На сайте ведутся технические работы.

Дьявол и джинны

В соответствии с Исламом, джинны являются частью Вселенной, сотворенной Богом. Это незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами, живущие в параллельном мире. Джинны несравнимы с людьми по силе, мощи, скоростям и возможностям. Они видят людей, а люди их — нет. Однако они, как и люди, рождаются, умирают и будут воскрешены для Суда пред Богом за свои деяния, после чего — Ад или Рай[1]. Среди них есть верующие и неверующие в Единого и Единственного Творца, есть среди них также, по предположению некоторых мусульманских ученых, представители разных вероисповеданий и убеждений, представители иудейской традиции, христианской, мусульманской, языческой, а также безбожники и др. Неверующие джинны являются помощниками Сатаны, который за непокорность и гордыню был проклят Богом, после чего все свое существование посвятил тому, чтобы сводить людей с верного пути.

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Первыми (до появления рода человеческого) на земле были поселены джинны. После того как в своей аморальности и вражде они перешли все возможные границы, Всевышний ниспослал к ним Иблиса (Сатану) [который на тот момент еще не был проклят] и ангелов, которые силой остановили бесчестие и войны. Затем был сотворен Адам (и Ева)»[2].

Дьявол (Сатана, Иблис, Шайтан) — умнейший джинн, за свои познания вознесенный милостью Бога до уровня ангелов и вошедший в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно: «И сказал Господь ангелам:

«Воистину, Я сотворю [абсолютно новое живое существо] человека [причем] из глины, ровной (гладкой) грязи [из квинтэссенции земляной глины]. Когда он будет готов и Я вдохну в него от духа Своего, то поклонитесь ему [из почтения и уважения к новому творению вашего Господа]!» Ангелы все до единого исполнили повеление, но [джинн] Иблис (Сатана) воспротивился (отказался) быть из числа поклонившихся. [Всевышний] спросил: «Иблис, что с тобой? Почему ты не внял Моему повелению?» [Сатана, бывший умнейшим из джиннов, а потому вхожим в окружение ангелов] ответил: «Не собираюсь кланяться человеку, сотворенному Тобою [лишь из какой-то] глины, ровной (гладкой) грязи [из низкого, земляного, тогда как я сотворен из величественного огня][3]». Последовал ответ: «Выйди же вон отсюда [из Рая; с того уровня, на который вознесли тебя знания и милость Божья]. Ты, воистину, проклят [удален навечно от Божьей благодати и милости]. На тебе проклятие до Дня Воздаяния [до Конца Света, до Судного Дня]!» (Св. Коран, 15:28–35);

*

«И сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму! [Отдайте ему дань уважения как новому, доселе не существовавшему творению]». Поклонились все, но [джинн] Иблис (Сатана) воспротивился, отказался [имея свободу выбора, в отличие от ангелов], посчитал себя важным, возгордился и стал одним из безбожников[4] [отвергнувших дары Всевышнего и проявивших непокорность Ему]» (см. Св. Коран, 2:34).

Ангелы же во всем покорны Богу и не могут ослушаться Его повелений. Ангелы, в отличие от людей и джиннов, не наделены свободой выбора. Они не грешат и не могут быть «падшими» или «ослушавшимися» по определению[5].

Великий имам аль-Хасан аль-Басри[6] говорил: «Иблис (Сатана) никакого отношения к ангелам не имеет! Он — прародитель джиннов, как и Адам — прародитель людей. Среди джиннов и людей есть верующие в Аллаха (Бога, Господа) и неверующие. Представители обоих параллельно существующих миров равны в воздаянии за благое и наказании за грешное. Верующие близки к Богу, а любой безбожник из числа джиннов или людей — дьявол (близок к Дьяволу)»[7]. Один из праведников говорил: «Дьявол из числа людей хуже дьявола-джинна. Если от последнего можно удалиться, обратясь к Богу со словами о помощи (например, чтением одной из двух последних сур Корана)[8], то первый долго может домогаться и не отставать, подталкивая к совершению греха или проступка»[9].

Имел ли кто из людей власть над джиннами? Да, пророк Сулейман, сын Дауда (Соломон, сын Давида):

«Сказал он (Сулейман): «Господи, прости меня[10] и даруй мне такую власть [способность], которая не будет доступна кому-либо после меня [в будущем]. Воистину [и нет сомнений], Ты — безмерно Дарующий [Твоя милость и щедрость ничем не ограничены]».  И Мы [говорит Господь миров] подчинили ему (Сулейману) ветер, который мягко [комфортно перенося Сулеймана] двигался по приказу его, куда тот пожелает. И [подчинили ему] джиннов-дьяволят, искусных строителей [возводивших прекрасные здания, архитектурные шедевры, сооружение которых не по силам человеку] и ныряльщиков (джиннов-ныряльщиков) [которые, ныряя в недоступные для людей глубины, доставали драгоценные дары моря]. И [передали под его руководство] других (джиннов), закованных попарно в цепи (оковы) [в качестве наказания]» (Св. Коран, 38:35–38).

Власть и несметные богатства, возможности были одним из подтверждений его (Сулеймана) пророчества, подтверждением подлинности его миссии, Божественности призыва. Если сегодня кто-либо заявляет, что повелевает джиннами, то это — ложь.

Не он повелевает ими, а они умело управляют этим человеком, причем, по сути, не в его пользу.

Последним Божественным Писанием для джиннов, как и для людей, со времен миссии пророка Мухаммада является Священный Коран:

«И направили Мы [говорит Господь миров] к тебе [Мухаммад] группу джиннов, слушающих Коран [услышавших твое чтение Корана]. Придя, сказали [одни из них другим]: «Тише! Прислушайтесь». Дослушав до конца, вернулись к своим соплеменникам с предостережением. Сказали они: «Народ! Поистине, мы слышали [чтение Священного] Писания, ниспосланного после Мусы (Моисея)[11], подтверждающего то, что было до него [Писание это подтверждает истинность тех Писаний, что были ранее ниспосланы Богом и доведены до людей через пророков и посланников]. Оно ведет к истине [в убеждениях] и направляет на верный путь [в делах]. Народ! Ответьте на призыв Божьего увещевателя, уверуйте в него [в то, что миссия его от Бога], [Господь] простит вам прегрешения и защитит от болезненного наказания» (Св. Коран, 46:29–31).

Начало людей – глина (земля), а джиннов – огонь

Джинны изначально сотворены Создателем из огня:

«Мы сотворили человека [праотца человечества Адама] из глины, ровной (гладкой) грязи [преобразовав земляную глину], а джиннов [их праотца Иблиса (Сатану), который, кстати сказать, прежде чем стать навечно проклятым, был очень даже набожным и знающим] сотворили Мы еще до этого из пламени горячего ветра [из огня невероятно высоких температур без дыма]» (Св. Коран, 15:26, 27).

