На очередном заседании Совета Улемов ДУМ РФ было вынесено правовое заключение (фетва)[1] относительно легитимности группировки, провозгласившей себя «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ)[2], в котором слово «исламское» явно лишнее. На этом заседании члены «Совета улемов», опираясь на Коран, Сунну, а также другие правовые источники, показали и доказали, что все действия ИГИЛ, начиная от создания группировки, призыва к переселению и кончая жестокостью и публичными казнями, противоречат Исламу.
Доводы, подтверждающие незаконность группировки ИГИЛ:
1. Приверженцы данной группировки, относящие себя к числу мусульман и якобы выступающие от имени Ислама, часто пытаются оправдать и обосновать свои агрессивные действия 9-й сурой Священного Корана «ат-Тауба» («Покаяние») и именно первыми шестью ее аятами, причем в узкой, выгодной для них интерпретации.
«Господь и Его посланник отрекаются от тех многобожников (язычников), с кем вы [мусульмане] заключили союз [мирный договор о ненападении, а они злостно нарушили его].
[Безбожники!] Странствуйте же по Земле четыре месяца [свободно, без опасений передвигайтесь] и знайте, что вы не ослабите Бога [ничего не сможете противопоставить Его воле; не уйдете, никуда не спрячетесь от Его наказания]. [Знайте] что Он опозорит безбожников [они получат сполна за бесстыдство и незнание границ порядочности].
И объявит Господь и Его посланник людям в день великого паломничества о том, что Господь отрекается от многобожников, а также Его посланник [отрекается от них]. Если вы покаетесь, то это — наилучшее для вас. Если же отвратитесь [от Господа], то знайте, что вы не ослабите Его [Божья кара рано или поздно настигнет вас]. «Обрадуй» же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием.
Кроме тех многобожников [эта жесткая реакция противодействия не относится к тем из числа язычников], с которыми вы заключили союз [а потому не смеете его нарушать], если они ни в чем пред вами его не нарушили и никому не помогали против вас. Доведите же до конца договор с ними [выполните все взятые на себя обязательства, ведь с их стороны не было ни вероломства, ни предательства]. Поистине, Всевышний любит богобоязненных [кто не на словах, а на деле сохраняет трепет пред Богом; кто придерживается данных им слов и обещаний].
И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников [нарушивших в одностороннем порядке заключенный с вами ранее договор о ненападении] там, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и ведите против них разведывательные маневры [дайте им серьезный отпор, соответствующий их подлому поступку]. А если покаются они, начнут совершать молитву и выплачивать закят (обязательную милостыню в пользу неимущих), то освободите им дорогу [более не трогайте их, оставьте]. Ведь Господь — Прощающий, Милостивый [и каждый, пока жив, может воспользоваться проявлением Божьей милости].
А если кто-то из многобожников (язычников) [людей иной культуры, веры] просит у тебя [у верующего] убежища [просит быть твоим соседом], то приюти его, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие [истины. Все люди разные, и каждый имеет право на свое мнение. Если ты открыл для себя что-то высокое, то постарайся без принуждения и назойливости поделиться этим с другим. Будь надежен, излучай безопасность, но если кто-то поступил по отношению к тебе или другим вероломно, он заслуживает достойного отпора в рамках местных канонов и законов]" (Св. Коран, 9:1–6).
Чтобы сделать канонически правильные выводы при рассмотрении данных аятов, необходимо сопоставить их между собой, приняв во внимание время их ниспослания, а также соотнести с другими аятами и хадисами.
В первом и втором аятах под отречением подразумевается отказ в гарантии безопасности со стороны мусульман в отношении многобожников, возносивших земных истуканов на уровень Единого и Единственного Господа.
Почему же верующие, которые должны быть примером миролюбия для окружающих людей, вдруг перестают быть таковыми и проявляют враждебность? Ведь пророк Мухаммад говорил: «Мусульманин [покорный Господу и законам Его] — это тот, от вреда руки и языка которого защищены другие мусульмане[3]»[4]; «Верующий (му’мин)[5] — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]»[6].
Но вспомним предысторию ниспослания данных аятов.
Анализируя этапы пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), мы видим, что столь решительный шаг, как военные действия, был предпринят лишь после того, как многобожники, изначально притеснявшие мусульман, нарушили мирный договор, заключенный между ними. Договор о перемирии был подписан не из-за слабости мусульман, а, напротив, в момент, когда у них были власть, сила и организованное войско. Подписали они его с теми, кто с первых дней пророческой миссии Мухаммада подвергал мусульман физическим расправам, притеснял и унижал их честь и достоинство, изгонял из домов, вынуждал оставить имущество и переселиться; с теми, кто не просто желал, но пытался и на деле расправиться с Пророком (хотя этому плану не суждено было увенчаться успехом). Именно с этими людьми мусульмане, имеющие все права для отмщения и возмездия, заключили мирный договор, условиями которого были безопасность и неприкосновенность обеих сторон.
