно в месяце Раджаб, в ночь с 26-го на 27-й день. Хотя надо отметить, что абсолютно точного определения даты нет. Существуют различные мнения относительно ночи, месяца и года вознесения Пророка.

Перелистывая страницы истории жизни нашего Пророка ﷺ, мы видим, что этому особому событию предшествует тяжелый период, когда могучие ветра ненависти, лжи, неприязни, выдуманных обвинений стоят преградой на пути распространения Божественного света среди людей. Одним из последних испытаний на пути призыва было то, что племя Сакыф изгнало Пророка из своего города Таифа, и чтобы войти в Запретный город Мекку, Пророку пришлось прибегнуть к защите многобожника. Эта униженность перед людьми заставила его воззвать к Всевышнему, Который не оставил его мольбу без ответа. Чтобы внушить успокоение и подчеркнуть Свою милость, простертую над ним и его сподвижниками, Всевышний уготовил для него столь величественную небесную прогулку. Событие аль-Исра’ ва аль-Ми‘радж произошло посередине пророческой миссии, длившейся 23 года, став лекарством от тягот прошлого и заложив семена успеха в будущем.

Итак, в соответствии с Божественным замыслом: «Воистину, с тяжестью — легкость. Поистине, с тяжестью — легкость» (Св. Коран, 94:5, 6) в этот тяжелый период Господь дарует Пророку Божественное чудо: находясь в состоянии между сном и явью, в сопровождении ангела Джабраила (Гавриила), Пророк ﷺ был перенесен душою и телом из Мекки в Иерусалим, где, встав во главе молитвы-намаза, помолился вместе со всеми пророками и посланниками Творца, бывшими до него и уже многие века назад ушедшими из земной жизни.

В честь этого удивительного события названа 17-я сура Священного Корана «аль-Исра’», начинающаяся словами:

«Свят Тот, Кто перенес Своего раба, чтобы показать ему некоторые из знамений Наших, из Заповедной мечети (аль-Масджид аль-Харам) в мечеть Отдаленную (аль-Масджид аль-Акса), окрестности которой Мы благословили. Он [Всевышний] Слышащий, Видящий» (Св. Коран, 17:1).

Следовательно, кто не верит в то, что это событие имело место, по мнению мусульманских ученых, впадает в неверие, так как отрицает прямой текст Корана.

Что касается вознесения Пророка ﷺ, то оно описывается в 53-й суре «ан-Наджм»:

«[Не сомневайтесь, не спорьте, он на самом деле видел его таковым дважды.] Поистине, он [пророк Мухаммад] видел его [ангела в натуральном облике] при другом схождении (прибытии; во второй раз) [когда Пророк, находясь во вневременном пространстве, был перенесен из Мекки в Иерусалим, а после вознесен выше Седьмого неба]. [Видел ангела Джабраила во второй раз] у запредельной черты (у крайнего предела) [за которую не ступает нога кого бы то ни было, даже ангела]. Возле нее — [прекрасный] сад [небесной] обители [куда поднимаются ангелы и души праведников, пребывающие в ожидании Конца Света и Дня Воскрешения, когда воссоединятся (как и все остальные) на огромной площади Суда с восстановленными из праха телами]. И закрывало (прикрывало) тогда запредельную черту (крайний предел) то, что закрывало [из особых созданий, сотворенных Господом и доподлинно известных лишь Ему]. Взор не уклонился [не ушел ни вправо, ни влево] и не перешел [определенной для него] границы [был сосредоточен на том, что должен был увидеть]. Действительно, он [Мухаммад] видел [на том запредельном уровне] величайшие знамения Господа своего» (Св. Коран, 53:13–18).

Также есть множество достоверных хадисов, подтверждающих истинность и неоспоримость этих двух великих путешествий.

После перенесения Пророк ﷺ был вознесен на небеса, преодолел вместе с ангелом Джабраилом (Гавриилом) все семь небес. Аллах посадил его с ангелом Джабраилом (Гавриилом) на ангельское животное Бурак и пронес, словно молнию, через небеса.

Когда они поднялись к нижнему небу, Джабраил (Гавриил) попросил открыть для Пророка ﷺ врата этого неба, и ему их открыли. Там он увидел отца людей Адама и приветствовал его. Адам ответил на его приветствие и признал его пророчество, а потом Аллах показал Пророку души шахидов, стоявших справа от Адама, и души грешников, которые стояли слева.

