Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Ислам встретил суровое противостояние от господствующего язычества. Оно все не испускало свой дух в битвах, буквально сражаясь за каждую пядь земли. И казалось, что язычество кануло в историю, когда Пророк исполнил свою миссию и присоединился к наивысшему сообществу пророков и праведников. Однако Аравийский полуостров вновь содрогнулся от вспыхнувших смут во время правления Абу Бакра. Мусульмане того периода словно оказались окруженными бушующим потопом из слепого отрешения и вероотступничества. Они сражались с язычниками и сломили их мощь, понеся потери большие, чем в период жизни Пророка.
Люди, которые проявили верность истине после ухода Пророка, — подлинные мусульмане. Ислам есть прочная связь с принципами, а не с людьми. Аллах обучил Пророка, а через него мусульман, чтобы они держались познанной истины, даже если подвергнутся притеснению.
Мирская жизнь полна причин, совращающих с прямого пути, чтобы не осталось веры на земле. Если вера и сможет в какой-то момент победить после продолжительных усилий, то мирская жизнь будет изощряться, дабы она хоть в чем-то уступила. Если ей удастся ослабить веру, то рано или поздно мирское может одержать верх над ней. Поэтому приказы Аллаха в Его Книге решительны. Они утверждают, что вера как единое неразделимое целое и сражение с безбожниками за эту истину не должно угасать. Необходимо придерживаться взаимосвязанных между собой Божьих принципов: любовь и неприязнь, заключение перемирия и война должны соответствовать им. Значение чувств в служении своим убеждениям не меньше значения разума. Приказы касательно данных аспектов обращены ко всем мусульманам, хотя ниспосланы в форме обращения к самому Пророку.
«Пророк, бойся Аллаха (Бога) [будь постоянен в этом, укрепляя набожность] и не становись покорным безбожникам и лицемерам [в том, что греховно пред Ним, Творцом]! Поистине, Аллах (Бог, Господь) обо всем знает и безгранично Мудр [в том числе и в предоставлении свободы взглядов, мнений и убеждений. Это — не без Его воли и мудрости. Людям остается выбирать, следовать выбранному, изучать разное и стремиться к лучшему].
Следуй тому, что внушаемо тебе Откровением от Господа. Поистине, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен обо всем, что вы делаете. Положись на Бога [делая все от тебя зависящее; покорись Его воле, особенно когда от тебя уже ничего не зависит]. Тебе достаточно Его в качестве защитника (покровителя). [И пусть последователи твои, Мухаммад, следуют тебе, прививая себе упомянутые качества, характеристики.]» (Св. Коран, 33:1–3).
Невозможно представить, чтобы Пророк покорился неверующим и лицемерам или чтобы его необходимо было от этого предостеречь. Однако именно мы подразумеваемся под этим увещеванием.
*
*
«Будь терпелив (снисходителен) к тем, кто молит Господа ранним утром и вечером, не ожидая при этом чего-либо взамен (а лишь стремясь к Его милости и прощению). [Вне зависимости от того, богаты они или бедны, влиятельны или беспомощны] не оставляй их без внимания ради чего-либо мирского (в погоне за красотой этой жизни).
Не проявляй покорности перед теми, чьи сердца беспечны, равнодушны к упоминанию Господа, кто следует своим страстям (легкомысленным увлечениям, настроениям) и не знает меры (излишествует).
Скажи: «Истина дается вам Господом [она не придумана мною]. Кто хочет, верует, а кто не желает, может и не веровать…» (Св. Коран, 18:28, 29).
*
По мнению толкователей, здесь содержится обращение ко всей умме через пророка Мухаммада ﷺ подобно тому, как через главнокомандующего отдаются приказы солдатам.
Можно предположить, что обращение к Пророку призвано закрепить в нем непоколебимое рвение быть решительным и не ослабевать. Подобно тому, как человеку смелому говорят «не ослабевай» или человеку размышляющему «не отвлекайся». Не по причине, что их может коснуться слабость или беспечность, а лишь как призыв быть стойким на своем выбранном пути.
Независимо от того, что подразумевалось, Пророк ﷺ является образцом для подражания, его образ жизни — наилучший пример. Ему было приказано, а вслед и нам, остерегаться заблудших, их нравов и дел, остерегаться их надменности.
Бывают периоды, когда истина ослабевает и за нее сложно держаться. Позиции же лжи и обольщения укрепляются, подталкивая примириться с нею. Однако нашей обязанностью является стойкость убеждений и отвержение всего, что может их поколеблить. Приказы Аллаха полны решительности:
«[Господь напоминает Своему заключительному посланнику:] Внушено тебе [Мухаммад] Откровением, а также [внушено было ранее] тем [пророкам и посланникам Божьим], кто был до тебя: «Если вознесешь на уровень Творца что-либо [иное, помимо Него], тогда дела твои однозначно закончатся неудачей и ты непременно станешь одним из проигравших [погубивших себя, потерявших какую-либо надежду на благополучие в вечности].
Нет же, поклоняйся Богу [Одному и Единственному Творцу всего и вся] и будь из числа благодарных [в ком это качество присутствует не формально, а естественно для него и постоянно]» (Св. Коран, 39:65, 66).
Ислам с интеллектуальной точки зрения — это познание истины, с эмоциональной — любовь к истине и ее возвеличивание, а также неприязнь ко лжи. Некоторым людям присуща холодность чувств, когда вопрос касается какого-либо мнения или аргумента, противоположного их мнению. Подобное можно допустить в незначительных вопросах, но только не в том, что касается вопросов веры и неверия, благочестия и порочности.
Аллах научил Пророка Писанию и вере. Признание Пророком Божественной милости проявляется в том, что он отдавал должное вере и был преисполнен сознанием величия Корана. Он жил ими и во имя них: вступал ли в спор, заключал ли договор. Часто враги желали, чтобы он хоть немного сблизился с ними, но это было невозможно.
Умма, заслуживающая того, чтобы иметь к своему Пророку отношение, — это та, которая живет во имя истины и не допускает, чтобы она была умалена или ущемлена. Из особенностей этой уммы — мысли и стратегии. Материальная и культурная суть ее построена на том, что она расходует на этом пути из усилий и какие результаты дает.