Однако когда пророк Мухаммад со своими сподвижниками готовился к очередной битве с враждебными племенами (битве при Табуке), многобожники нарушили договор, объединившись с врагами мусульман в надежде общими усилиями покончить с верующими, чьи сила и авторитет росли с каждым днем, нанося смертельный удар по их языческим убеждениям.
Многобожники хорошо понимали, что если Истина придет во всем своем величии, то для лжи не останется места (см. Св. Коран, 17:81).
В любом обществе предатель зачастую заслуживает смертной казни, тем более если предательство происходит в условиях военного времени. Однако Ислам есть всеобъемлющее учение Господа, Который как справедлив в наказании, так и милостив. Заметьте, насколько велико проявление милости Его в вышеописанной ситуации: многобожникам, заключившим мирный договор с мусульманами и после нарушившим его, дается четыре месяца свободного передвижения как на своих территориях, так и на территориях мусульман. То есть после столь пагубного шага торговцы и путники из числа язычников могут быть абсолютно спокойны за свою жизнь в течение четырех месяцев (данный комментарий дают ат-Табари[7] и другие авторитетные толкователи Священного Корана)!
Пятый аят гласит:
«И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников [нарушивших в одностороннем порядке заключенный с вами ранее договор о ненападении] там, где их найдете, захватывайте, осаждайте и ведите против них разведывательные маневры [дайте им серьезный отпор, соответствующий их подлому поступку]. А если покаются они, начнут совершать молитву и выплачивать закят (обязательную милостыню в пользу неимущих), то освободите им дорогу [более не трогайте их, оставьте]. Ведь Господь — Прощающий, Милостивый [и каждый, пока жив, может воспользоваться Божьей милостью]».[8]
Из этого следует, что мусульманам по истечении четырех месяцев предоставляется так называемое jus talionis (право возмездия) — уничтожать многобожников повсеместно. Пощада может быть только в случае покаяния и уверования в Единого Господа с подтверждением веры фактическими действиями — совершением обязательной молитвы и выплатой налога в пользу неимущих (закята).
Не жестоко ли это? Не противоречит ли утвержденному в Священном Коране принципу свободы вероисповедания:
«Нет принуждения в религии (в вопросах веры)...» (см. Св. Коран, 2:256).
Не противоречит ли это приказу о том, что к пути Господа нужно призывать мудро и добрым увещеванием:
«Призывай к пути Господа с мудростью и хорошим (добрым, убедительным) увещеванием. И спорь с ними [с безбожниками и многобожниками; с людьми иных культур и религий] посредством того, что является наилучшим [с точки зрения морали, нравственности, благородства]» (см. Св. Коран, 16:125).
Разве убийство и насилие могут быть наилучшим методом доказательства своей правоты?
Здесь мы считаем уместным обратиться к пояснению Сайида Кутба[9]. Комментируя вышеприведенный аят, он пишет следующее: «Из контекста аята ясно видно, что призыв к убийству не является общим в отношении всех многобожников и неверующих, а касается именно тех, кто воевал с мусульманами, затем заключил соглашение о перемирии и через какое-то время нарушил его. Данный аят никак не ограничивает и не аннулирует такие основополагающие постулаты, как отсутствие принуждения в религии (см. Св. Коран, 2:256), необходимость мудрого проповедования (см. Св. Коран, 16:125), призыв к ведению спора наилучшими (по рациональности, гуманности и справедливости) методами (см. Св. Коран, 29:46; 16:125) и т. д. В суре „ат-Тавба“ говорится: „...Пока они прямы [справедливы] по отношению к вам, будьте и вы прямы [справедливы] к ним, ведь Аллах любит богобоязненных [благородных в делах и поступках, причем со всеми и всегда]“ (см. Св. Коран, 9:7)»[10]. Надо отметить, что данное толкование полностью соответствует подлинно исламскому пониманию этого вопроса.
В дополнение к сказанному необходимо напомнить, что в суре «аль-Мумтахана» говорится:
«Быть может, Господь установит между вами [мусульмане] и теми из них [из безбожников, многобожников], с кем вы враждуете, любовь. Поистине, Господь Всесилен. И Он — Прощающий, Всемилостивый! Не запрещает вам Всевышний [как можно было бы понять из других аятов] благодетельствовать и быть справедливыми к тем, кто не воюет с вами из-за религии и не изгоняет вас из ваших жилищ» (см. Св. Коран, 60:7, 8).