После Джабраил (Гавриил) вознесся с ним ко второму небу и попросил открыть для него врата. Здесь Пророк увидел Яхью ибн Закарийю и ‘Ису ибн Марьям. Встретившись с ними, он поприветствовал их, они ответили на приветствие и признали его пророчество.

Затем Джабраил (Гавриил) вознесся с Пророком к третьему небу, где он увидел Юсуфа (Иосифа), а после приветствия получил признание пророчества.

Потом Джабраил (Гавриил) вознесся с ним к четвертому небу, где Мухаммад увидел Идриса, который также признал его пророчество.

После совместного вознесения к пятому небу Пророк свиделся с Харуном ибн ‘Имраном, который также поприветствовал его и признал его пророчество.

На шестом небе Пророк ﷺ встретился с Мусой ибн ‘Имраном, приветствовавшим его и тоже признавшим пророчество.

Когда же Пророк ﷺ покидал Мусу (Моисея), последний заплакал. Его спросили: «Что заставляет тебя плакать?» Он сказал: «Я плачу потому, что в Рай войдет больше людей из общины человека, посланного после меня, чем из моей общины».

Последним было седьмое небо, где произошла встреча с Ибрахимом (Авраамом), который приветствовал Мухаммада и признал его пророчество.

Проведя через все уровни, Аллах показал Свое Божественное Господство, и, дав увидеть пребывающих на небесах каждого из пророков, являющихся его братьями, довел до самой высшей точки — «сидратуль-мунтаха», где не существует понятия пространства и времени, после чего Мухаммаду был показан Небесный Храм (аль-Байт аль-Ма‘мур), где ежедневно совершают молитвы по семьдесят тысяч ангелов, которые до Конца Света больше никогда туда не вернутся. Аллах удостоил его встречи и беседы с Собой, показал все Свои прекрасные имена, проявляющиеся в Его творениях, а также Свое абсолютное господство на каждом из уровней небес.

***

История вознесения демонстрирует узы братства между всеми пророками, что является одной из основ Ислама.

«Уверовал Пророк [Мухаммад] в [истинность и правдивость того], что было ниспослано ему от Господа [а это и Священное Писание, и пророческие откровения, и сама посланническая миссия], и верующие [также уверовали]. Все [кто способен был уверовать] уверовали в Бога [Единственного Творца, Господа миров], в Его ангелов, Его Писания [Тору, Евангелие, Коран и все то, что было ниспослано от Всевышнего на протяжении человеческой истории] и посланников Божьих. Мы не разделяем меж посланниками. [С точки зрения Ислама нет плохих и хороших, признанных и непризнанных посланников.] И сказали они (верующие): «Мы услышали [Божественные назидания, переданные через Пророка] и покорились. Просим Тебя простить наши прегрешения, о Господи, ведь к Тебе возвращение. [После Конца Света все мы будем воскрешены и вернемся, предстанем пред Тобой для ответа за свои деяния на площади Суда]» (Св. Коран, 2:285).

Взаимные приветствия пророка Мухаммада и его предшественников укрепляют эту связь. На каждом из небес Аллах поселил кого-то из Своих посланников, которые встречали заключительного из их числа словами: «Приветствуем праведного брата». Разногласия, которые якобы существуют между пророками, являются вымыслом сошедших с праведного пути либо торговцев религией.

Мухаммад ﷺ показал, что он послан завершить строение, возведением которого были заняты его предшественники. Он ﷺ говорил: «Я и пророки, которые были до меня [моя и их Божественные миссии], — это подобие возводимого изящного и великолепного здания. Строительство практически завершено, осталось только положить последний кирпич в одной из частей здания. Люди обходят кругами это прекрасное сооружение и диву даются, сколь оно величественно. Но, замечая, что остался последний штрих для полного завершения, восклицают: «О, если бы установили недостающий кирпич!» Я и есть заключительный кирпич, это я — печать пророков [моей миссией завершается череда пророков и посланников Божьих]»[1].