Это не говорит о том, что джинны, к примеру, испускают огонь, как и появление праотца человечества Адама из квинтэссенции глины не говорит о том, что человеческое тело тает, размывается от воздействия воды или может расколоться на части при ударе. Волею Творца из ничего может быть получено все, что Ему будет угодно, но сознание человека способно воспринять появление того или иного, не существовавшего ранее, лишь при наличии первопричины, источника, исходного материала.

Для чего сотворены джинны

«Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь]» (Св. Коран, 51:56).

Поклонение — это трепет пред Создателем, когда ты осознанно не совершаешь греховного, следуешь предписаниям Бога, особенно в вопросах нравственности и взаимоуважения, и созидаешь, ничего не страшась, кроме Господа миров, Творца всего сущего.

Глобальный смысл бытия мира людей и мира джиннов, суть миров, в которых они живут — это раскрытие величия и мощи Творца через все то совершенство, что нас окружает. Индивидуальный смысл существования джинна или человека — набожность пред Создателем, Который в нас абсолютно не нуждается, мы же испытываем в Нем, Его милости, прощении бесконечную потребность.

Наверное, глубину практического созерцания выше приведенной коранической строки джинны и люди смогут понять, лишь прожив отведенный им на земле срок, пройдя через загробный мир, воскреснув после Конца Света и представ пред Богом в Судный День. Именно тогда в полной мере откроются глаза и сердца на ожидающую нас вечность, будет постигнут смысл мирского бытия.

Почему Сатана никак не умрет?

«[Заслужив Божье проклятье своим неуместным умозаключением о превосходстве и проявлением гордыни, Сатана] воскликнул: «Господи! Дай мне тогда отсрочку [возможность свободно жить и не умирать] до Дня Воскрешения людей». [Ему] был ответ: «Тебе дана такая возможность до определенного Дня» (Св. Коран, 15:36–38).

Месть главного дьявола

«Сказал [Сатана]: «Господи, клянусь произошедшим по воле Твоей [на основе моего неправильного действия] обстоятельством потери мною верного пути [из-за обольщения самим собою; следования соблазну выставить себя в более привилегированном положении]! Я, воистину, приукрашу им (людям) на земле [многое: безобидность совершения грехов и преступлений; бесполезную трату времени и сил; невоспитанность и аморальность] и, несмотря ни на что, всех их буду вводить в заблуждение [ссорить по мелким и никчемным вопросам; эмоционально возбуждать, чтобы разрушать их цели и задачи; вводить в состояние растерянности, потерянности; лишу их смысла жизни], (буду прельщать, обольщать, соблазнять) [всеми правдами и неправдами поведу по пути греха и преступлений, легкомыслия и беспечности]. Кроме тех, кто окажется искренен пред Тобою [Господи]» (Св. Коран, 15:39, 40).

*

«[Получив желанное, Сатана] сказал: «Клянусь произошедшим волею Твоею [на основе моего неправильного действия. Клянусь, что за потерю мною верного пути], я перегорожу им дорогу [ведущую к Тебе; буду чинить препятствия и трудности]. Затем [как только они приостановятся] я буду подходить к ним спереди, сзади, справа и слева [стараясь переубедить]. Большая часть из них [в том числе и в результате моих стараний] станут неблагодарны Тебе [о Господи]!» Всевышний ответил: «Выходи из Рая презираемым и проигравшим (потерпевшим поражение; изгнанным). Кто же последует за тобою из их числа [из числа людей или джиннов], теми Я и наполню Ад вместе с тобою. Можете не сомневаться» (Св. Коран, 7:16–18).

Пророки и джинны

«И подобно тому [как у тебя, Мухаммад, есть неприятели, враги] Мы сделали [пожелали] для каждого пророка врагов из числа дьяволов-людей и дьяволов-джиннов. Одни из них тайно внушают (инспирируют) другим красивые (обвораживающие, завораживающие) слова [с целью] ослепления (обольщения) [собеседника, да и друг друга. Красноречием они пробуждают в человеке ложные чувства]. Если б Господь твой пожелал, то они бы этого не делали [не смогли бы сделать. Но Он использует их, давая вам право выбирать между добром и злом]. Оставь же их [они не заслуживают твоего внимания] и [отбрось] то, что они лживо говорят [не следует тратить время и силы на обсуждение и осмысление этого]» (Св. Коран, 6:112).

«Успехи» Сатаны и его помощников

Передается следующее повествование: «Однажды Сатана собрал своих слуг и воскликнул: «Кто собьет с пути праведности верующего, на того я надену прекрасную корону. Кто из вас будет наиболее ухищренным в соблазне, того я приближу к себе. Первый бесенок, вернувшись с задания, отрапортовал: «Я не отстал от человека, пока он не развелся со своей женою». «Ничего особенного, — сказал Сатана, — он может жениться на другой». Второй, прибежав, радостно воскликнул: «Я не отстал от человека, пока он не поссорился со своим близким другом!» Сатана ответил: «Ничего значительного. Они могут помириться». А третий дьяволенок сказал: «Я не оставлял в покое человека, пока он не совершил прелюбодеяние!» Сатана торжествующе воскликнул: «Какое прекрасное дело ты сделал! Ты заслуживаешь приближенности и вознаграждения»[12].

Бездуховность, безнравственность, наркомания, проституция, спиртное, коррупция, насилие… Этот список может продолжить любой здравомыслящий, зная и осознавая при этом, что все это — ад, то есть мирская потерянность, духовная опустошенность, нарушение законов и канонов. Но самое ужасное — это оказаться, совершая вышеперечисленное, навечно в Аду, в уже настоящем Аду.

В Коране Господь миров говорит:

«Потомки Адама [и Евы]! Разве Я не завещал вам (не повелевал) [через пророков Своих и посланников], чтобы вы не поклонялись Сатане [и всему тому, к чему призывал он вас помимо Бога], [ведь] нет сомнений в том, что он для вас — явный враг. [Не завещал ли Я вам, чтобы вы] поклонялись Мне?! Это [поклонение Мне, Богу, Господу, Единому, Единственному и Вечному] — правильный путь. А ведь он [Сатана и его приспешники] сбили с верного пути столь многих из вас [из числа ваших соплеменников, людей]! Разве вы не разумели [не задумывались над тем, к чему все это приведет, чем это для вас же самих закончится]?! А вот и Ад, который был вам [через посланников Наших и Священные Писания] обещан» (Св. Коран, 36:60–63).

*

«В тот День [в День Суда] Всевышний их всех [людей и джиннов воскресит и] соберет вместе [на огромной площади Суда]. «О джинны [те из вас, кто был безбожен и помогал Сатане]! Сколь же большое число людей вы обольстили, соблазнили [духовно ослепили]!» Близкие их друзья из числа людей [общение их было «душа в душу»] скажут: «[Признаем, виноваты] мы использовали друг друга (получали друг от друга пользу). Прожили мы свой срок, отведенный Тобою [и просим теперь Твоего помилования]». Скажет Он: «Ваша обитель — Ад, [оставайтесь] навечно вы там». Исключение будет, если пожелает того Аллах (Бог). Воистину, твой Господь бесконечно Мудр и Всезнающ»[13] (Св. Коран, 6:128).