Хорошо известен мусульманский канонический принцип: что не запрещено, то разрешено. А благородство и справедливость не только разрешены, но и поощряемы в Исламе, ибо могут вызвать стремления других к широкому анализу происходящего вокруг. Из достоверного хадиса мы хорошо знаем о том, что если мусульманин станет причиной того, что человек обретет веру в Бога, Единственного Творца всего сущего, то вознаграждение, даруемое этому мусульманину Господом, будет более ценно, чем все земные богатства[11].
В то же время
«запрещает вам Господь брать в близкие друзья тех, кто воюет с вами из-за религии и выгоняет вас из ваших домов или помогает изгнанию вас. Кто возьмет их в близкие друзья (в ближайшие соратники), те — нечестивцы» (см. Св. Коран, 60:9).
Далее. Не указывает ли следующая фраза из пятого аята на насильственное принуждение человека уверовать: «А если покаются они, начнут совершать молитву и выплачивать закят (обязательную милостыню в пользу неимущих), то освободите им дорогу [более не трогайте их, оставьте]. Ведь Господь — Прощающий, Милостивый [и каждый, пока жив, может воспользоваться проявлением Божьей милости]»?
При внимательном изучении аята становится понятно, что данное положение говорит не о принуждении, а, наоборот, о проявлении милости и снисходительности Творца.
В чем это заключается? Давайте задумаемся: возможно ли, чтобы преступник, которому вынесен смертный приговор за очень тяжкие преступления перед обществом и государством, вдруг был помилован на основе своего покаяния? Это невозможно по кодексу человеческих законов, однако возможно по Божьим законам! Те, кто нарушил мирное соглашение и в очередной раз предпринял агрессию, имели еще один шанс быть прощенными после искреннего покаяния и подтверждения истинности своих намерений благочестивым поведением. Если бы многобожники не были нарушителями ими же подписанного соглашения, то, возможно, было бы достаточно лишь устного покаяния. Но в силу непредсказуемости их действий на этот раз они могли получить помилование, только подтвердив свою искренность совершением молитвы и выплатой милостыни, тем самым гарантируя безопасность со своей стороны в будущем.
Приведем пример из новой истории. Незадолго до Второй мировой войны между Германией и Советским Союзом было подписано соглашение о мире и ненападении. Со стороны Германии данный договор был нарушен, и Советский Союз был вынужден вступить в войну. Точно так же и в Исламе: военное разрешение ситуации допустимо только в случае, когда исчерпаны все иные методы.
В шестом аяте говорится:
«А если кто-то из многобожников (язычников) [людей иной культуры, веры] просит у тебя [у верующего] убежища [просит быть твоим соседом], то приюти его, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место.
Это потому, что они — люди, не знающие [истины. Все люди разные, и каждый имеет право на свое мнение. Если ты открыл для себя что-то высокое, то постарайся без принуждения и назойливости поделиться этим с другим. Будь надежен, излучай безопасность, но если кто-то поступил по отношению к тебе или другим вероломно, он заслуживает достойного отпора в рамках местных канонов и законов]» (Св. Коран, 9:6).
Разрешение проблемы военным способом допустимо в отношении тех, кто объявил войну мусульманам. Кто же не испытывает к мусульманам ненависти или вражды, не несет собой очевидную опасность, то мусульмане гарантируют им безопасность на своих территориях. Господь приказывает посланнику Своему приютить их, пока не услышат они Слово Божье — Священный Коран и пока не постигнут суть призыва. После этого мусульманам повелевается сопровождать этих многобожников или безбожников в безопасное для них место. Представьте себе: уверовавшие в Единого Бога мусульмане берут на себя ответственность за многобожников (!) и обеспечивают им безопасное передвижение по своей территории!
Из истории мы знаем о существовании многих империй и государств, где под разными предлогами репрессировали и уничтожали инакомыслящих. В Исламе нет места таким методам. Например, в эпоху становления Исламского халифата, центром которого при жизни пророка Мухаммада была сначала Медина, затем Мекка, рядом с мусульманами жили и христиане, и иудеи, и язычники. Ни один из них не был притесняем. Если в каком-либо из краев государства был зафиксирован случай привилегированного отношения к мусульманину и ущемления прав и свобод немусульманина, то, как только данная весть доходила до халифа (президента), правитель (губернатор) этого края сразу лишался должности.
Во время присоединения новых территорий, на которых жили представители других религий, мусульмане не уничтожали храмы, а строили рядом с ними мечети, дабы дать людям возможность выбора. Позже, в период Кордовского халифата, именно в мусульманской Испании находили приют и безопасное убежище преследуемые в Европе евреи.