***

В вышеприведенном аяте суры «аль-Исра» подчеркивается «Свят Тот, Кто перенес Своего раба, чтобы показать ему некоторые из знамений Наших» (Св. Коран, 17:1). Пророку были раскрыты многие знамения Всевышнего. Ему был показан Рай и Ад. Он видел стража Ада по имени Малик, который одним своим видом вселял чувство страха. На лице этого стража никогда не отражается ни улыбка, ни радость. Ему были представлены формы наказаний за разные грехи. К примеру, он увидел людей, у которых губы были подобны губам верблюдов, а во рты им бросали куски огня, которые выходили у них сзади. Таково было наказание тем, кто бесправно поедал имущество сирот. Также ему были показаны ростовщики. У них были огромные животы, из-за которых они не могли сдвинуться с места, и когда людей из числа приспешников Фараона вели к огню, они проходили по ним, топча их. И он увидел прелюбодеев, перед которыми находится хорошая пища, а рядом — плохая и зловонная, и они поглощали плохую зловонную, а к хорошей и не прикасались. И он видел подвешенных за соски женщин, которые приносили мужьям рожденных не от них детей. Он увидел людей, которые огненными ножницами отрезают себе губы. Пророк спросил у Джабраила (Гавриила): «Кто эти люди?» Тот ответил: «Это проповедники из твоей уммы, которые призывали людей к благому, но забывали себя». Он увидел наказание тех, кто наговаривал на других, сплетничал и злословил. Они рассекали железными ногтями свои лица, которые вновь восстанавливались, и они опять их рвали[2].

Он видел в Раю четыре реки, две из которых были видимыми, а две — скрытыми[3]. И двумя видимыми были Нил и Евфрат, что означало следующее: его послание получит распространение в плодородных долинах Нила и Евфрата, а их обитатели будут исповедовать Ислам поколение за поколением.

С увиденным связано известное изречение посланника Аллаха ﷺ: «Если б вы знали (а в некоторых версиях приводится: видели) то, что знаю я, то мало смеялись бы и много плакали»[4].

Всевышний в этом удивительном путешествии раскрыл перед Пророком многие истины, показал знамения. Ведь с видением воочию
не могут сравниться никакие сообщения. После того как знание опирается на увиденное воочию, убежденность приобретает такую прочность и непоколебимость, что ее ничто не может сломить. Пророк был готов переносить на пути Всевышнего то, что было не под силу никому другому. Все силы мира представлялись ему чем-то ничтожным наподобие укуса комара, и до последней минуты своей жизни он нисколько не обращал внимания на обрушивающиеся на него испытания и мучения. В его сознании был лишь приказ Аллаха:

«Поклоняйся Господу своему, будь стоек на своем пути до тех пор, пока не придет к тебе смерть» (Св. Коран, 15:99).

***

Когда увидел он своими глазами неведомое, но известное со слов пророков и из текстов Священных Писаний, его вернули на прежнее место, которое еще не успело остыть от тепла его благословенного тела.

После всего свершившегося Посланник, выйдя к своим соплеменникам, сообщил о тех величайших знамениях, которые показал ему Всемогущий и Великий Аллах, рассказав им об увиденном и пережитом. Представьте, каково было тогда убедить людей во всем этом: ночном перенесении в Иерусалим и вознесении на небеса? И это в тот исторический период, когда основным средством передвижения были лошадь и верблюд! Нам, спустя 14 веков, живущим в эпоху космических кораблей, легко понять возможность перелетов с одного конца земли на другой за считанные часы, а тогда… Для человеческого сознания тех лет произошедшее с Посланником ﷺ было за гранью фантастики и поверить сразу было непросто, очень непросто. Здесь необходима была вера, причем непоколебимая вера и убежденность в безграничном величии и могуществе Всевышнего Аллаха.

Посланник, осознавая ожидаемую реакцию и восприятие своего народа, несмотря на просьбы близких не рассказывать о случившемся, утаивать увиденное и не думал. Ведь его вера достигла максимальной вершины. Всевышний Аллах провел его через три уровня убежденности. Первый уровень сформирован достоверными знаниями, второй — увиденным воочию, третий — убеждениями, основанными на непосредственном восприятии. В течение более чем десяти лет Пророк получал Божественные послания через ангела Джабраила (Гавриила). Бесспорно, что его вера и на тот момент была непоколебима, но, в то же время, она опиралась лишь на полученные познания: о Всевышнем, о Его качествах, о пророках, о существовании Рая и Ада. Во время же перенесения и вознесения Всевышний даровал Своему любимцу возможность все это лицезреть. В Иерусалиме за его спиной совершали молитву все пророки, затем на каждом из семи небесных сводов он встречался с предыдущими посланниками, которые засвидетельствовали его пророчество. Затем ему был показан Рай и Ад. Пришлось увидеть и жуткие формы наказаний для грешников. Наиболее же великой милостью было то, что сквозь несколько световых завес он мог любоваться Безмерной Красотой Создателя.