Сатана духовно и телесно оголяет людей

«Люди! Мы низвели вам одежду, которая прикрывает вашу наготу и украшает вас [растительный и животный миры как источник натуральных тканей и материалов, а также современные технологии производства искусственных тканей]. [Но не теряйте пропорций и приоритетов, помня, что духовная] одежда набожности [благочестие, хорошие поступки, целеустремленность] — наилучшее [ведь это согревает в мирскую «непогоду» и в вечную; оберегает от разных невзгод. В этом особая красота и изящество; она скрывает изъяны, недостатки, «наготу»]. Данные [предоставленные вам материальные и духовные возможности] — из числа Божественных знамений. Возможно, люди опомнятся, извлекут назидание, урок.

Люди! [Будьте бдительны] пусть не обольщает вас Сатана [сладкими обещаниями о земном рае; яркими завораживающими красками поверх гнилых, проржавевших грехов и аморальных поступков, а также на время ослепляющим блеском преходящих ценностей], подобно тому, как вывел он [обольстив] ваших прародителей из Рая, снимая с них покровы и выставляя напоказ наготу [что без особого труда может сделать и с вами]» (см. Св. Коран, 7:26, 27).

Они нас видят

«Он [Дьявол] и его соплеменники видят вас [людей] оттуда, откуда вы их не видите [что обязывает вас быть особо бдительными, но не мнительными, а это требует внимания в сохранении своей целеустремленности, нравственности и этики, осторожности в вопросах удаленности от очевидного греха и проступков]» (см. Св. Коран, 7:27).

Пусть даже они видят нас, навредить все равно не могут, если мы сохраняем должный рациональный подход к обстоятельствам, интеллектуально и духовно готовы к трудностям и неурядицам, если мы нравственны и этичны, морально чистоплотны. Нужно суметь научиться не замечать их духовно, подобно тому, как не замечаем мы их визуально, проходя мимо и зная свое дело, помня об обязанностях и ответственности пред Богом и другими людьми.

Ближайшие друзья Дьявола

«Мы [говорит Господь миров] сделали дьяволов покровителями и помощниками для безбожников [не стали препятствовать этому союзу]» (см. Св. Коран, 7:27).

Причем сделали для тех, кто того желал:

«И теперь [населяя планету Земля, обитая на ней тысячелетиями] вы [дети Адама и Евы] избираете его [проклятого Дьявола] и его потомков [соратников и помощников; безбожную часть мира джиннов, а также мира людей] в качестве ближайших друзей и покровителей помимо Меня [вопрошает Творец]?! А ведь они для вас — очевидные враги. Худшего обмена [променять Бога на черта] невозможно себе представить, даже для грешника» (см. Св. Коран, 18:50).

*

«Вне всяких сомнений, расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, не говоря уже о тех, кто тратит на вредное, греховное, преступное] являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) [проклятый Богом навечно] оказался абсолютно неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]» (Св. Коран, 17:27).

Близость Дьявола к людям

«Он (Cатана) нашептывает [вносит смуту, смятение, страхи, сомнения] в сердца [души, умы] людей» (Св. Коран, 114:5).

Вроде бы все движется своим чередом, но вот проносится какой-то слух, сплетня, возникает кризисная ситуация и… шепот, еле слышный шепот. Что-то, находящееся внутри тебя, начинает нагнетать ситуацию. Или ты не обращаешь на это внимания (игнорируешь), а вычитываешь профессиональные либо духовные рекомендации, затем применяешь их, или соглашаешься с этим коварным наущением и начинаешь уже сам нагнетать внутреннюю бурю эмоций. Сатана через какое-то время удаляется, а человек теряет тонны жизненного позитива и живительной энергии, начинает уже на кого-то кричать, что-то ломать, уходить в запой или выкуривать сигареты пачку за пачкой. Самые слабые — сводят счеты с жизнью. А ведь это был всего лишь шепот, сатанинский навет, который следовало оставить без малейшего внимания, не тратя на него времени и не теряя из виду своих жизненных целей и задач.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и  приветствует) сказал: «Движение Сатаны по отношению к людям подобно движению крови по венам [естественно и незаметно]». Другой возможный вариант перевода: «Дьявол [козни его и нашептывания] движется по путям тока крови сына человеческого [подобно крови повсюду проникая, со временем распространяется по телу, пронизывая, пропитывая и отравляя человека грехом до мозга костей]»[14]. Один из комментариев: «Пока бьется сердце человека, Сатана неравнодушен к нему, не оставит его в покое».

Пророк Мухаммад также говорил: «Есть три качества. Если они будут даны кому-либо из людей, тогда приобретенное этим человеком будет подобно богатствам рода Дауда (Давида)[15]: (1) справедливость [трезвый, справедливый подход при любых обстоятельствах] как в гневе, так и в благодатном [радостном, воодушевленном] состоянии; (2) сохранение цели [и поставленных перед собою задач как мирского, так и вечного характера] (экономия)[16] [экономный подход к затратам] как в нищете, так и в достатке [когда человек вдруг оказывается без прожиточного минимума, он разом может растерять многие духовные ценности, перестать соблюдать нормы приличия, да и жизненные задачи оставить, ведь по нашептываемому Сатаной сценарию это (потеря достатка) разрушает перед ним все перспективы; когда же у него неожиданно появляется значительный достаток, Сатана шепчет: «Ты всего достиг, ты заслужил, можешь отдохнуть, расслабиться», «Трать, как тебе вздумается», и вся намеченная человеком созидательная перспектива лопается, подобно мыльному пузырю]; (3) набожность пред Всевышним, проявленная как открыто [на виду у людей], так и скрыто [когда о благородном поступке твоем знаешь только ты и Создатель]»[17].

Джинны не имеют власти над людьми

Господь миров сказал:

«Воистину, набожные предо Мною [рабы Божьи, а не прислужники Сатаны] будут защищены от дьявольского влияния [он не будет иметь власти над ними]. Исключение — те, кто последует за тобою, Иблис, из числа сбившихся с пути (возымевших пристрастие к плохому)» (Св. Коран, 15:42).

*

«Поистине, он (Дьявол) не имеет власти над теми, кто уверовал и уповает на Господа своего. Если и имеет он власть [всего лишь на уровне соблазнительного приглашения к очередному греху, заблуждению или распутству], то над теми, кто взял его себе в ближайшие соратники [покровители, следуя его сатанинским нашептываниям, наставлениям], и теми, кто является язычником, [явно и сознательно] возводящим на уровень Всевышнего то или иное [из сотворенного Богом или что-либо рожденное человеческой фантазией]» (Св. Коран, 16:99, 100).