Что касается случаев, являющихся исключением из этих правил, то нарушение закона было во все времена, среди всех народов и представителей различных религий.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что философия Ислама выражена в вечных заповедях Коранического Откровения и великом примере государственной деятельности пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), который на практике показал подлинно исламский подход к решению в том числе и политических вопросов. Мусульманин обязан внимательно изучить религиозный, философский, общественный и иные аспекты исламского вероучения, ибо только недостаток знаний порождает «исламский экстремизм», который есть прежде всего экстремизм по отношению к самому Исламу. Мусульманин должен соизмерить свои знания и опыт с той ответственностью (семейной ли, общественной или государственной), которую он берет на себя пред Богом, особенно когда выступает от имени Ислама и миллиардов мусульман, таких разных, но представляющих собой одну общность.
2. Представители данной группировки убили множество невинных людей, а также эмиссаров.
В Коране Господь миров говорит:
«Поистине, заслуживают наказания (возмездия) те, которые притесняют людей [как притесняли, обижали, унижали тех, кто слабее и менее защищен, так и продолжают это делать, не думая исправиться] и покушаются [на чужое имущество и жизни других] (вершат беззаконие на земле), не имея на то никаких прав. Этим людям уготовлены болезненные муки (страдания). [Если в земной жизни они все-таки уйдут от правосудия, то в Судный День соответствующего возмездия им не избежать]» (Св. Коран, 42:42);
*
«Не убивайте душу, которая священна пред Богом, кроме как имея на то право» (см. Св. Коран, 17:33)
Беспричинное убийство живой души — любой живой души — это харам (запрещено). Более того, это — один из самых отвратительных грехов.
«Мы [говорит Господь миров] предписали потомкам Я‘куба (Иакова): кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. А вот кто оживит одну душу, тот подобен оживившему все человечество!» (см. Св. Коран, 5:32).
О святости человеческой жизни, в особенности жизни верующего, Божий посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Исчезновение мирской жизни менее значимо пред Богом, чем убийство мусульманина»[12]; «Кто окажет помощь в убийстве верующего хотя бы половиной слова, тот предстанет пред Господом с надписью на лице: „Лишенный Божьей милости“»[13]. В другом хадисе сказано: «Мусульманин (человек, покорный Богу) является братом мусульманину — (1) не притесняет его, (2) не презирает его (не пренебрегает им) и (3) не оставляет его без помощи и поддержки (не бросает на произвол судьбы)! Набожность вот здесь, — при этом пророк Мухаммад трижды указал на грудь [то есть набожность и богобоязненность заключается не в словах, религиозных терминах, отдельных поступках или арабских одеяниях, а в благородных качествах и характеристиках души, которые проявляются в правильности и красоте речи и поступков, в вашем настоящем неподдельном благонравии и благочестии]. Предостаточно человеку злодеяния, если он презирает или неуважительно относится к брату по вере [а что касается представителей других верований и культур, то воспитанность и добропорядочность в отношении них — само собой разумеющееся][14]. Всё, [а особенно] кровь, имущество и честь мусульманина, является запретным и неприкосновенным для других мусульман»[15]. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) также сказал: «Оскорбление покорного Богу (мусульманина) приравнивается [по степени греха] к аморальному (развратному) поступку [это констатирует то, что данный невоспитанный человек сошел с верного пути, с пути набожности, и ему следует серьезно задуматься над своим поведением][16]. А убийство покорного Богу (мусульманина) [того, кто считает себя мусульманином, причисляет к мусульманской вере] — безбожие [по степени греха приравнивается к безбожию]. Посягательство на его имущество подобно посягательству на его жизнь [то есть категорически недопустимо]»[17].
«Оскорбление покорного Богу (мусульманина)» — то есть любого, кто относит себя к мусульманской вере. А настоящее положение дел касательно сути человеческой души и сознания известно лишь Господу миров.
В Коране сказано:
«Воистину, Богу лучше известно о тех, кто сошел с верного пути, и Он, как никто другой, знает о тех, кто идет по нему» (Св. Коран, 6:117).
То есть делать выводы о том, что какой-то человек является безбожником, неверующим, на основе, например, его поступка или сказанных им слов, — категорически недопустимо. В последние лет десять в мусульманской среде стало особенно «модным» употреблять слово «кяфир» не только в отношении представителей другого вероисповедания, но и в отношении этнических мусульман, не выполняющих религиозной практики. Поэтому, думаю, стоит расставить точки над i и выяснить, кто же «кяфир».
Такая характеристика человеческой бездуховности, как «неверующий», «атеист», обозначается в кораническом тексте словом «кяфир», которое переводится с арабского языка как скрывающий (веру), отрицающий (блага Господа), неблагодарный, неверующий, безбожник. Если пояснять смысл и значение данного слова как религиозного термина, то оно заключает в себе несколько понятий:
— отрицание сердцем и словом своей вероубежденности (куфр аль-инкяр, т.е. полное отрицание Бога);
— внутреннее согласие с пророческими миссиями посланников Божьих, включая Мухаммада, но отрицание этого языком (куфр аль-‘инад, т. е. упрямство);
— отсутствие веры в сердце, но присутствие ее на языке (куфр ан-нифак, т. е. лицемерие);
— исключение себя из числа верующих посредством слов, действий или убеждений (куфр милля, т. е. вероотступничество)[18].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа „эй, враг Божий“, а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он является носителем основных постулатов веры, хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [„смелая“] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком много на себя взял, ведь это было не в его праве и не его забота]»[19].