Люди, услышав рассказ Посланника, принялись обвинять его во лжи и наносить всевозможные обиды. Не уверовавшие во Всевышнего еще больше утвердились в своем неверии, а слабые в вере — впали в сомнения. Они решили разоблачить его, потребовав описать храм в Иерусалиме. Мол, если то, что ты утверждаешь, правда, если ты на самом деле был перенесен на столь большое расстояние и совершал молитву во главе всех пророков, то ты должен был видеть храм и можешь его описать. Хотя, если поразмыслить, путешествие было ночью, причем было настолько насыщено неординарными событиями, что у человека вряд ли было бы желание или возможность рассматривать убранство храма, чтобы рассказать о нем другим. Но и здесь Всевышний не оставляет Своего любимца без помощи. Аллах представил храм перед Пророком, и он деталь за деталью начал его описывать. Ничего из услышанного мекканцы не смогли опровергнуть или оспорить[5].

Сегодня в XXI веке, веке новых технологий, сверхскоростных самолетов, всевозможных носителей информации, камер и телевизоров, представить себе и само перенесение из Мекки в Иерусалим, и вознесение на небеса, и тот факт, что Всевышний Аллах представил будто на экране сам храм, не составляет больших усилий. Что еще раз подтверждает, что посланники через те чудеса и сверхъестественные вещи, что даровал им Всевышний, указывали будущим поколениям горизонты их открытий и достижений.

Также Посланник сообщил мекканцам об их возвращавшемся караване, и о том, когда он прибудет, и об убежавшем одном верблюде, шедшем первым. Люди спешно устремились к вратам Мекки в ожидании каравана, и все действительно было именно так, как рассказал посланник Аллаха. Однако это лишь усилило их враждебность, они отвергали все, кроме своего неверия.

Сообщается, что, услышав слова Пророка, мекканцы поспешили к его ближайшему другу и сподвижнику, Абу Бакру, надеясь вселить сомнения в его сердце. Они обратились к нему так: «Абу Бакр, знаешь ли ты об утверждениях твоего друга, что якобы ночью он был перенесен из Мекки в Иерусалим, а потом вознесен аж на небеса?!» Абу Бакр переспросил: «Это говорит Мухаммад?» Услышав положительный ответ, он произнес: «Если так говорит Пророк, то это — истина. Я верю в большее, в то, что к нему нисходят послания от Самого Господа миров». Как известно, именно после данного подтверждения за Абу Бакром закрепилось прозвище «сыддик», что означает «правдивейший» [6].

***

Будучи вознесенным на самую высокую ступень, недосягаемую даже для ангелов, пророк Мухаммад ﷺ вернулся с особым неземным подарком — обязанностью совершать ежедневную пятикратную молитву. Все Божественные предписания были установлены на земле, лишь обязательство выполнения молитвы было вменено людям на небесах.

При этом вознесении Могущественный Аллах сначала вменил в обязанность совершение пятидесяти молитв ежедневно. По возвращении назад, проходя мимо Мусы (Моисея), Пророк ﷺ услышал его вопрос: «Что тебе велено?», на что получил ответ: «Совершать пятьдесят молитв». Муса (Моисей) произнес: «Поистине, твоя умма не сможет сделать этого, возвращайся же к Господу и проси Его об облегчении для твоей общины». Тут Пророк ﷺ повернулся к Джабраилу (Гавриилу), как бы спрашивая его совета, и Джабраил (Гавриил) сделал ему знак, означавший: «Да, если желаешь», после чего Джабраил (Гавриил) вознесся с ним к Всевышнему Аллаху. И Аллах уменьшил количество обязательных молитв на десять, после чего, спустившись, Пророк ﷺ пришел к Мусе (Моисею) и сообщил ему о велении Аллаха. Муса (Моисей) снова ему посоветовал: «Возвращайся к твоему Господу и еще раз попроси об облегчении». Пророк ﷺ продолжал вознесение ко Всемогущему Аллаху и возвращение к Мусе (Моисею) до тех пор, пока Аллах не велел ему совершать пять молитв. И хотя Муса (Моисей) снова советовал ему вернуться и попросить об облегчении, Пророк ﷺ произнес: «Я стыжусь Господа моего и подчиняюсь Ему». Был услышан призыв: «Неизменны Мои слова. В действии — пять молитв, но в награде — пятьдесят».[7]