«Часть людей, с Божьего благословения, движутся по правильному пути (прямому, верному), а часть — [пошли обходными путями, дебрями и] заблудились. Они [безбожники, сами избравшие себе такой путь, получившие благословение, усердствуя желанием и греховными действиями] взяли себе в ближайшие друзья и соратники дьяволов [Сатану и его приспешников из числа джиннов и людей], помимо Всевышнего. И они думают, что [идя этой дорогой] следуют верному пути?!» (Св. Коран, 7:30).

*

«Когда все закончится [когда позади останутся и Конец Света, и Воскрешение из мертвых, и завершится Судный День], Сатана скажет [обращаясь к тем, кто последовал за ним в разных формах многобожия и греха. Обратится Дьявол к ним, подытоживая все, на что соблазнял людей, а те к нему прислушивались. Он ведь не умирал, а имел отсрочку до Конца Света для набора (вербовки) соратников и будущих соседей по «огненной камере»]: «Воистину и несомненно, обещания Аллаха (Бога, Господа) [переданные вам на разных этапах истории через пророков и посланников Божьих] — истина [как Он обещал, так все и стало]. Я вам также давал обещания [одним говорил, что Воскрешения из мертвых не будет, что вы умрете и превратитесь в прах; другим — о переселении душ (реинкарнации); третьим — о рае на земле и т. п.], но я вам солгал [обещаний своих не выполню, да и не смогу выполнить]. [Кстати] у меня не было власти над вами [вся власть как была, так и осталась у Бога, а у вас, люди и джинны, было право выбора]. Я же лишь приглашал вас, а вы, в свою очередь, отвечали на мое приглашение [и сами заходили на извилистые и опасные тропы «светлого будущего», оскорбляя друг друга, убивая, унижая, вытесняя, борясь за особые VIP-места в обществе и за почетное место в истории.

Вот мы с вами пришли! Теперь мне не будет скучно. Здесь, в Аду, каждому из нас найдется свое местечко. Это — справедливость Творца, Слово Которого (через Писания и призывы пророков) вы так до самой своей смерти и не услышали, не увидели, изучая тот совершенный мир, что окружал вас со всех сторон]. Незачем меня винить, вините лишь самих себя. Тут уже ни я вам, ни вы мне не помощники [в спасении тел и душ от мучений в адской обители].  Все те язычества, что вы придумывали ранее [вознося меня или что-то земное, воображаемое вами, на уровень Бога], я, поистине, отвергал [не соглашался; это не мои принципы и ценности]». Воистину, грешников (язычников) ждет болезненное наказание» (см. Св. Коран, 14:22).

Списать всю вину на Дьявола не удастся

«И когда приукрасил Сатана им их дела [внушил абсолютную уверенность; убедил в безобидности греха; красноречиво подтолкнул на явное преступление], сказал: «[Будьте уверены!] Вы непобедимы [нет оснований для беспокойств, будь то мирских или вечных]. Никто из людей не сможет противостоять вам сегодня! Я с вами (я рядом)». И вот когда две группы уже увидели друг друга [перед битвой; когда интересы двух противоборствующих сторон фактически столкнулись; когда человек осознал свой проступок, измену, преступление], Дьявол попятился назад со словами: «Я — чист [кристально чист, в этом деле среди «улик» вы даже моих «отпечатков пальцев» не найдете], не имею ни малейшего отношения к этому [знать вас не знаю]! Я вижу то, чего вы не видите. [Я очень даже хорошо осведомлен о том, чем проступок или преступление, похоть, неконтролируемый гнев или истерика, а тем более безбожие обернутся для вас.] Я, поистине, боюсь Аллаха (Бога, Господа)! Он сурово наказывает. [Я, может быть, и погрешил бы с вами, но не хочу, чтобы уже заслуженное мною проклятие и вечное наказание в Аду стали еще более страшными]» (Св. Коран, 8:48).

Еще один вариант интерпретации 48-го аята: «И когда приукрасил им Сатана их поступки (дела), сказал: «Сегодня вы непобедимы! [Это, кстати, могут быть и «необузданные» чувства влечения, пробудившиеся, например, у женатого мужчины к другой женщине: «Ваши чувства прекрасны, естественны, вы созданы друг для друга!..» и т. п.] Я [продолжает Сатана свои нашептывания] рядом с вами [будьте уверены, все в порядке, если что — помогу, поддержу!]». А когда две стороны уже увидели друг друга [когда человек настолько близко подошел к опасной черте, что уже перешагивает ее и обратного пути не остается; видит истинное положение дел], Сатана начинает пятиться назад [незаметно удаляется]. [Когда же ему напоминают его обещания о поддержке и покровительстве, то есть когда люди понимают горечь последствий своих ошибок, что их обвели вокруг пальца, что за их напускной бравадой и неуемными, «ошеломительными» чувствами стоит именно искусный художник и «декоратор» Сатана, они начинают поносить его, а] он говорит: «Я чист! [Не имею никакого отношения ни к вам, ни ко всему этому (разгоревшемуся конфликту, братоубийству или совершаемому греху).] Я вижу то, чего вы не видите. [В порыве чувств вы не задумываетесь о последствиях, а я четко знаю, чем все это закончится (горем, обидами, побоями, разбитыми сердцами).] Я [продолжает Сатана], поистине, боюсь Аллаха (Бога, Господа). Он сурово наказывает». Учтите, Сатана большой умелец раскрашивать грех в розовые тона, но когда человек переступает черту, он (проклятый Богом) как ни в чем не бывало удаляется, ссылаясь на страх пред Создателем и оставляя человека у разбитого корыта.

«Сатана говорит: «[На что тебе вера в Бога; на что тебе подготовка к вечности; на что молитва и строгая этика, на что нравственность и усердие в благом, ведь никто «спасибо» все равно не скажет!..] Будь безбожником [ни к чему тебе ощущение божественности благ, зачем верить в силу мольбы, она все равно не будет услышана; махни на все рукой и поступай так, как сам того желаешь; забудь обо всех и вся, живи в свое удовольствие]! Когда же человек становится таковым [пропитывается именно таким отношением к жизни и ко всему происходящему в ней, и жизнь его подходит к концу], Дьявол восклицает: «Я ничего общего с тобой не имею! [Извини, но незачем все свои грехи и проступки валить на меня, это был твой личный выбор, я же соучаствовать не собираюсь, так как] боюсь, страшусь Аллаха (Бога), Господа миров» (см. Св. Коран, 59:16).

Кстати, мы часто рассматриваем до мельчайших подробностей чужие ошибки, а на себя со стороны смотреть не желаем: «Об отвлеченных вещах мы нередко рассуждаем как рьяные моралисты. Когда же речь заходит о ситуациях из собственной жизни (где бдительность и строгость подхода, а также трезвый анализ обстоятельств в контексте сказанного ранее крайне важны. — Ш. А.), планка наших критериев заметно снижается»[18].

Кем будет наполнен Ад

«И [изначально] утвердилось Слово Господа: «Ад будет обязательно наполнен джиннами и людьми, всеми [грешниками из их числа]» (см. Св. Коран, 11:119).