Все люди — разные (языками, культурами, воспитанием, характером, темпераментом, физическими и материальными возможностями), но это разнообразие составляет единое целое. Творец всего сущего в заключительном Писании — Священном Коране — призывает:
«О люди! Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга. Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас являются те, кто наиболее набожен. Воистину, Господь Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся» (Св. Коран, 49:13).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Проникла в вас болезнь прошлых цивилизаций (народов) — зависть и злоба (ненависть). Эта болезнь — лезвие. Но оно бреет не волосы, а „бреет“ набожность [убивает веру в человеке]. Клянусь тем, в Чьей власти моя душа [клянусь Господом миров]! Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете [не будет полной ваша вера], пока не начнете испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Рассказать ли вам о том, что поспособствует этому? Желайте друг другу мира [пусть это будет на уровне души, проникайтесь искренними и теплыми чувствами друг к другу, способными смягчить сердца, удалить неприязнь, ненависть, злобу]»[20].
Представители данной группировки убили множество невинных людей, которые не были вооружены и не имели никакого отношения к воюющей с ними стороне, по той лишь причине, что они были не согласны с их мнением.
Общеизвестно, что убийство эмиссаров запрещено во всех религиях. Эмиссары являются людьми, посланными одной группой людей к другой группе с благородной миссией, как, к примеру, донесение послания или примирение. У эмиссаров есть особая неприкосновенность. Ибн Мас‘уд передал следующее: «Продолжение Сунны [пророка Мухаммада] в том, что посланцев (эмиссаров) не убивают»[21]. Журналисты также являются эмиссарами, поскольку их работа состоит в освещении правды, в донесении истинного положения дел до широких масс. Представители группировки ИГИЛ безжалостно убили журналистов Джеймса Фоли и Стивена Сотлоффа, несмотря на то, что мать Сотлоффа умоляла их и просила о милосердии. Сотрудники гуманитарной миссии также являются эмиссарами — эмиссарами добра и милосердия. Но это тоже не помешало убить сотрудника гуманитарной миссии Дэвида Хэйнса. Все это, бесспорно, категорически запрещено в Исламе (харам).
Говоря о значении слова «терроризм», можно однозначно утверждать, что «террорист не может быть мусульманином, а мусульманин не может быть террористом». Любой индивидуум вознесен пред Богом независимо от того, к какой расе он относится или какую веру исповедует. В Коране обобщенно обо всех людях сказано:
«[Несмотря на многочисленные ошибки и проступки человека] Мы [говорит Господь миров] чествуем потомков [прародителя человечества] Адама и даем им возможность благополучно передвигаться по суше и воде, предоставляем прекрасные дары, блага. Перед многим другим из числа сотворенного Нами люди имеют немалое количество преимуществ» (Св. Коран, 17:70).
У мусульман есть одна цель, вокруг которой движутся мысли, дела, строятся проекты и планы. Что это за цель? Совершать поступки, которыми был бы доволен Создатель. Столь благородная цель может быть достигнута посредством лишь того, что правильно и праведно пред Богом. Через крики, возгласы и оскорбления, а тем более через захват, воровство и убийство невинных людей этой цели невозможно достичь. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Мусульманин [покорный Господу и законам Его] — это тот, от вреда руки и языка которого защищены другие мусульмане[22]»[23]; «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]»[24].
За насильственные действия, подобные взрывам, убийствам, захвату заложников и иным террористическим актам, по Корану предусмотрено жесткое наказание[25]. А если в результате теракта погибли неповинные люди, то греховность этого деяния еще больше усугубляется, так как в Священном Коране четко сказано, что «кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» (см. Св. Коран, 5:32).
В Судный День каждый будет отвечать за себя и тех, кто находился на его попечительстве или в подчинении. Поэтому давайте жить исходя из этого. В Коране четко сказано:
«Помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности. И не помогайте друг другу в грехе и вражде» (см. Св. Коран, 5:2).
3. Запрещено в Исламе объявлять Халифат без проведения процедуры «шура» (согласования) со всеми мусульманами.
Новый халифат требует согласия от мусульман, и не только от тех, кто находится в одном маленьком уголке мира. Второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Кто бы ни присягнул в верности человеку без согласования этого с мусульманами, тот, поистине, обманул сам себя; и ни за ним, ни за тем, кому он присягнул, нельзя следовать, поскольку он рискнул жизнями их обоих»[26].