Наверное, любой, услышав о благодетельном, щедром правителе, поспешил бы узнать и понять, что же вызовет его довольство и снисхождение. Так вот, посланник Аллаха после этого загадочного путешествия вернулся к людям именно с тем, что вызывает довольство Того, в Ком все живое бесконечно нуждается, Чьих бесчисленных даров они удостоены, под Чьим управлением находится все сущее и по сравнению с Чьей красотой и совершенством все мирские красоты и совершенства являются лишь слабой тенью.

Молитва — это ми‘радж (вознесение) верующего. Ежедневно в молитве каждый может духом вознестись ко Всевышнему. Ведь вставая на молитву и на какие-то мгновения отрешаясь от мирской суеты, ты трепетно взываешь к тому, Кто ближе к тебе, чем ты сам к себе, ты просишь Щедрейшего из щедрых, ты вступаешь в диалог с Властелином всего и вся. В этом диалоге речь Всевышнего — в мире сверхчувственной реальности. Это подтверждают слова Господа, переданные пророком Мухаммадом: «Я разделил молитву между Мною и рабом Моим на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лиль-ляхи раббиль-алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), скажу: «Благодарит Меня раб Мой». Когда скажет: «Ар-рахманир-рахим» («Милость Которого вечна и безгранична»), скажу: «Восхваляет Меня раб Мой». Когда скажет: «Малики яумид-дин» («Владыке Судного Дня»), скажу: «Прославляет Меня раб Мой». Когда скажет: «Иййяке набуду ва иййякя настаин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), скажу: «Это между Мною и рабом Моим. Рабу Моему то, что он просит». Когда скажет: «Ихдинас-сыраталь-мустакым, сыратал-лязина анамта алейхим гайриль-магдуби алейхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые пребывают в заблуждении»), скажу: «Это — рабу Моему. И ему [дам] то, что он просит»[8].

В совершении молитвы раскрывается особая покорность Богу, заложенная в самой природе человека. Во все времена, и сегодняшний мир не исключение, каждый испытывает потребность верить в высшие силы, высший разум. Несмотря на далеко шагнувший прогресс, человеческая душа осознанно или на уровне глубинных импульсов, ощущает тоску по чему-то возвышенному, незримому и неведомому, иначе говоря, по своему Господу. Объяснение столь тесной связи находится в Священном Коране, где Сам Господь обращается к нам, говоря:

«…И Мы ближе к нему [знанием Своим и осведомленностью, а также близостью к нему Наших ангелов-писарей], чем шейная артерия» (Св. Коран, 50:16).

Так и вера, поселившаяся в сердце человека, представляет собой средоточие естественной чистоты, помогает человеку всегда помнить, к Кому он должен обращать молитвы и воздавать слова благодарности. Пять молитв — это перенос в сверхчувственную реальность и диалог со Всевидящим и Всеслышащим Творцом небес и земли. Говоря современным языком, это своего рода медитация, позволяющая отрешиться на несколько мгновений от мира и восполнить иссякшие в бесконечной суете душевные силы.

Молитва в состоянии возносить людей каждый раз, когда их охватывают страсти и мирские прелести. Но стоит отметить, молитвы, которые Аллах вменил в обязанность, — это не те, что совершает большая часть людей сегодня. Признаком правдивости в молитве является то, что она защищает человека от низменных поступкови заставляет почувствовать стыд от следования им. «Воистину, молитва запрещает скверное, непристойное» (Св. Коран, 29:45). Если молитва не поднимает на этот уровень, то она лживая. Молитва призвана очищать подобно тому, как упоминается в Сунне Пророка. Однако она является таковой для живого человека, не для того, кто духовно уже умер.