Нам, простым смертным, следует быть ближе к Господу миров, Творцу всего сущего хорошими делами и поступками; устремлениями и намерениями; желанием и умением жить, созидать, тогда мы сможем максимально удалиться от нечистой силы, всего злого и скверного.

Напомню слова, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует): «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение [побуждать к греху] рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]»[19].

Ответы на вопросы по теме

«Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична» — предваряет каждую суру Корана. И я верю, что милость Его возобладает над Его гневом. Такое представление нередко наводит на мысль: мне кажется, что милость Всевышнего охватит собою даже самого Дьявола-Иблиса. И я захожу в своих рассуждениях так далеко, что думаю, будто он станет обитателем Рая (естественно, предварительно побывав в Аду). Предосудительна ли такая мысль сама по себе, ведь известно о мерзости деяний Сатаны?

Здесь важна следующая тонкость: любой человек, пусть даже отрицающий Творца и Его посланников, живет благодаря милости Божьей. Она в этом бренном мире охватывает всех! Но если он умер, так и не поняв, зачем ему были даны эти 60–90 лет, умер, так и не увидев, что все окружавшее его указывало на Создателя и Господа, умер, не уверовав в истинность посланников, Священных Писаний, в Воскрешение и жизнь после смерти, в существование Ада и Рая, то такой человек в Судный День будет отдален от Господа миров и не сможет претендовать даже на малейшее проявление Его милости[20].

Об этом многократно говорится в Священном Коране и Сунне Пророка:

«Они забыли об Аллахе (Боге, Господе) [не осознали ценность веры, практику веры, не реализовали свое духовное начало, не следовали Божьим предписаниям], и Он забыл о них» (см. Св. Коран, 9:67).

Что касается «приоритета», то вы действительно правильно отметили, что Бог избрал для Себя милость в качестве приоритета. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь), когда сотворил все, предписал Себе: поистине, Моя милость побеждает Мой гнев [опережает его, преобладает над ним]»[21].

Также одним из Прекраснейших Имен Всевышнего является ас-Собуур, что означает «Предельно Терпеливый» [не наказывает человека сразу после совершения греха, дает ему возможность раскаяться]. Но!

«Он (Господь) сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах [в работе, труде; занятиях, поступках]» (см. Св. Коран, 67:2).

Пока человек жив, милость Всевышнего по отношению к нему преобладает над гневом, что явно заметно во всех плоскостях нашей жизни.

Однако:

«Нет сомнений, Час настанет [от столетия к столетию вы приближаетесь к нему, и это грандиозное событие идет вам навстречу], но время наступления его сокрыто (никому, кроме Меня, не ведомо). А произойдет оно [наступление Конца Света] для того, чтобы каждая душа [в Судный День] получила заслуженное воздаяние, итог своих [мирских] усилий, стараний» (Св. Коран, 20:15).

В Судный День будет приоритетом именно Справедливость Творца. Милость распространится только на уверовавших в Него при жизни:

«Тот, кто предстанет [в Судный День] пред Богом грешником [преступником, безбожником, кто так и не изменился за всю свою сознательную жизнь, следуя убеждению «горбатого могила исправит»], тому — Ад [огненная геенна], где он не умрет, но и жить не сможет. Кто же предстанет пред Ним верующим, совершавшим благие дела [а не оставлявшим их на бессрочное «потом»], им — высочайшие уровни [в Раю]» (Св. Коран, 20:74, 75).

Суть заключается в том, что деяния людей и джиннов основаны на свободе выбора. И от того, как реализуется данный выбор, будет зависеть исход дел.

Что же касается исхода дел Сатаны, то об этом сказано в Священном Писании:

«Когда Всевышний сотворил человека, сказал Он ангелам: «Поклонитесь ему [из почтения и уважения к новому творению Господа], и ангелы совершили поклон, кроме [надменного и очень умного джинна] Иблиса (Сатаны), который, возгордившись, отказался и стал одним из неверующих». И сказал [Сатана]: «Я лучше него. Ведь Ты сотворил меня из огня, а его — из [какой-то] глины». Ответил Всевышний: «Выйди из Рая. Ты побиваем камнями[22]. Над тобой Мое проклятие до Дня Суда». Иблис, попросив отсрочку и получив ее, воскликнул: «Клянусь величием Твоим! Я обольщу их всех, кроме искренне уверовавших в Тебя [кто будет тверд в вере и не поддастся на мои увещевания]». И завершилось это словами Творца: «Я тобою и теми, кто последует за тобой, наполню Ад» (см., например, Св. Коран, 38:71–85).

И разве заслуживает хоть малейшего сочувствия тот, кого проклял Творец и кто клянется величием Его, что будет побуждать ко злу именно нас — людей?! Всевышний, предвосхищая всевозможные человеческие фантазии, домыслы, однозначно указывает на роль Сатаны:

«Разве Я [говорит Господь миров] не завещал вам (не повелевал) [через пророков Своих и посланников], чтобы вы не поклонялись Сатане [и всему тому, к чему призывал он вас помимо Бога], [ведь] нет сомнений в том, что он для вас — явный враг» (см. Св. Коран, 36:60).

К тому же в Коране есть немало аятов, где сказано, что в Аду будут и те, кто останется там навечно:

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) проклял отрицающих Бога [отрицающих постулаты веры, отстранил их от Своей милости] и уготовил для них адское пламя, в котором гореть им вечно. Не найдут они там для себя ни покровителей, ни помощников. [Там правит всем воля Божья, иное бессильно]» (Св. Коран, 33:64, 65).

*

«Кто же будет непокорен Аллаху (Богу, Господу) и Его посланнику, тому, поистине, — огонь Ада, где он навечно, навсегда» (Св. Коран, 72:23).

Но для людей и джиннов, с учетом вышеприведенных аятов, присутствует и милость Всевышнего. Она в том, что человек, «хоть на вес пылинки» уверовавший в Единого и Единственного Бога и Мухаммада как посланника Его, когда-нибудь, но попадет в Рай по милости Творца. «Какой бы раб Божий ни засвидетельствовал, что нет бога, кроме Единого Господа, и что Мухаммад — раб Его и посланник, сделав это с искренностью в сердце, Всевышний непременно удалит его от Ада»[23].

Если джинны более осведомлены, чем люди, и обладают невероятными возможностями, то как это соотносится с тем, что среди них есть неверующие (в Единого Бога)? По сути, если перед ними приподнята завеса и они знают, как устроено это мироздание, знают о существовании Творца, как они могут называться неверующими?

Завеса перед ними не приподнята. Они не все знают. Их знания и возможности имеют свое ограничение, увязанное с предоставленной им свободой выбора.

Они знают о существовании Творца, как и мы, люди. Мы тоже знаем, но верить в это и делать что-то в контексте этого зачастую не хотим.