Объявление Халифата без согласования является фитной (мятежом), потому что это оставляет большую часть мусульман, не согласившихся с этим халифатом, вне халифата. Это также приведет к появлению множеств обособленных конкурирующих халифатов, а затем — к смуте и разногласию среди мусульман. В Коране сказано:
«Знайте[27], смута [когда человек ведом больше эмоциями и становится орудием в чужих руках, с криками о справедливости начинает уничтожать и разрушать, чему в истории множество примеров] хуже и пагубнее [по грешности], чем убийство» (см. Св. Коран, 2:191).
Начало разногласия в сегодняшней истории с ИГИЛ возникло, когда суннитские имамы Мосула отказали в присяге данной группировке, и ИГИЛовцы убили их.
В одной из своих речей предводитель данной группировки процитировали слова первого праведного халифа Абу Бакра, сказав: «Мне дали власть над вами, и я не являюсь лучшим из вас». Отсюда назревает вопрос: кто дал им власть над уммой (над мусульманами)? Их группировка? Если это так, то на каком основании группа не более чем из нескольких тысяч человек назначила самостоятельно правителя для более чем полутора миллиардов мусульман? Этот подход основан на абсолютно извращенной логике: «Только мы являемся мусульманами, и мы решаем, кто станет халифом. Мы выбрали его, и кто бы ни отрицал его власть, тот не мусульманин». В этом случае халиф — лидер группы, которая объявляет более 99% мусульман неверными, безбожниками, кяфирами. В действительности же халиф может быть избран лишь по итогам соглашения между мусульманскими странами, регионами и организациями исламских ученых.
4. Запрещено в Исламе предписание уголовного наказания (худуд) без соблюдения установленных шариатом правил.
Наказания (худуд) фиксированы в Коране и хадисах и, безусловно, являются обязательным элементом исламского правосудия. Однако их нельзя применять без предварительного разъяснения, увещевания и приведения достаточно ясного доказательства вины; а также их нельзя исполнять жестоким способом. Кроме того, любые подозрения или сомнения отменяют строгое наказание (худуд). Об этом нам четко говорит достоверная Сунна заключительного Божьего посланника.
Представители группировки ИГИЛ бездумно понеслись приговаривать всех подряд к наказанию, к смертной казни, в то время как строгое следование религиозным принципам делает наказание (худуд) предельно сложным для осуществления ввиду самых высоких требований к доказательствам вины.
5. Военный джихад не является дозволенным, кроме как по установленным в шариате причинам, с установленными в шариате целями и согласно установленным в шариате правилам ведения джихада.
Смысл военного джихада для мусульман заключается в борьбе с теми, кто борется против них, но не в борьбе с теми, кто с ними не враждует, и не в притеснении тех, кто не притесняет их. Вот что говорит Господь миров в Коране о дозволенном военном джихаде:
«Разрешено притесненным (подвергающимся нападкам со стороны других) применить силу (дать соответствующий отпор; нанести ответный удар). Помочь же им в этом для Господа не составит труда. Они те, кто были изгнаны без какого-либо на то основания из своих домов, жилищ (со своих родных территорий, земель). Единственным [что побудило к этому варварству их врагов] были слова о том, что Господь Один. И если бы не защита Всевышнего одних людей другими, то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа]. И нет сомнения в том, что Всевышний поможет тому, кто помогает Ему. Воистину, Он — безгранично Силен и Могуществен» (Св. Коран, 22:39–40).
Таким образом, военный джихад связан с вопросом безопасности, свободы вероисповедания, притеснения и изгнания с земель. Эти два аята были ниспосланы вследствие 13 лет гонений, убийств, преследований и пыток, которым идолопоклонники подвергали Пророка и его сподвижников. Следовательно, нет места наступательному агрессивному джихаду лишь по причине различий во мнениях или по причине иного вероисповедания. Это — мнение Имама абу Ханифы, Имама Малика, Имама Ахмада и всех других великих ученых, включая Ибн Теймию.
Принципы ведения военного джихада установлены со слов пророка Мухаммада: «Сражайтесь, но не будьте жестокими и вероломными, не калечьте и не убивайте детей»[28]. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) также сказал в день завоевания Мекки: «Не убивайте тех, кто отступает, не навредите раненым, и пусть каждый, кто закрыл свои двери, будет в безопасности». Точно так же второй праведный халиф Абу Бакр ас-Сыддык наставлял армию, когда отправлял ее в Левант: «Вы найдете людей, которые посвятили себя монастырям, так оставьте их в своей преданности. Вы также найдете других, головы которых — обитель дьяволов (то есть вооруженные дьяконы)[29]. Так ударяйте их в шеи. Однако не убивайте старых и беспомощных, женщин или детей; не разрушайте здания, не рубите деревья, не вредите домашнему скоту без надобности; не жгите и не топите их пальмы; не будьте вероломными (не нарушайте договор); не калечьте; не будьте трусливыми; не грабьте. Поистине, Аллах (Бог, Господь) помогает тем, кто помогает Ему и Его посланнику, не видя Его. Воистину, Аллах Велик и Могущественен»[30].