Ученые не перестают удивляться тому, каким потенциалом обладают, казалось бы, привычные для человека верующего ритуалы: будь то омовение, упорядоченная последовательность ежедневных молитв, полезное для организма воздержание от воды и пищи во время поста, справедливость умения делиться частью имущества с бедными — все это расширяет грани человеческих возможностей и обнаруживает заложенные психические и физические ресурсы человека. Ограниченному же разуму непросто представить и осмыслить всю мудрость своего Создателя, но одно неизменно — верующий всегда и во всем полагается на Его всезнание и верит в то, что в них кроется нескончаемое благо.

***

Интересен тот факт, что в Священном Коране и Кааба, и Храм в Иерусалиме названы словом «масджид», то есть местом, где совершается земной поклон пред Властелином всего и вся, Всевышним Аллахом. А являлись ли эти два храма местом поклонения Единому и Единственному Создателю в период вознесения Пророка?

Чудо ночного путешествия произошло в мекканский период, тогда, когда Кааба была заполнена всевозможными идолами, пред которыми ежедневно приносились жертвы и совершались обряды поклонения. Что касается Храма в Иерусалиме, то он оставался одним из центров христианства аж до периода правления второго праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба.

Всевышний, Которому известно все о прошлом, настоящем и будущем, когда Посланник и его сподвижники подвергались гонениям, назвав эти два храма «масджидом», указал на то, что данный этап близится к завершению, настало время перехода духовного руководства от одной религиозной общины к другой, которая и должна стать источником праведности и благочестия.

Почему же вознесение не произошло из самой священной мечети в Мекке, а сперва Пророк был перенесен в Иерусалим, и лишь потом был вознесен на самую высшую точку — «сидратуль-мунтаха»?

Выбор посланников для передачи Божьих посланий в течение многих веков был ограничен сынами Исраиля — потомками Якуба (Якова). Иерусалим являлся местом Божественных откровений, откуда их свет распространялся на другие земли. Он был родным домом для избранного и любимого Всевышним народа, но люди, которым приходили откровения, принизили святость ниспосланного, нарушили небесные предписания и заслужили Божье проклятие. Тем самым они утратили право быть носителями завершающего пророчества к людям.

Низведение очередной пророческой миссии к Мухаммаду ﷺ явилось мировым смещением духовного правления от одной уммы к другой, от одного народа к другому, от потомков Исраиля к потомкам Исма‘ила — такова Воля Всевышнего. Последний Пророк, который был известен людям Писания и прихода которого они ждали, уна­следовал и понес учения Ибрахима, Исма‘ила, Исхака, Якуба и многих других пророков и посланников. Он встал на путь распространения пророческих учений и объединил человечество вокруг них. Воссоединив будущее, настоящее и прошлое, он объединил их в одной истине, в едином Послании. И признаком того, что прошлое воссоединилось с настоящим, а все прошлые послания заключают в себе одну истину, стало то, что мечеть аль-Акса явилась третьей святыней в Исламе, и то, что Посланник был сперва перенесен из Мекки в Иерусалим, а затем вознесен на небеса.

В вознесении именно из Иерусалима проявлено почтение и уважение к пророкам и тем учениям, которые они несли в прошлые эпохи. В этом путешествии Аллах соберет прежних посланников Божественного Света на земле, чтобы состоялась встреча с носителем завершающей пророческой миссии к людям. Поистине, одни пророчества подтверждают другие, предшествующие подтверждают те, которые придут позже.

«И когда взял Аллах обязательство с пророков: «Если вам будет дано Писание и мудрость, а после придет [новый, очередной] посланник, подтверждающий то, что у вас [что было передано ранее с предшествующими пророками], то вы обязаны поверить ему и непременно помочь». Он [Господь миров] спросил: «Согласны ли вы и берете ли на себя такое обязательство?» Они ответили: «Мы согласны». Сказал Он: «Будьте же свидетелями, и Я с вами из числа свидетелей» (Св. Коран, 3:81).

Из достоверной Сунны известно, что пророк Мухаммад ﷺ вместе со всеми совершил два ракяата молитвы в Масжид аль-Акса, которая несет по сей день особую святость и является местом притяжения миллионов людей со всего мира. И то, что Мухаммад стоял во главе пророков, будучи имамом, является подтверждением того, что принесенное им есть завершающее слово Всевышнего Творца ко всему человечеству. Через Мухаммада оно обрело завершенность, которую подготавливали те праведные мужи, пророки и посланники, которые были прежде.