Как Шайтан будет гореть в Аду, если он сам создан из огня?

Человек не растворяется в воде, хотя создан из глины.

Как защитить себя от нашептываний Сатаны?

Читайте две последние суры Корана (а лучше — три)[24], особенно на ночь. И не обращайте на них (нашептывания) никакого внимания, не реагируйте. Можете также дополнительно совершить малое омовение, но только не более одного раза.Займитесь чем-то интересным и полезным, например, спортом, чтением, посещением родственных вам по духу людей. Изучите, например, книгу Михая Чиксентмихайи «В поисках потока» и научите себя входить в состояние потока в работе, делах. И конечно же, говорите добрые слова в адрес близких, оказывайте им всестороннюю помощь и внимание. Конкретные цели и дисциплинированное движение вперед в их реализации, строгая самодисциплина и режим дня, учеба и работа… Все это наполняет жизнь верующего смыслом и защищает от дьявольских нашептываний, которые следует просто игнорировать через активность и занятость полезным и созидательным.

Может ли Сатана и его слуги (неверующая часть джиннов) читать мысли людей? Могут ли они каким-то образом узнавать мысли человека? Могут ли они узнать, что намеревается сделать человек, если он не говорит о своем намерении никому?

Мысли они читать не могут. В каких-то ситуациях некоторые из них могут нашептывать, желая, чтобы человек совершил грех или просто дурной поступок.  

Я из Туниса. В нашей стране многие верят в то, что джинн может контролировать человека и жить внутри него. Возможно ли это?

Невозможно.

Правильно ли я понимаю, что плохие чувства, мысли от Сатаны?

Не все, хотя многие. Шепот его в наших душах бывает. Мы можем пробуждать в себе эти ощущения, следуя сатанинскому влиянию и нашептываниям, удаляясь тем самым от Всевышнего и Его безграничной милости, но смысл в том, чтобы не отвлекаться на это, не реализовывать предлагаемую форму зла, а знать свое дело, видеть свои цели и позитивно, созидательно двигаться дальше по жизни.

Возможно ли благотворное общение с джиннами и насколько оно одобряемо или порицаемо вообще?

Запретно. Мир джиннов имеет свои законы и правила, их природа в корне отличается от человеческой. Всевышний разделил эти два параллельно существующих мира не случайно. В Судный День представители обоих миров встретятся, а на этапе мирского существования в этом для нас с вами пользы нет, а больше опасностей, в том числе в виде потери рассудка, жизненной стези, в которой каждая минута движения вперед — на вес золота.

Правда ли, что дети видят джиннов?

Неправда.

1. Несколько лет назад я услышал обрывок разговора двух стариков о том, что архангел Джабраил (Гавриил) упросил Аллаха дать ему (Джабраилу) возможность воспитать чьего-то незаконнорожденного ребенка. И Всевышний дал ему эту возможность, но заранее предупредил, что незаконнорожденный не может быть благородным, хорошим во всех отношениях человеком. И несмотря на то что его воспитателем был сам архангел Джабраил, вышло так, как сказал Творец. Спросить у стариков, о ком идет речь, я постеснялся, а сейчас меня мучает вопрос: не шла ли речь об Иблисе (Сатане)?

2. Вступают ли джинны в брак, как и люди?

1. Это больше похоже на народную притчу, придуманную для сдерживания людей от внебрачных отношений. В авторитетных богословских источниках такой истории не присутствует.

2. Да, они также вступают в брак, рожают детей и по истечении срока жизни умирают.

Насколько я помню, по сунне Пророка черную собаку нужно убить, так как она считается шайтаном. Я пребываю немного в шоке от этого и недоумеваю. Посланник Божий призывал убивать животное, которое не виновато в том, что родилось черным, и уж тем более не виновато, что в него якобы вселился дьявол или может вселиться. Если я изначально задал свой вопрос правильно, то убедительная просьба к вам — объяснить эту непонятную и жестокую сторону сунны Пророка.

«Пророк приказал убивать собак [которые несут опасность для здоровья и жизни людей]»[25]. Посланник Всевышнего говорил: «Убивайте тех собак, что черны как смола»[26]. В некоторых хадисах оговорено, что «абсолютно черная, подобно смоле, собака — дьявол [одна из форм его появления в людской среде]»[27]. Имеются в виду те собаки, которые потенциально опасны для людей, черные из их числа стоят первыми по опасности.

Если говорить о современной практике многих государств и обществ, то бездомных собак обычно отлавливают и помещают в специальные приюты. Их стерилизуют, обрабатывают медицинскими препаратами, лечат, и они содержатся там некоторое время. Потом их могут передать желающим забрать. В некоторых странах по причине многочисленности бездомных собак и нехватки приютов возможен их отстрел, та или иная форма умерщвления.

Наша мама серьезно болеет, говорят, что на нее навели порчу. Случилось это 5–6 лет назад. Мы ее возили ко многим лекарям, но никто не смог ей помочь. Один человек, который занимается изгнанием джиннов из людей, читая аяты из Корана, сказал, чтобы постоянно ставили диски с записью этих аятов дома, но она не может их слушать, становится агрессивной. Сначала ее болезнь не так сильно проявлялась, она просто стала замкнутой, потом шепотом говорила сама с собой, а сейчас во весь голос кричит. Разговор проходит в виде диалога и постоянных споров и ругани. Наверное, джинны постоянно спорят. Они полностью контролируют ее жизнь, она во всем им подчиняется, надевает, что они ей скажут, ест, что они разрешат, идет, куда они скажут, а они ничего разумного ей не говорят. Все это мы слышим из ее же разговоров. Как с этим бороться, мы не знаем, потому что добровольно она не хочет лечиться, да и к кому обратиться тоже не знаем, в нашей республике нет таких людей. И еще нас волнует вопрос: могут ли джинны как-то навредить остальным членам семьи? Дело в том, что у нас есть маленький ребенок, а скоро родится и второй. Как нам защитить и себя, и своих детей от них, потому что, как мне кажется, и аура в доме тоже тяжелая, меня постоянно мучают головные боли, и муж тоже на них жалуется, когда приходит домой. Марьям.

Первостепенно следует понять, что мама — больна психически и за 6 лет болезнь сильно прогрессировала. Прочитайте хотя бы одну книгу по нейробиологии, лучше, если это будет одна из книг Дэниэла Дж. Амена.  Изучите, что способствует оздоровлению функций мозга (физические нагрузки и правильное питание в том числе, а также — здоровый сон). Постарайтесь оздоровить атмосферу в семье. Не думайте о плохом и не говорите о нем. Больше положительных эмоций[28]. Ваши недомогания и головные боли — от вашего негативного восприятия происходящего. Внесите изменения в интерьер жилья, выкиньте все старое и залежавшееся, проведя генеральную уборку в доме, в голове и в теле.

И следует постараться купить отдельное жилье где-то неподалеку. За мамой станете ухаживать, помогать ей, но дети ваши не будут находиться под давлением этой нездоровой атмосферы.