Что касается убийства заключенных, то оно запрещено шариатом. Несмотря на это, группировкой ИГИЛ по некоторым сведениям было убито чрезвычайно много заключенных, включая 1700 пленников военной базы Кэмп Шпейхер близ Тикрита в июне 2014 года, 200 пленников в газовом месторождении Шаер в июле 2014 года, 700 пленников из племени Шаетат в Дейр-эз-Зоре (600 из которых были невооруженными гражданскими лицами), 250 пленников на авиабазе Такба в провинции Ар-Ракка в августе 2014 года, множество курдских и ливанских солдат; а также других, точный счет которых знает только Творец. Это чудовищные, бесчеловечные военные преступления. Во всех сражениях Пророк убил всего два человека, плененных после битвы при Бадре: Укбу ибн Аби Муъайта и Надра ибн аль-Харита. И оба они были лидерами войны и военными преступниками. А убийство военных преступников допустимо, если есть на то указ правителя. Что касается десятков тысяч пленников, подпадавших под юрисдикцию Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) на протяжении 10 лет и 29 сражений, то он не казнил ни единого рядового солдата; более того, он велел проявлять милосердие к ним[31].
И, наконец, один из самых важных принципов ведения военного джихада заключается в том, что дозволяется убийство только представителей воюющей стороны. Их семьи и лиц, не принимающих участия в военных действиях, убивать преднамеренно запрещено.
Заключение
В заключение стоит отметить, что Аллах (Бог, Господь) многократно описывает Себя в Священном Коране как того, Чья милость безгранична, и в земной обители она проявляется как к верующим, так и к неверующим. В достоверном хадисе сказано, что Божья милость опережает Божий гнев. Он, Господь миров, создал человека, проявляя тем самым милость, и, пока человек жив, может простить ему все, если тот раскаялся и исправился, даже безбожие. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), говоря об отношениях мусульманина с обществом, заключил: «Не будет помилован [Богом] тот, кто сам не проявляет милосердия»[32] и «Прощайте — и вам будет прощено»[33]. Но как следует из всего, что было рассмотрено выше, приверженцы группировки ИГИЛ ошибочно истолковали Ислам как религию грубости, жестокости, пыток, насилия и убийства всех с ними несогласных. И это серьезное преступление в отношении Ислама и мусульман всего мира.
С точки зрения мусульманских канонов участники подобных преступных группировок заслуживают (в результате судебного решения, исключающего сомнения относительно причастности к насилию, грабежам и убийствам) лишь смертной казни либо полной пожизненной изоляции от общества[34].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] За основу взято «Открытое письмо исламских ученых главарю ИГИЛ», а также использованы выдержки из статей имама Московской Мемориальной мечети Шамиля Аляутдинова.
[2] Внешняя политика Америки и Англии, рьяно претендующих на мировое господство, в результате которой ряд стран Ближнего Востока были лишены лидеров (Саддам Хусейн, Муаммар Каддафи, Хусни Мубарак и др.), создала благоприятные условия для слета убийц и наемников на территории, оказавшиеся (в итоге вторжения американских войск и западного финансирования повстанцев) неподконтрольными кому-либо. Вспомните, как рьяно Франция и ее союзники финансировали повстанцев, воевавших против Каддафи, сотнями миллионов долларов с его же счетов. После этого и появилось ИГИЛ.
[3] То, что здесь имеются в виду люди вообще, независимо от того, какой они национальности и какого вероисповедания, в соответствии со смыслами Корана и Сунны само собой разумеется.
[4] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 29, хадис № 10; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9208, «сахих».
[5] В Исламе есть разница между понятиями «верующий» (му’мин) и «покорный Богу» (муслим). Первый — это тот, кто не только обязателен пред Богом в вопросах, например, религиозной практики, но вдобавок к этому в его сердце (именно в сердце) вера, а потому внутреннее состояние и внешнее проявление, дела, поступки, освещены ею — он благороден, сострадателен, добр, щедр, последователен. Второй же — это тот, кто покорен Богу, например, сторонясь явно запретного и делая в меру своих сил обязательное, но вера не вошла в его сердце (хотя может присутствовать в речевом обороте и используемых им религиозных терминах), а потому там (в сердце, сознании и подсознании) темно, эмоции, дела и поступки не всегда светлы, позитивны и добры. В Коране об этом говорится так: «Сказали бедуины: „Мы уверовали [то есть уверовали сердцем]“. Ответь [им, о Мухаммад]: „Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]“» (см. Св. Коран, 49:14).