***

В ночь вознесения была закреплена наиглавнейшая отличительная особенность религии Ислам — естество, соответствие религии природе человека. В достоверном хадисе передаются слова посланника Всевышнего: «Затем мне принесли сосуд вина и сосуд молока. И я взял сосуд с молоком. Было сказано: «Это естество, которому будешь следовать ты и твоя умма»[9].

С одной стороны, вино — напиток, утративший свои естественные свойства в результате выдержки в течение какого-то отрезка времени и брожения, а с другой, молоко — предельно белое, естественное, свежее и полезное.

Чистота человеческого естества — есть суть религии Ислам. Священный Коран гласит:

«Направь свой лик в сторону религии, склоняясь [к верному, уходя от вредоносного]. Такова природа людей, установленная Творцом в них [стремиться к правильному, веровать в Единого и Всемогущего, беспокоиться не только о земном, но и о вечном]. И этого не изменить (не подменить) [все то, что помимо Единобожия, чуждо человеческой душе. К чуждому можно привыкнуть, но оно все равно не станет по-настоящему родным]. Это [Единобожие] — правильная религия. Однако же большая часть людей не знают [и не желают узнать, призадуматься].

[Будьте] возвращающимися к Господу [с покаянием и искренностью в делах]. Проявляйте набожность пред Ним [сторонясь запретного и выполняя по мере возможностей обязательное]. Выстаивайте [обязательную] молитву и не пополняйте ряды язычников [безбожников, атеистов]» (Св. Коран, 30:30, 31).

Невозможно себе представить, чтобы небесные врата открылись перед человеком с испорченным внутренним содержанием и загрубевшим сердцем.

От искаженного нутра исходит лишь негатив и скверна. Хотя порой оно сокрыто и замаскировано прельщающими цветами и яркими нарядами.

Однако существует и такое, когда некоторые люди намеренно ввергают себя в трудности, обременяясь суровыми обычаями и формами поклонения.

Многие из этих обременительных форм лишь затмевают блеск естества, омрачая его прелесть и красоту. Нет ничего более ненавистного перед Всевышним Аллахом, нежели искусственное создание этих оков и ограничений от имени религии и заключение людей в оковы вымышленных предписаний.

Мир, в котором мы живем, показывает, что, к сожалению, прежнее естество утрачивается, чернеет и обретает зловоние. Порой внутреннюю черноту пытаются сокрыть под внешними атрибутами, обольщающими образами. В современном мире святое, будь то восхваление Всевышнего, религиозные атрибуты, борода, стали использовать в иных целях. Эти, казалось бы, религиозные проявления кардинально расходятся с деяниями их носителей. Когда формы поклонения являются лишь завесой для ложного нутра, то поистине, такое фальшивое поклонение — ниже уровнем, чем даже порочные грехи.

Суть нутра человека, его внутренний и внешний мир определяют как его вечность, так и мирскую жизнь. Тому множество подтверждений в Священных Писаниях.

«[И повторяется это на протяжении веков, тысячелетий] подобно тому, что произошло с родом Фараона и теми, кто был до них: они не уверовали (не поверили) знамениям Аллаха (Бога) [которые проявлялись через пророка, избиравшегося Господом на каждом из исторических этапов, периодов]. И за свои грехи были наказаны Богом. Воистину, сила Творца безгранична, а наказание сурово.

И это [наказание за грехи] по той причине, что Всевышний не изменяет [степень] благоденствия людей [наличие, отсутствие либо уровень их мирского достатка, благополучия, счастья], пока они не изменят самих себя [усовершенствуются или деградируют]. [В лучшую ли сторону изменяется жизнь или в худшую, зависит от самого человека и полученных в результате усилий или его бездеятельности Божественных благословений.]

Всевышний все слышит и абсолютно обо всем знает» (Св. Коран, 8:52, 53).

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 4. С. 186, хадис № 3535.

[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 21. С. 158, хадис № 13515.

[3] Имеется в виду, что эти реки невидимы для живущих на земле.

[4] См.: Муснад Ахмад. Т. 15. С. 242, хадис № 9415.

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 83, хадис № 4710.

[6] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 2. С. 360.

[7] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 1. С. 240.

[8] См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 176 (раздел «Молитва» (китаб ас-саля), хадис № 17).

[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 52, хадис № 3887.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1