Меня мучают шайтаны, это выражается в том, что я веду себя неадекватно: начинаю себя душить, появляется тошнота, сильный кашель, говорю не своим голосом неприсущие мне слова, теряю сознание. Меня не покидает чувство апатии, мне очень сложно находить в себе силы вообще что-то делать, есть нежелание жить! Я соблюдаю религиозную практику. Очень хочу научиться радоваться этой жизни, которую мне даровал Господь, ведь мне всего 24 года!

Вам нужно выгнать всю эту дурь из себя посредством серьезных физических нагрузок (ходьба минимум 10 км в день или велосипед, а также занятия аэробикой минимум 2 часа и через день; если вы мужчина, тогда — 1,5 часа в день бейте по груше со всей мощью, но грамотно, дабы не травмировать руки). Также вы должны работать на той работе, которая вам нравится и от которой вы ощущаете приятную усталость. Вам следует заполнять свой день полезными делами до предела и вечером просто валиться с ног от усталости. Ни Интернета, ни телевизора. Заставлять себя придется в течение 2–3 месяцев, именно в этот период будет особенно тяжело — перестройка мозга и всего организма. Но без этого ничего серьезного и долгосрочного не получится. Прочитайте несколько книг из рекомендуемых мной на сайте umma.ru и поймите, что из того состояния, в котором вы оказались, выйти так просто не получится. Нужно серьезно попотеть, в том числе и в прямом смысле этого слова. В современных реалиях, когда отсутствует хорошее позитивное окружение и информационная среда, вы не одиноки. Хотя бы это пусть вас успокоит.

Однажды ночью мы приехали с мужем и моим братом в родительский дом из другого города, сразу легли спать, я стала засыпать и сквозь сон услышала, как открывается входная дверь, четкие шаги дошли до нашей спальни, словно кто-то вошел и остановился у кровати за моей спиной. Я не могла пошевелиться, меня как будто бы сковало, и чем-то начали постукивать меня по ногам. Минуты через две отпустило, я смогла пошевелиться. Через несколько минут все это повторилось снова. Я очень испугалась и больше не могла заснуть. Утром мой брат рассказал мне то же самое. Скажите, что это было? Есть ли таким вещам какие-либо объяснения? Халида.

Не обращайте внимания. Включайте ночник и читайте перед сном молитву[29]. Будьте уверены, что никто и ничто вам не навредит. И закрывайте входную дверь.

Под утро у меня было видение, что в комнате перед кроватью стоит огромная кошка, мифически сияющая. Стало безумно страшно, и я начала громко звать маму. Мама тут же пришла. Видение и крик — все было сквозь сон. Крик был безумный, всех разбудил. Состояние долго было тревожным. Как к этому относиться? Эльвира.

Больше регулярных физических нагрузок, больше овощей и фруктов. На ночь не наедаться. Не смотреть перед сном телевизор и не играть в электронные игры. Надеюсь, вы не смотрите фильмы ужасов.

У меня дома на стене появился нарисованный глаз. Он появился, когда я лежала на кровати и молилась. Вдруг почувствовала, что кто-то или что-то смотрит на меня, и тут я увидела этот глаз, который есть там и по сей день. Я не испугалась, ведь все происходит по воле Аллаха. Что это может значить? Назира.

Предполагаю, что вы любите смотреть либо смотрели фильмы из категории мистики и ужасов. То, что вы видите, — это фантазия вашего разума. Никакого смысла в это я бы на вашем месте не стал вкладывать. Развивая свою фантазию в этом направлении, вы можете навредить своей психике. Будьте осторожны. Советую хотя бы раз в день на первых порах читать азан в вашей комнате. Читать его вы можете без посторонней помощи, самостоятельно.

К нам в Башкирию приезжал экстрасенс-целитель с косыми глазами. Все к нему ходили на лечение, в том числе и я. Лечила давление, голова кружилась, пульс поднимался. А в результате он загипнотизировал меня, все лето у меня дрожало тело, ноги. Он вселил в меня джинна. Это я сейчас понимаю, что все экстрасенсы связаны с джиннами. Через несколько месяцев у меня стала настолько сильно болеть голова, зрачки расширялись, я думала, что умираю. Как теперь уничтожить этого джинна, которого вселили в меня? Лилия.

Запишитесь на аэробику в женскую группу, причем в такую, где занятия проходят три раза в день и по одному часу. Ходите на эти занятия как минимум три месяца, за эти три месяца прочитайте 10 книг из рекомендуемых мной на сайте umma.ru, каждый вечер перед сном читайте для себя суру «аль-Фатиха» и последние три суры Корана[30]. Через три месяца при жесткой самодисциплине и без пропусков того, что я перечислил, напишите нам о вашем самочувствии.

Десять лет назад наша семья переехала в квартиру, которая до этого была коммунальной, и мне с младшей сестрой досталась комната, которая раньше была детской. Насколько нам известно, ничего особенного в этой комнате не происходило. Но с самого начала я чувствовала чье-то присутствие в ней, будто кто-то смотрит на меня. Иногда бывало, что, проходя мимо комнаты, я боковым зрением могла заметить нечто постороннее, но, резко оборачиваясь, понимала, что никого не вижу. Испуганная, я читала «аль-Фатиху», и страх уходил. Думала, что я еще маленькая и впечатлительная и, наверное, надумываю себе. Но в последние годы стала чувствовать присутствие «этого» гораздо сильнее и чувствовала его в углу той комнаты. Мне стали сниться кошмары. В одном из них «оно» подкралось сзади и ударило меня в спину, и я проснулась с синяком в том месте, куда пришелся удар. В том сне это существо не имело материи, оно было как сгусток энергии. В другом сне я увидела двух существ: одно был огромное и сильное, ростом под потолок (тогда действие происходило в моей комнате), второе не доходило ему до пояса и пряталось у него за спиной. Я таких существ не видела никогда в жизни, я не могла запомнить их образ из фильма или книги. Они пришли за мной, я это ясно чувствовала. Но как только я опомнилась, то начала читать молитву и проснулась, не дочитав ее. В другом сне действие также происходило в моей комнате, будто был обычный день, и я сидела и разговаривала с родными, как вдруг из того же угла поднялось нечто, налетело на меня, схватило за шею и потащило по полу так, что я не могла освободиться. Оно душило меня. И снова спасла только молитва. Шея болела еще несколько дней.

Я долго сомневалась, обращаться ли к вам за советом. Ведь моя сестра, которая спит в той же комнате, не чувствует ничего подобного и считает, что я слишком впечатлительная. Что вы посоветуете мне? Я знаю, что не должна бояться таких вещей и что мои страхи говорят только о слабом имане (вере). Но пока я работаю над укреплением своей веры, хотела бы знать, как избавиться от ощущения присутствия этого существа в доме? Возможно, вы убедите меня в том, что я себе все это придумала. Марьям, 20 лет.