[6] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».
[7] Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (839–923) — историк, муфассир, мухаддис, факих шафиитского мазхаба. Родился в г. Амун в Табаристане (Иран), жил и умер в Багдаде. Автор ряда произведений по истории, тафсиру и фикху, среди которых «Джами‘ аль-байан фи тафсир аль-кур’ан», «Тарих аль-умам ва аль-мулюк», «Ихтиляф аль-фукаха’», «Адаб аль-куда», «Тахзиб аль-асар».
[8] В истории человечества противостояние и борьба с многобожниками, язычниками всегда были одними из требований, предъявляемых Богом к тем, кто уверовал в Него: «И сказал Господь: ...Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их» (Исх., 34:10, 12, 13).
[9] Сайид Кутб (1903–1966) — мусульманский религиозный деятель и мыслитель из Египта. Казнен за политическую деятельность. Его тафсир «Фи зыляль аль-кур’ан» является одним из самых популярных в XX столетии комментариев к Священному Корану.
[10] Кутб С. Фи зыляль аль-кур’ан [В тени Корана]. В 6 т. Каир-Бейрут: аш-Шурук, 1994. С. 1590.
[11] Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад сказал: «Если Господь направит на правильный путь кого-то посредством тебя [о человек], то это лучше всего [всех богатств и ценностей], над которыми восходит и заходит солнце [то есть выше по значимости пред Богом, чем все мирские богатства и сокровища]».
Хадис от Абу Рафи‘а и Сахля ибн Са‘да; св. х. ат-Табарани. См.: Ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 1. С. 315, хадис № 930; там же. С. 332, хадис № 994; там же. Т. 6. С. 152, хадис № 5818; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 444, хадис № 7219, «хасан».
Также см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 9. С. 87, 88, хадис № 3701; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 8. С. 186, хадис № 34—(2406); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 15. С. 377, 378, хадис № 6932, «сахих».
[12] См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 235, хадис № 1395, «сахих».
[13] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 285, хадис № 2620.
[14] В достоверном хадисе сказано: «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть находясь рядом с ним, являясь, например, его соседом или имея торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]». Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».
[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1035, хадис № 32—(2564); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 204, хадис № 14/237.
[16] Напомню, что считающий себя мусульманином и следующий заветам пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) либо говорит благое, хорошее, положительное, либо молчит: «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит!» Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2032, хадисы № 6475, 6476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 373, хадисы № 6475, 6476.
Также обращу ваше внимание на то, что мусульманин в культуре поведения не может быть оскорбляющим, унижающим или проклинающим: «Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7584, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 580, хадис № 1982, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 397, хадис № 1736, «хасан».
[17] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Табарани. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 284, хадис № 4634, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1909, хадис № 6044; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 569, хадис № 6044; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 57, хадис № 116—(64); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 295, хадис № 1/1561.
[18] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха‘ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 383.
[19] Хадис от Абу Зарра; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 396, 397, хадисы № 1734, 1735 и пояснение к ним; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1925, хадисы № 6103, 6104; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 56, хадис № 111—(60).
[20] Хадис от аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 254, хадис № 4170, «сахих».
[21] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1996. Т. 6. С. 306, хадис № 3761.
[22] То, что здесь имеются в виду люди вообще, независимо от того, какой они национальности и какого вероисповедания, в соответствии со смыслами Корана и Сунны само собой разумеется.
[23] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 29, хадис № 10; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9208, «сахих».
[24] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».
[25] В Священном Коране сказано: «Воистину, наказание тем, кто воюет против Бога и Его посланника [то есть кто воюет против мирного населения], чинит преступления на земле [творит беззаконие, террор], — жестокое умерщвление [за убийство], или распятие [и смерть за грабеж и убийство], или отсечение рук и ног накрест [за грабеж], или изоляция от общества [ссылка, тюремное заключение за угрозы и устрашения]. Это — унижение для них в этой жизни, а в вечности их ждет серьезное наказание» (Св. Коран, 5:33).
[26] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1302, хадис № 6830.
[27] То есть знайте, война, месть, ненависть могут ослепить; даже во имя Бога вы можете начать вершить несправедливость, тиранию и потерять человеческий облик. Это наглядно можно увидеть в истории Крестовых походов и в современной истории, например, в действиях «исламских» террористических группировок.
[28] См.: Ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 720, хадис № 1731.
[29] Дьяконы, которые были вооружены, или сражающиеся священники.
[30] См.: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2003. Т. 9. С. 152, хадис № 18148.
[31] См.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. Каир: аль-Кутуб аль-мисрия, 1964. Т. 19. С. 129.
[32] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1162, хадис № 5997.
[33] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 11. С. 99, хадис № 6541.
[34] См.: Св. Коран, 5:33.