Вам нужно выбросить из квартиры все то, что принадлежало старым хозяевам, заменить паркет или линолеум, покрасить стены или поклеить новые обои. Все эти элементы комнаты пропитаны энергетикой того, кто в ней жил, и передают некие сигналы, импульсы, которые вы чувствуете. После того как сделаете ремонт, в комнате все это сразу прекратится. Единственное — в вашей голове останутся впечатления, сны и различного рода видения, которые также нужно будет выбросить, но в иной форме (например, самовнушением заменив образы, а молитвами и медитацией включив и поддерживая внутреннее глубокое спокойствие).

Со мной это произошло всего один раз, а вот с моим коллегой по работе происходит часто. Дело в том, что он просыпается ночью и не может ни двинуться, ни сказать, лежит как парализованный, а вокруг него какие-то существа (не знаю, как их назвать, то ли черти, то ли джинны) прыгают, бегают и издевательски смеются. Я стал читать аят «аль-Курси» перед сном, и это больше не повторялось. А моему товарищу ничего не помогает. Правда, есть между нами разница: я читаю намаз, он — нет. И он считает, что, может, это какой-то знак для того, чтобы он начал совершать намаз. Как быть моему товарищу? Эмин.

Полностью откажитесь от фильмов ужасов и всего того, что связано с мистикой, что заставляет ваше сердце содрогнуться. На ночь ни в коем случае не смотрите телевизор.

Ваш товарищ пусть начинает практиковать религиозную практику.

И важны серьезные физические нагрузки, такие, чтобы заставляли конкретно пропотеть. Регулярность — через день, три раза в неделю.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] О том, что будет с джиннами после Судного Дня, нет однозначной и достоверной информации. Основное обоснованное мнение — у них все так же, как и у людей. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 13. С. 387, 388.

[2] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 139.

[3] «Я [воскликнул Сатана] лучше, совершеннее его! Ты [о Господи] сотворил Меня из огня, а его [Адама] — из глины» (Св. Коран, 38:76).

[4] В Коране сказано, что Иблис стал «одним из кяфиров». «Кяфир» переводится с арабского языка как «скрывающий (веру), отрицающий (блага Господа), неблагодарный, неверующий, безбожник».

[5] «Они во всем покорны Аллаху (Богу, Господу) и [беспрекословно] выполняют то, что велено» (см. Св. Коран, 66:6).

[6] Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг.) — известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра; считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

[7] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17. Т. 8. С. 297, а также т. 15. С. 177.

[8] Это суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас». Их арабский текст, транслитерацию и перевод смыслов вы можете найти в последующих материалах книги.

[9] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 4, с. 358.

[10] Пророки и посланники Божественной милостью защищены, удалены от грехов. Испрашивание прощения — это одна из форм устремленности души к Господу миров.

Кстати, нам, обычным верующим, также нет необходимости грешить, дабы просить у Всевышнего прощения. Говоря, например «астагфирул-ла» (прости, Господи), мы возвращаемся к Богу, обращаемся к Нему, устремляемся душой, мыслями.

[11] Одному Богу доподлинно известно, почему упомянут именно Моисей. Комментируя отсутствие упоминания Иисуса, некоторые мусульманские ученые говорили о том, что основой периода Моисея и периода Иисуса является все-таки Тора, а Евангелие было лишь дополнением к ней. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 326.

[12] См.: аз-Захаби Ш. Китаб аль-кяба’ир [Книга больших грехов]. Каир: ас-Салям, 1985. С. 80, хадис № 99.

Степень достоверности данного хадиса очень низкая, но он применим в качестве мудрого наставления, назидания.

[13] Ибн ‘Аббас говорил: «Данный аят четко указывает на то, что никто не имеет права решать за Бога, кто попадет в Рай, а кто — в Ад. Известно это и подвластно только Всевышнему Аллаху». См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 4. С. 391.

[14] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда; а также от Сафийи; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 605, хадис № 2039; там же. Т. 4. С. 1955, хадис № 6219; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 125, хадис № 2036, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т., 1992. Т. 1. С. 139, хадис № 68; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 8. С. 428, хадис № 3671, «сахих», а также т. 10. С. 348, хадис № 4497, «сахих».

[15] Это один из богатейших родов человечества по материальному достатку, духовным ценностям и уровню предоставленной им Богом власти.

[16] Это второй, альтернативный вариант перевода использованного в хадисе слова.

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3431; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 483; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 453; аль-Муттакы А. (умер в 975 г. по хиджре). Кянз аль-‘уммаль. Т. 15. С. 811, хадис № 43224.

[18] Этот факт подтвердили ученые под руководством доктора Денниса Кребса из университета Simon Fraser в Барнаби (Канада). См.: Мораль сближает // Psychologies, № 3, 2006.

[19] Хадис от Абу Саида; св. х. Ахмада, Абу Я‘ли и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 124, хадис № 2025, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т., 2002. Т. 4. С. 1624, хадис № 2344; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 180; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф [Побуждение (к благому) и удержание (от греховного) в пророческом наследии]. В 4 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1968. Т. 2. С. 467, 468, хадис № 3, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 10. С. 430.

[20] В Коране сказано: «Они будут кричать (вопить, звать о помощи): «Господи, выведи нас отсюда! Мы непременно будем совершать благие дела, а не те, что совершали ранее [в земной жизни]!» [Последует ответ]: «Разве Мы не дали вам столько времени [столько земных лет], что прислушивающийся [к наставлениям пророков и заветам Писаний] мог бы прислушаться?! [У вас были все возможности познать азы, изучить основную часть теории и применять самое главное на практике.] К вам ведь приходил предостерегающий [Божий пророк, посланник либо переходило оставленное им наследство наставлений и предписаний]! А теперь вкусите [наказание вечного Ада как результат собственного выбора]. Грешникам [когда грехом, сопровождающим всю жизнь, явилось безбожие] никто не поможет» (Св. Коран, 35:37).

[21] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 112, хадис № 1788, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 463, хадис № 4295, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 986, хадис № 3194; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1101, хадис № 16–(2751).

[22] Другой вариант перевода: «Выйди же вон [из Рая; из ангельского окружения; с того уровня, на который вознесли тебя дарованные Мной знания и милость Моя]. Ты, воистину, проклят [удален навечно от Божьей благодати и милости]».

[23] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 63, раздел «Вера», хадис № 19.

Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 47, хадис № 53–(32).

[24] Это суры «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас». Их арабский текст, транслитерацию и перевод смыслов вы можете найти в последующих материалах книги.

[25]  См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 738, хадис № 1809 и пояснение к нему.

[26]  См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 459, хадис № 1490, «хасан сахих».

[27]  См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 459.

[28] Прочитайте также книгу: Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым.

[29] Выбрать подходящую молитву-ду‘а вы можете в последующих материалах книги.

[30] Эти суры, их арабский текст, транслитерацию и перевод смыслов вы можете найти в последующих материалах книги.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1